Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются изучения стратегического планирования как основы системы планов и как основы эффективного управления предприятием.
Задачами данной курсовой работы являются:
- рассмотрения понятия «планирования» в целом, его видов и функций;
- определения понятия «стратегического планирования»;
- выявление этапов разработки стратегического плана;
- разработка мероприятий и рекомендаций по развитию стратегического планирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие планирования и его виды
1.1 Сущность и функция планирования
1.2 Необходимость планирования
1.3 Виды планирования
Глава 2. Стратегическое планирование
2.1 Понятие стратегического планирования
2.2 Цели и задачи стратегического планирования
2.3 Этапы разработки стратегического плана
Глава 3. Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»
3.1 Характеристика деятельности магазина «Адидас»
3.2 Разработка перспективного плана развития
3.3 Совершенствование ценовой политики магазина «Адидас»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Данилу.docx

— 74.72 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие планирования и его виды

1.1 Сущность и функция планирования

1.2 Необходимость  планирования

1.3 Виды  планирования

Глава 2. Стратегическое планирование

2.1 Понятие  стратегического планирования

2.2 Цели  и задачи стратегического планирования

2.3 Этапы  разработки стратегического плана

Глава 3. Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»

3.1 Характеристика  деятельности магазина «Адидас»

3.2 Разработка  перспективного плана развития 

3.3 Совершенствование  ценовой политики магазина «Адидас»

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Планы являются основой организационной деятельности, так как без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. И еще одна важная роль планирования в современных условиях состоит в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов. Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнем мире настолько высоки, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средств создания плана деятельности как на перспективный, так и на текущий периоды и дает основу для принятия управленческих решений.

Учитывая всевозрастающую ограниченность ресурсов, очень важно добиваться их максимально эффективного использования. План должен быть разработан настолько умело, чтобы использование ограниченных ресурсов было оптимальным.  Важную роль в деятельности предприятия играют капитальные вложения. Они должны давать прибыль как можно раньше. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость разработки плана и его строгого выполнения.

Вследствие  возрастающих издержек, усложнения производственно-хозяйственных связей, роста цен и динамичного изменения факторов внешней среды растет элемент риска в деятельности предприятия. Кроме обоснования технической реализуемости плана для нормального функционирования предприятия необходимы также аргументированные графики и расчетные оценки в качестве доказательств его способности и возможности эффективно достигать поставленных целей. Поэтому в план деятельности предприятия должны быть включены разделы, относящиеся к его организационно-техническому развитию, основной деятельности, ее обеспечению и обслуживанию, планы по себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансовый план.

На процесс  реализации плана влияют изменения внутренних и внешних условий. Поэтому предусматривается оперативное планирование, в котором

учитываются последствия изменившейся ситуации. Оно используется для принятия решений в любой возникшей ситуации. Планирование является динамическим в том смысле, что в начальный план вносятся изменения с целью отражения изменившихся условий. Следует подчеркнуть, что изменения возможны лишь при условии существования самого плана.

Планирование  ради планирования бессмысленно. Ценность плана проявляется в процессе его выполнения. Прогресс в его реализации должен быть сопоставлен с запланированными целями, относительно которых корректируются отклонения в деятельности предприятия. Если корректировка не может привести работу предприятия в соответствие с планом, то последний должен быть пересмотрен. Разработанный график деятельности предприятия и бюджет плана выдерживаются благодаря наличию управления, которое важно не менее (если не более), чем исходный план.

Целью данной курсовой работы являются изучения стратегического планирования как  основы системы планов и как основы эффективного управления предприятием.

Задачами  данной курсовой работы являются:

- рассмотрения  понятия «планирования» в целом,  его видов и функций;

- определения  понятия «стратегического планирования»;

- выявление  этапов разработки стратегического  плана;

- разработка  мероприятий и рекомендаций по  развитию стратегического планирования. 

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

1.1 СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Любая организация — это совместная координируемая деятельность группы людей для достижения их общей цели. Исходным пунктом управления являются формирование и выбор его целей. Как известно, целенаправленность — главная черта любой человеческой деятельности, поэтому она присуща и управлению.

Управление  — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их. В рыночных условиях для того, чтобы выжить, быть успешной в течение долгого времени, достичь своих целей, организация должна быть как результативной, так и эффективной. По словам популярного исследователя

в области  управления П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи". А эффективность является

следствием  того, что "эти вещи создаются правильно". Эффективность достигается именно процессом управления, который выполняет взаимосвязанные функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна

отвечать  на следующие три вопроса:

1. В  каком состоянии организация находится в настоящее время? Руководители должны оценивать ее слабые и сильные стороны, возможности и опасности для нее в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.

2. В  каком направлении хочет двигаться организация? Оценивая такие возможности и опасности в своей окружающей среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические условия, социальные и культурные изменения, НТП и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.

3. Каким  образом организация собирается сделать это? Ее руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь ее целей.

Именно  посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия. Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов. Планирование представляет собой набор действий, предусматривающих определение цели организации, параметров взаимодействия между задачами, работами и членами организации, распределение ресурсов и выбор других

организационно-технологических, экономических и мотивационных решений, обеспечивающих достижение целей организации.

Планирование можно рассматривать как непрерывный, детерминированный по времени и месту процесс определения целей и обеспечения согласованной деятельности всех членов организации и ее элементов при ограниченных возможностях и времени, увеличивающихся и усложняющихся зависимостях от внешней среды.  
 

1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ  ПЛАНИРОВАНИЯ

В современной  экономике большинство хозяйственных (и не только хозяйственных) задач выполняется, как правило, на основе проекта или плана. Это означает, что сначала определяются конечные цели, а уже потом предпринимается попытка достичь их в соответствии с некоторыми временными, стоимостными и другими ограничениями.

Первым  из аспектов планирования является увеличение масштаба хозяйственных задач, их комплексности по мере научно-технического прогресса. Сложность порождает разделение задачи на составляющие работы, на выполнение которых затрачиваются деньги, ресурсы и время. Каждая выполненная работа привносит свой вклад в решение задачи, а решение каждой задачи — в достижение целей организации. В плане концентрируются все принимаемые решения по достижению этих целей. При планировании мы пытаемся ответить на следующие вопросы:

1. Что  должно быть сделано? 

2. Когда  это будет сделано? 

3. Кто  будет это делать?

4. Где  это будет сделано? 

5. Что  необходимо для этого? и т.  д. 

Комплексность порождает необходимость в специализации, а поскольку каждый специалист "разговаривает на своем языке", то специализация может привести к нарушению взаимных согласованных действий (контактов). Каждый из специалистов ответственен за свою специальную область жизнедеятельности организации. Каждый имеет свою точку зрения и думает

о целях  и задачах организации иначе, чем другой. Поэтому должен быть найден способ общения и объединения мнений всех специалистов, чтобы скоординировать их действия. То мнение, которое имеет руководство относительно путей, методов и способов достижения целей организации, может отличаться от мнений других сотрудников на этот счет. Именно при планировании мнения различных специалистов объединяются в единое целое; посредством плана руководство может довести до исполнителя свою точку зрения на все факторы достижения целей организации.

Второй  важный аспект планирования — это возрастающее значение времени. Любые продукты, услуги или идеи должны быть представлены рынку, потребителям и другим не рано или поздно, а именно в срок. Если предприятие собирается наладить выпуск некоторой продукции до того, как с

аналогичной продукцией смогут выйти на рынок  конкуренты, то оно должно

уложиться в соответствующие сроки. Эти  временные факторы предусматриваются в планах. Если хороший план предложен как можно раньше, это усиливает его потенциальные возможности.

Третьим аспектом планирования является ограниченность ресурсов. Очень важно добиться их максимального использования. План должен быть разработан так, чтобы использование ограниченных ресурсов было оптимальным и чтобы ресурсами можно было маневрировать.

Четвертый аспект. Важную роль играют затраты, капитальные вложения и их рентабельность. Проект, в который сделаны капитальные вложения, является непродуктивным до тех пор, пока продукция не будет реализована. Поэтому должны быть предприняты все необходимые меры для того, чтобы они начали давать прибыль как можно раньше. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость установления расписания решения задач и выполнения работ и строгого соблюдения плана.

Пятый аспект. Вследствие усложнения хозяйственных задач, возрастающих издержек производства, роста цен и сложности экономической ситуации увеличивается и элемент риска в реализации целей организации. Для финансирования реализации целей проекта требуется не только обоснование их реализуемости, но также и обоснованные планы, графики и расчетные оценки в качестве доказательств способности и возможности организации эффективно реализовать план, а следовательно, достичь поставленных целей. Таким образом, условием финансирования плана реализации целей организации является не просто план, а план реализуемый.

Шестой  аспект. На процесс реализации плана, а следовательно, и на достижение целей организации влияют различные условия и внешнее окружение. На этот случай предусматривается оперативное вмешательство

(планирование), в процессе которого следует  заранее продумать возможные

варианты  решения для предотвращения нежелательных последствий изменившейся ситуации. Оперативное планирование является динамическим в том смысле, что в начальный план вносятся изменения для того, чтобы отразить изменившиеся условия. Такое планирование используется для принятия решений в любой возникшей ситуации. Следует особо подчеркнуть, что изменения плана и анализ последствий таких изменений возможны только при условии существования самого плана. В этом смысле, планируя реализацию целей организации, мы закладываем основу для контроля и управления.

Информация о работе Стратегическое планирование как основа управления предприятия на примере магазина «Адидас»