Ранжирование и его роль в принятии решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 12:26, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.

Содержание

Введение 3
1. Сущность ранжирования 4
2. Этапы рационального принятия решения 9
3. Использование ранжирования в принятии решения 15
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Ранжирование и его роль в принятии решения.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

 

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  принятие решений является важной  частью  любой управленческой деятельности. Образно  говоря,  принятие решений можно назвать " центром ",  вокруг  которого вращается  жизнь организации.

      Принятие  решения  представляет собой сознательный выбор  среди  имеющихся  вариантов  или  альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между настоящим  и  будущим  желаемым         состоянием организации.  Таким  образом,  данный процесс включает  в себя много различных элементов,         но непременно в нем  присутствуют  такие  элементы,  как проблемы,  цели,  альтернативы  и решения - как выбор альтернативы.

      Управленческое  решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые  возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в  основе планирования деятельности  организации.  План - это  набор решений по размещению ресурсов и  направлению их использования   для  достижения  организационных  целей.

      Целью данной работы является изучение ранжирования и его роли в принятии решения.

      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

      - изучить сущность ранжирования;

      - рассмотреть использование ранжирования  в принятии решения;

      - определить этапы рационального принятия решения.

      Предмет исследования – ранжирование.

      Источниками написания работы служили учебные  пособия таких авторов, как Басовский  Л.Е.,  Веснин В.Р., Виханский О.С., Наумов А.И. и других.

     1. Сущность ранжирования

 

     Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

     Ранжирование  удобно применять в следующих  ситуациях:

     1) когда необходимо упорядочить  какие-либо объекты во времени  или пространстве;

     2) когда нужно упорядочив объекты  в соответствии с каким-либо  качеством, но при этом не  требуется его точное измерение;

     3) когда какое-либо качество в  принципе измеримо, однако в настоящий  momchi не может быть измерено  по причинам практического или  теоретического характера. 

     Порядковая  шкала, получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства  числа рангов N числу ранжируемых объектов. Иногда возникает ситуация, когда эксперт затрудняется провести четкое разграничение между некоторыми факторами. В этом случае вводятся так называемые стандартизованные или связанные Ранги (rсв).

     Например, эксперту предлагается проранжировать по важности атрибуты (факторы) для решения задачи отдела труда и заработной платы предприятия, представленные в табл. 1. Атрибутам 3 и 5, поделившим между собой второе и третье места, приписывается связанный ранг

     rсв = (2+3) /2=2,5,

     а атрибутам 2, 4 и 6, занявшим соответственно 4, 5 и 6-е места, приписывается 

     rсв = (4+5+6)/3=5.

     В итоге получается ранжировка согласно табл. 2. Сумма рангов SN, полученная в  результате ранжирования n факторов, равна  сумме чисел натурального ряда:

     

     При большом числе оцениваемых факторов их "различимость", с точки зрения эксперта, уменьшается. Поэтому число  факторов не должно быть более 20, а наибольшая надежность процедуры ранжирования обеспечивается при n < 10.1

     Известно, что одним из недостатков анкетных методов является значительная субъективность экспертной оценки, поэтому для повышения  степени ее объективности обычно проводят анкетирование нескольких экспертов. В случае, если ранжирование производится несколькими экспертами, то наивысший ранг присваивается фактору, получившему наименьшую сумму рангов, и наоборот, фактор, собравший наибольшую сумму рангов, получает самый низкий ранг N. Для формализации этой процедуры удобно воспользоваться относительными весами факторов, которые можно вычислить путем следующей обработки анкет.

     Таблица 1.

     Ранжирование  по важности атрибута

Атрибут Фактор Наименование  атрибута Ранг
1 1 Квалификация 1
2 2 Профессия 3
3 3 Стаж 2
4 4 Возраст 3
5 5 Общее образование 2
6 6 Семейное положение 3

     Таблица 2.

     Ранжирование  по факторам

Фактор 1 2 3 4 5 6
Ранг 1 5 2,5 5 2,5 5

     Результат опроса m экспертов относительно n факторов сводятся в матрицу размерности m x n в виде табл. 3, которая называется матрицей опроса. Здесь aij – ранг j-го фактора, данный I-м экспертом. При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле

     Sij=amax-aij (табл. 3)

     При этом матрица опроса преобразуется  в матрицу преобразованных рангов, для каждого столбца которой определяется сумма

     

     По  данным определяется относительный  вес каждого фактора по всем экспертам:

     

     Для примера рассмотрим ситуацию: четыре эксперта проранжировали по важности три атрибута. Матрица опроса дана в табл. 5.

     В полученной матрица преобразованных  рангов найдем суммарный вес каждого фактора, после чего вычислим относительный вес факторов:

     W1 = 1/12; W2 = 4/12; W3 = 7/12

     т.е  самый большой относительный  вес имеет третий фактор. Который  и получает наивысший ранг, а наименьший ранг r = 3 получит первый фактор с  самым низким весом W1.

     Таблица 3.

     Матрица опроса

Эксперт Фактор
1 2 ... j ... n
1 a11 a12 ... a1j ... a1n
2 a21 a22 ... a2j ... a2n
... ... ... ... ... ... ...
j aj1 aj2 ... ajj ... ajn
... ... ... ... ... ... ...
m am2 am2 ... amj ... amn

     Таблица 4.

     Матрица преобразованных рангов

Эксперт Фактор
1 2 ... j ... n
1 S11 S12 ... S1j ... S1n
2 S21 S22 ... S2j ... S2n
j Sj1 Sj2 ... Sjn ... Sjn
m Sm1 Sm2 ... Smj ... Smn
Сумма R1 R2 ... Rj ... Rm

     Таблица 5.

Фактор Эксперт
1 2 3 4
1 3 3 2 3
2 2 2 3 2
3 1 1 1 1

     При анализе оценок, полученных от экспертов, часто возникает необходимость  выявить конкордацию – согласованность  их мнений по нескольким факторам. Для  этого используют коэффициент конкордации, который является критерием согласованности  мнений экспертов в рассматриваемой группе. Коэффициент конкордации определяется по формуле

     V = S/Smax

     где Smax — сумма квадратов разностей  рангов (отклонений от среднего), определяемая по формуле 

     Smax — максимальное значение S, которое  имеет место в случае, когда  все эксперты дают одинаковые  оценки.

     Можно показать, что суммарное квадратичное отклонение от их среднего значения для  суммарных (по всем экспертам) рангов факторов при наилучшей согласованности будет определяться значением

     В приведенных формулах, как и ранее, обозначено: m — число экспертов  в группе, n — число факторов. Из V = S/Smax ясно, что величина коэффициента конкордации может меняться в пределах от 0 до 1, причем его равенство единице означает, что все эксперты дали одинаковые оценки, а равенство нулю означает, что связи между оценками, полученными от разных экспертов, не существует. Коэффициент конкордации удобно рассчитывать по формуле, предложенной Кендаллом:

     В случае V < 0,2 - 0,4 говорят о слабой согласованности экспертов, а большие величины V > 0,6 - 0,8 свидетельствуют о сильной согласованности экспертов. Слабая согласованность обычно является следствием следующих причин:

     1) в рассматриваемой группе экспертов  действительно отсутствует общность мнений;

Информация о работе Ранжирование и его роль в принятии решения