Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 17:29, курсовая работа
Внутренние изменения и внешние противоречия торговой организации, так или иначе, связаны с товарными запасами, что говорит о необходимости научного подхода к управлению ими. Однако прежде чем приступать к научному управлению запасами, необходимо правильно представлять себе роль и значение запасов, факторы и их образования, мотивы их создания. Обратимся к существующим в теории и практике определениям товарных запасов.
Введение
1. Основные положения теории управления запасами
2. Типы моделей управления запасами
3. Виды систем управления запасами
4. Проблемы управления материальными запасами
5. Основные показатели управления запасами
6. Определение оптимального размера текущего запаса.
Заключение
Список литературы
Введение | ||
1. | Основные положения теории управления запасами | |
2. | Типы моделей управления запасами | |
3. | Виды систем управления запасами | |
4. | Проблемы управления материальными запасами | |
5. | Основные показатели управления запасами | |
6. | Определение оптимального
размера текущего запаса.
|
|
Заключение | ||
Список литературы |
Введение.
Внутренние
изменения и внешние
Согласно
справочнику по материально-техническому
снабжению товарные
запасы - продукция, находящаяся в
процессе обращения (на складах производственных
предприятий, торговых и сбытовых организаций,
в розничной торговой сети и в пути) и предназначенная
для реализации. Сущность товарных запасов
хорошо показана К.Марксом в «Капитале».
По Марксу, «посредством акта Т`-Д` реализуется
как авансированная капитальная стоимость,
так и прибавочная стоимость. Кругооборот
обуславливает фиксацию капитала. Лишь
выполнив функцию, соответствующую той
форме, в которой он находится в данное
время, он приобретает форму, в которой
может вступить в новую фазу превращения…Задержка
товаров – необходимое условие их продажи».
Таким образом, из данных определений
вытекает, что основная
роль товарных запасов – обеспечение
непрерывности процесса воспроизводства,
а также реализация прибавочной стоимости.
Существование хотя бы одного из следующих факторов приводит к необходимости иметь запасы:
1) колебание спроса на товары;
2)
колебание сроков поставки
3)
определенные условия,
4)
наличие некоторых издержек, связанных
с дефицитом (отсутствием
В большинстве ситуаций, возникающих в торговой деятельности, наблюдается совместное появление этих факторов. Очевидно, что лишь в исключительно редких случаях предприятие сможет работать при отсутствии запасов.
Модель управления запасами состоит из трех блоков:
1)Блок прогнозирования продаж — прогнозирование недельных/дневных продаж товара;
2)Блок управления запасами — оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса и т. д. с учетом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
3)Блок управления
поставками — оптимизационное планирование
поставок внутри логистической сети компании
с учетом планируемых продаж, поставок
от производителя, наличия остатков, транспортных
мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.
1. Основные положения теории управления запасами.
Теория
управления запасами относится к
числу наиболее молодых отраслей
исследования операций, хотя отдельные
результаты ее получены достаточно давно.
Впервые подобная задача применительно
к определению резервных
Основы современной теории управления запасами – постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе – были сформулированы в работах Эрроу К., Гарриса В., Маршака С. и Дворецкого А. Разработка этих идей в дальнейшем была подхвачена в ряде статей, обсуждающих как отдельные аспекты самой теории, так и вопрос в целом.
В качестве примеров рассматриваемых задач в зарубежной литературе по управлению запасами можно привести следующие: определение «точки заказа», «оптимальной партии заказа» (с фиксированным заказом, с фиксированной периодичностью заказа), «системы с двумя фиксированными уровнями запасов» и т.д. В созданной теории рассматриваются, например, такие задачи как:
При
решении этих задач рекомендовано
оценивать экономичность (и, если удается,
оптимизацию) управления запасами. Оцениваются
стоимости: хранения, поставок, штрафных
санкций и т.п., осуществляется статистический
анализ спроса и т.д. В разработанной
теории постановка практических задач
управления запасами, как правило, приводит
к многономенклатурным
Ситуация,
рассматриваемая при расчете, однако,
сильно упрощается при
Согласно теории управления запасами, создание запасов почти всегда неизбежно и хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линий поведения. Наличие альтернативных линий поведения означает, что администрация предприятия обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил
принятия решении, удовлетворяющих функции цели (такой, как, например, минимизация издержек), подверженной определенным ограничениям налагаемым политикой фирмы, наличием помещений, капитала, рабочей силы и т. д. В качестве критериев оптимизации обычно выбираются также следующие: минимальная величина совокупных издержек, минимальная величина запаса, максимальная вероятность бездефицитной работы, максимальная рентабельность, максимальная оборачиваемость оборотных средств.
Почти
для всех методов решения этих
задач требуется построение модели
процесса (математической, статистической,
имитационной). Обычно такие модели
основаны на системе соотношений, связывающих
интересующие нас переменные величины.
Эти соотношения позволяют
Использование моделей для анализа и решения научных проблем – вопрос не новый. Моделирование является общим методом во многих науках. Модель Уилсона не является единственной или наилучшей моделью из числа имеющихся в настоящее время, в то же время она помогает понять поведение запасов и во многих практических случаях позволяет эффективно регулировать и контролировать уровни запасов.
Модель
может принимать любую форму.
Имитационные модели часто являются
почти точным аналогом процесса управления
запасами. Модели массового обслуживания
являются статистическими и предполагают
определенные допущения относительно
распределения спроса и распределения
моментов пополнения запасов и относительно
их взаимодействия. В некоторых моделях
соотношения между показателями
кажутся слишком упрощенными, и
тем не менее, эти модели дают полезные
и важные результаты. Для того чтобы
модель оказалась полезной, она должна
удовлетворять требованиям: обеспечивать
возможность применения математического
аппарата (непосредственно, путем соответствующих
упрощающих аппроксимаций или с
помощью моделирования на вычислительной
машине) и должна приводить к решениям
или разумным выводам. Кроме того,
модели, которые необходимо существенно
изменять при небольших колебаниях
характера процесса, имеют до некоторой
степени ограниченную ценность. Еще
более важно, чтобы в модели рассматривался
и численно оценивался процесс принятия
решений, приемлемый в реальных условиях.
Модель, в которой обычные решения
могут приниматься лишь после
математических вычислений, совершенно
не подходит для большинства торговых
и промышленных предприятий. С другой
стороны, неприемлема и модель, упрощенная
до такой степени, что она становится
слабо связанной с реальной действительностью.
Таким образом, полезные и эффективные
модели заключены между этими
двумя предельными случаями. Наличие
быстродействующих
Классификация запасов по времени представлена на рис. 2.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различный системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный (или страховой) запас предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств.
Объем
заказа Максимальный желательный запас
|
Рис. 2. Виды запасов по времени учета
При
анализе управления запасами должны
рассматриваться некоторые стои