Ранжирование и его роль в принятии решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.

Содержание

Введение 3
1. Сущность ранжирования 4
2. Этапы рационального принятия решения 9
3. Использование ранжирования в принятии решения 15
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Ранжирование и его роль в принятии решения.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     2) внутри группы существуют коалиции  с высокой согласованностью мнений, однако обобщенные мнения коалиций  противоположны.2

     2. Этапы рационального  принятия решения

 

     Подготовка, принятие и осуществление решения  представляют собой  части процесса управления, отражающие его основное содержание и  характеризующиеся одноразовостью действия, альтернативным  характером,  целенаправленностью  и наличием  программы  действий.  Решение только  тогда реально,  когда оно ресурсно и организационно обеспечено. Именно поэтому каждое  решение  должно быть  адресно.  Это  положение  органически  соединяет  процесс  принятия  и выполнения решения.

     В зависимости  от  целей  и  методов  разработки  различают  следующие основные разновидности управленческих решений.

     По  масштабам объекта – глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену или подразделению.

     По  характеру целей – стратегические, определяющие генеральные  задачи; тактические, в которых разрабатываются более  частные  задачи,  направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные  на осуществление первоочередных задач.

     По  периоду  времени  осуществления  –  перспективные  (долгосрочные), рассчитанные  на  длительный  период   времени;   текущие   (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением  перспективных;  регулировочные (краткосрочные),  направленные   на   обеспечение   выполнения   текущих   и перспективных решений.

     В зависимости от круга проблем, которые  рассматриваются  в  решении  – комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности  управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон  деятельности управляемого объекта; в их составе по  преобладающему  содержанию  различают технические, экономические, социальные, организационные решения.

     По  методам  обоснования  (с  определённой  степенью   условности)   –формализуемые, при обосновании  которых широко  применяются математические методы;   неформализуемые,   которые    обосновываются    главным    образом эвристическими методами.

     По  условиям,  в  которых  они  принимаются,  решения,  принимаемые  в условиях    определённости    (они,    как    правило,    являются    хорошо структуризированными (детерминированными)); решения, принимаемые в  условиях неопределённости, относящиеся к  разряду  поисковых  (они  часто  связаны  с качественными скачками в развитии производства).

     По  способу воздействия на управляемый объект  –  директивные,  которые доводятся до исполнителя в виде  приказа,  распоряжения,  обязательного  для выполнения  косвенного  воздействия,   разработка   и   реализация   которых осуществляются на  основе  использования  средств  стимулирования  повышения эффективности производства.

     Указанная   классификация   помогает    выявить    типовые    решения, характеризующиеся определённым набором признаков, и  разрабатывать  для  них типовые процессы  обоснования,  принятия  и  организации  выполнения.  Такая типизация процессов позволяет определить  круг  решений,  разрабатываемых  в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых  на  различных иерархических  уровнях,  состав  используемой  с  этой   целью   информации, типичные методы обработки информации, систему оформления  принятых  решений, процессов их контроля и стимулирования выполнения.

     Эффективные решения — залог существования  коммерческого  предприятия. Они являются существенным  элементом  каждой  из  пяти  функций  управления.

     Поскольку  управляющие  среднего  уровня  должны,  как  правило,   принимать решения, необходимые для успешной работы своих подразделений, то  начинающий управляющий  вскоре  осознает  значение  решений  и  то,  как  трудно  найти правильное».

     Определим  содержание  управленческих  решений.  Если   обратиться   к словарю, то можно прочесть, что решение — это акт  выработки  окончательного суждения». Применительно к управленческим  решениям  это  означает   выбрать определенный     курс     действий     из     возможных      альтернатив.3

     Процесс подготовки  решения  можно  рассматривать  состоящим  из  пяти основных этапов:

     1.  Постановка проблемы.

     2. Выявление альтернатив.

     3. Выбор лучшей альтернативы или  альтернатив.

     4. Внедрение решения в практику.

     5. Проверка результата.

     1. Постановка проблемы.

     1. Многие плохие решения были  вызваны тем, что принявший  их человек не понимал существа проблемы. Часто управляющие видят проблемы там, где их,  по сути, нет. Есть только их внешние признаки или симптомы.

     Однако  существует  несколько  простых  приемов,  помогающих   понять, действительно ли правильно вы понимаете проблему.  Вот  они.  Прежде  всего, изложите проблему письменно — если не сможете, значит, вы ее  не  понимаете. Если вы ее записали, это еще не означает,  что  правильно  поняли  проблему.

     Однако  сам процесс записи поможет вам  уяснить ее  суть.  Общей  ошибкой  при этом   является   чрезмерная    общность,    неконкретность    формулировки. Формулировки типа: «Надо  что-то  предпринять  по  технике  безопасности»  — бесполезны.

     Если  ваша фирма терпит убытки, проблему не следует формулировать  так:«Как  сократить  потери?»  Это  лишь  симптом.  Надо  выяснить,  что  именно приводит к убыткам. Может быть, цены на вашу  продукцию  слишком  низки  или  чересчур  высоки  затраты?  Может,  вам  следует   лучше   изучить   запросы покупателей и затем так  изменить  продукцию,  чтобы  она,  полнее  отвечала спросу рынка. Какова  бы  ни  была  проблема,  ее  легче  уяснить,  если  вы постараетесь ее сформулировать письменно.

     Второй  прием выявления истинной проблемы состоит в том,  чтобы  первое пришедшее вам в голову  объяснение  считать  симптомом  (так  оно  обычно  и бывает). Затем задайте себе вопрос: «Чем вызван  этот  симптом?»  Повторяйте этот процесс, пока не зайдете в тупик. Если  вы  правильно  проанализировали ситуацию, именно здесь корень вашей проблемы.

     Третий  прием заключается в том, чтобы  обратиться за  помощью  к  своим друзьям или коллегам. Но прежде чем просить  о  помощи,  убедитесь,  что  вы честно пытались сами решить проблему.  В  противном  случае  вы  никогда  не научитесь  принимать  решения  самостоятельно.  Предположив,  что   проблема поставлена правильно, можно переходить к следующему этапу.

     2. Выявление альтернатив.

     Второй  этап  состоит  в  том,  чтобы  найти  возможные  альтернативные решения проблемы. Обычно это не вызывает особых трудностей, если вы  глубоко вникли в суть дела. После сделанных попыток выявления реальной  проблемы,  у вас, вероятно, сложится  представление   о  возможных  ее  решениях.  Другим способом поиска альтернатив может быть «мозговая атака»,  предпринятая  вами либо самостоятельно, либо с участием  других.  При  «мозговой  атаке»  дайте волю воображению и запишите любое  пришедшее  в  голову  решение,  сколь бы глупым,  диким  или  невероятным  оно  ни  казалось.  В  это  время  критика запрещена. Просто записывайте  все  эти  идеи.  Другой  подход,  о  котором, правда, легче говорить, чем выполнить, в том,  чтобы  графически  изобразить все логические возможности. Очень важно для  этого  письменно  зафиксировать каждую альтернативу, с тем, чтобы затем вы могли их изучить.

     Именно  на этом этапе большинство авторов  советуют собрать  все  факты.

     Единственный  недостаток этого совета состоит  в  том,  что  если  строго  ему следовать, то вы выявите очень мало альтернативных  решений, так как  крайне редко будете иметь достаточно времени,  чтобы  собрать  все  факты.  Поэтому лучше всего собрать  как  можно  больше  фактов  за  то  время,  которым  вы располагаете.

     3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив.

     Составив  перечень альтернатив, вы фактически располагаете в  их  числе решением  проблемы.  Однако  вы  еще  не  знаете,  какую  альтернативу   или альтернативы выбрать, пока не оцените каждую.

     Для   оценки   альтернатив   имеются   различные   способы.   Наиболее распространенный — интуиция, т. е.  выбор  альтернативы,  которая  в  данный момент кажется наилучшей.  Однако  она  может  оказаться  и  плохой.  Иногда интуиция подводит управляющих (абсолютно надежного метода  выбора  наилучших альтернатив не  существует).  Однако  хорошие  управляющие  обладают  обычно развитой интуицией и предлагают, как правило, довольно удачные решения.

     Второй  способ выбора  альтернатив состоит  в  оценке  и  сопоставлении (взвешивании) последствий.

     В итоге, оценивая альтернативы, обязательно  задайте  вопрос:  «Каковы возможные последствия этого действия?»  Помните  поговорку  «Осторожность  — мать мудрости». Не следует руководствоваться  принципом  «Все  или  ничего», когда, погнавшись за многим, можно потерять все.

     Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный  процесс, состоящий из ряда стадий и  этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением  действий, решающих эту проблему.

                                 

      

          

Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
Восприятие  и признание проблемы

Интерпретация и формулирование проблемы

Определение критериев успешного решения

 

Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ
Разработка альтернатив

Оценка  альтернатив

Выбор альтернативы

 

Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
Организация выполнения решения

Анализ  и контроль выполнения решения

Обратная  связь и корректировка

 

     Рис. 1. Процесс принятия решения4

     3. Использование ранжирования в принятии решения

 

       Ранжирование  является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как  правило, становятся проблемы со следующими характеристиками: проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течении двух недель); проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства); решение проблемы открывает возможность, от которой нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции). На практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает возможности менеджера в рамках имеющегося у него времени на их решение.5

     Признание проблемы требует принятия решений  по нескольким альтернативным вариантам. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в  сопоставимый вид по следующим факторам:

  1. фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций;
  2. фактор качества объекта;
  3. фактор масштаба (объема) производства объекта;
  4. уровень освоенности объекта в производстве;
  5. метод получения информации для принятия управленческого решения;
  6. условия применения (эксплуатации) объекта;
  7. фактор инфляции;
  8. фактор риска и неопределенности.

Информация о работе Ранжирование и его роль в принятии решения