Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа
В исследовании операций широко применяются как аналитические, так и статистические модели. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Аналитические модели более грубы, учитывают меньшее число факторов, всегда требуют каких-то допущений и упрощений. Зато результаты расчета по ним легче обозримы, отчетливее отражают присущие явлению основные закономерности. А, главное, аналитические модели больше приспособлены для поиска оптимальных решений. Статистические модели, по сравнению, с аналитическими, более точны и подробны, не требуют столь грубых допущений, позволяют учесть большое (в теории – неограниченно большое) число факторов. Но и у них – свои недостатки: громоздкость, плохая обозримость, большой расход машинного времени, а главное, крайняя трудность поиска оптимальных решений, которые приходятся искать «на ощупь», путем догадок и проб.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Имитационное моделирование………………………………………………...5
1.1 Применение имитационного моделирования в экономике………………..5
1.2 Понятие имитационного моделирования…………………………………...7
1.3 Виды имитационного моделирования……………………………………...10
1.4 Метод Монте-Карло как разновидность имитационного моделирования…………………………………………………………………...11
2. Практическая часть…………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы……………
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Имитационное
моделирование……………………………………………
1.1 Применение имитационного моделирования в экономике………………..5
1.2 Понятие
имитационного моделирования…………………………………...
1.3 Виды
имитационного моделирования………
1.4 Метод Монте-Карло
как разновидность имитационного
моделирования……………………………………………
2. Практическая часть…………………………………………………….…14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Приложение
1
Введение
В исследовании операций широко применяются как аналитические, так и статистические модели. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Аналитические модели более грубы, учитывают меньшее число факторов, всегда требуют каких-то допущений и упрощений. Зато результаты расчета по ним легче обозримы, отчетливее отражают присущие явлению основные закономерности. А, главное, аналитические модели больше приспособлены для поиска оптимальных решений. Статистические модели, по сравнению, с аналитическими, более точны и подробны, не требуют столь грубых допущений, позволяют учесть большое (в теории – неограниченно большое) число факторов. Но и у них – свои недостатки: громоздкость, плохая обозримость, большой расход машинного времени, а главное, крайняя трудность поиска оптимальных решений, которые приходятся искать «на ощупь», путем догадок и проб.
Наилучшие работы в области
исследования операций
Имитационное моделирование
За последние 3-4 года года картина рынка услуг, связанных с применением ИМ, изменилась кардинально. Если в 2003г. (первый ИММОД) спрос на ИМ со стороны бизнеса и государства только робко намечался, а в 2005г (второй ИММОД) происходило интенсивное знакомство потенциальных заказчиков с подобными технологиями, то сейчас
можно с уверенностью полагать, что ИМ уже обосновалось в арсенале средств прогноза, анализа, и оптимизации.
Применяется ИМ пока не очень широко, но рост очевиден и в ближайшей перспективе он не прекратится: нынешнее состояние российского бизнеса и хозяйства вообще – это огромное пространство для улучшения, а, значит, и для применения наших с Вами умений и технологий.
Безусловным лидером по “осознанному спросу” и внедрениям ИМ является область логистики: перевозки, работа склада, политики закупок, и, шире, функционирование цепочек поставок. Объясняется это во-первых тем, что логистика в России переживает невероятный подъём, а во-вторых – сложным динамическим характером логистических процессов, обилием временных и причинно-следственных связей, размерностью задач.
Невозможность оптимизировать логистические системы “на коленке” (= в Excel’е) настолько очевидна, что заставляет сами компании искать более продвинутые технологии.
Если брать производство, то ИМ наиболее активно интересуются в металлургии, нефтегазовой отрасли, производстве стройматериалов, пищевых продуктов, то есть опять же в наиболее “горячих” отраслях. Потребность в моделировании возникает при модернизации производств, то есть при необходимости оценить и сравнить ещё не реализованные варианты, а также при желании оптимизировать текущие процессы.
Анализ производительности компьютерных систем и сетей при помощи ИМ был известен у нас давно, так что наблюдающийся спрос на это сейчас со стороны телекоммуникационных компаний вполне предсказуем, хотя и не очень велик. Более или менее массовый спрос ограничивается тремя перечисленными областями и, пожалуй, моделированием разного рода систем обслуживания и связанных с ними бизнес-процессов. Что касается таких традиционных (в мире) приложений как управление активами, портфелями проектов, моделирование потребительского рынка и конкуренции, управление персоналом в больших организациях, то здесь российские проекты с применением ИМ инициируются единичными “продвинутыми” энтузиастами из менеджмента компаний или банков. Успешные внедрения есть, но массового характера они не имеют.
Применение имитационного моделирования когда заказчиком выступает государство: инфраструктурные проекты от городского до
федерального уровня, моделирование внештатных ситуаций, требующих государственного вмешательства, военные применения ИМ. В России работы этого типа ведутся, их немало, количество их растёт, но оценить объём мы сейчас не можем.
Наконец, последняя группа – это области, где, в отличие от мировой практики, интерес к ИМ в России и близок к нулю. Причём если в моделировании, скажем, различных политик в области социальной сферы и здравоохранения, в демографическом и эпидемиологическом моделировании наблюдается хоть какая-то активность, о проектах в области сельского хозяйства или экосистем неизвестно ничего.
Одним из основных препятствий
роста практического применения
ИМ в России была и остаётся
нехватка квалифицированных кадров,
что может звучать странно
для страны с такими университетскими
традициями и наконец-то прекратившимся
оттоком мозгов. Действительно,
ИМ в том или ином виде
преподаётся во многих вузах,
но преподаватели часто не могут
(или не сильно хотят) вывести
студента за рамки чисто “научных”
или игрушечных проблем в
пространство задач, востребованных
в реальной жизни.
1.2 Понятие имитационного моделирования
В современной литературе не существует единой точки зрения по вопросу о том, что понимать под имитационным моделированием. Так существуют различные трактовки:
Попробуем
проиллюстрировать процесс
Этапы
процесса построения
Критерием адекватности модели служит практика.
Трудности при построении математической модели сложной системы:
Эти
трудности и обуславливают
Оно реализуется по следующим этапам:
К
имитационному моделированию
- дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;
- невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;
- необходимо сымитировать поведение системы во времени.
Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами — разработке симулятора (англ. simulation modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.
Имитационное моделирование позволяет имитировать поведение системы во времени. Причём плюсом является то, что временем в модели можно управлять: замедлять в случае с быстропротекающими процессами и ускорять для моделирования систем с медленной изменчивостью. Можно имитировать поведение тех объектов, реальные эксперименты с которыми дороги, невозможны или опасны. С наступлением эпохи персональных компьютеров производство сложных и уникальных изделий, как правило, сопровождается компьютерным трёхмерным имитационным моделированием. Эта точная и относительно быстрая технология позволяет накопить все необходимые знания, оборудование и полуфабрикаты для будущего изделия до начала производства. Компьютерное 3D моделирование теперь не редкость даже для небольших компаний.
Имитация, как метод решения нетривиальных задач, получила начальное развитие в связи с созданием ЭВМ в 1950х — 1960х годах.
Можно выделить две разновидности имитации:
- Метод Монте-Карло (метод статистических испытаний);
- Метод
имитационного моделирования (статистическое
моделирование).
1.3 Виды
имитационного моделирования
Агентное моделирование — относительно новое (1990е-2000е гг.) направление в имитационном моделировании, которое используется для исследования децентрализованных систем, динамика функционирования которых определяется не глобальными правилами и законами (как в других парадигмах моделирования), а наоборот, когда эти глобальные правила и законы являются результатом индивидуальной активности членов группы.
Цель
агентных моделей — получить представление
об этих глобальных правилах, общем
поведении системы, исходя из предположений
об индивидуальном, частном поведении
ее отдельных активных объектов и
взаимодействии этих объектов в системе.
Агент — некая сущность, обладающая
активностью, автономным поведением, может
принимать решения в