Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:40, курсовая работа
В данном курсовом проекте была разработана программа, которая обрабатывает статистическую информацию, используя метод экспертных оценок. Программа позволяет вводить не более 20 экспертов и столько же факторов, рассчитывает необходимые статистические показатели и выводит их в новое окно; далее позволяет вернуться к просмотру условия задачи или же задать с тем же количеством экспертов и факторов новое условие, или начать программу заново, или завершить ее выполнение.
Программа была создана в среде визуального объектно-ориентированного программирования – Delphi 7.0.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Теоретический раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Постановка задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1.1 Описание входной информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1.2 Описание выходной информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2 Описание выбранного метода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Математическая реализация задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.1 Выбор построения модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3.2 Решение задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Блок-схема решения задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.4 Блок-схема меню программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.5 Блок-схема процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Описание Блок-схемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Описание Блок-схемы меню программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Описание Блок-схемы процедуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5.1 Текст программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2. Экспериментальный раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.1 Описание процесса отладки программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.2 Инструкция пользователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.3 Контрольный пример. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.4 Характеристика программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3. Экономический раздел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
3.1 Вывод и экономический ответ задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Целью проведения экспертного опроса является извлечение экспертных знаний и кодирование их в соответствующую форму, интерпретируемую с помощью разработанного математического аппарата.
Методы опроса делятся на две группы:
Личный
опрос – это процедура, в процессе
которой исследователь
Заочный
опрос осуществляется путем пересылки
анкеты эксперту по почте, его преимущества
– простота и дешевизна. Однако надежность
полученных данных может быть ниже,
чем при очном опросе, поскольку
некоторые вопросы эксперт
В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, что обусловило популярность групповых методов опроса. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа количественных и качественных аспектов проблемы. Недостатком является то, что мнения даже специалистов в одной узкой области могут расходиться, а, значит, не исключено, что на один и тот же вопрос можно получить от специалистов одного профиля различный ответ.
Групповые
методы экспертного опроса делятся
на два класса: одни используют открытую
дискуссию, другие опрос при помощи
анкет. Представителями открытой дискуссии
являются методы комиссии, суда, мозговой
атаки (мозговой штурм, отнесенная оценка).
Недостатком дискуссии является то, что
для оценки обобщенного мнения всей группы
экспертов не используется аппарат математической
статистики. Анкетирование исключает
непосредственное общение между экспертами.
Свои заключения по поставленным перед
ними вопросам эксперты представляют
анонимно. Этот способ организации работы
экспертов использует метод Дельфы.
МЕТОД ДЕЛЬФЫ
В отличие
от традиционного подхода к
Прямые
дебаты в данном методе заменены тщательно
разработанной программой последовательных
индивидуальных опросов, проводимых обычно
в форме анкетирования. Ответы экспертов
обобщаются и вместе с новой дополнительной
информацией поступают в распоряжение
экспертов, после чего они уточняют свои
первоначальные ответы. Такая процедура
повторяется несколько раз до достижения
приемлемой сходимости совокупности высказанных
мнений. Недостатками метода Дельфы являются
значительное время, требуемое на повторение
большого числа итераций экспертизы; необходимость
неоднократного пересмотра экспертом
своих ответов, вызывающая у него отрицательную
реакцию.
Метод
экспертных оценок
Метод экспертных оценок применяется для того, чтобы дать обобщенную оценку по конкретному вопросу (например, по которому производили социологический опрос); определить надежность результатов обработки и установить степень согласованности экспертов во мнениях.
Решаются все выше изложенные задачи при помощи экспертных оценок по методу Дельфы, который заключается в наборе процедур, выполняемых в определенной очередности и имеющих цель формирования группового мнения по проблеме.
Исходными
данными в методе экспертных оценок
является матрица экспертных оценок, представляющая
собой результат опроса m-экспертов по
n-объектов (факторов).
Факторы Факторы
Эксперты |
1 | 2 | … | n |
1 | … | |||
2 | … | |||
… | … | … | … | … |
m | … |
Для каждого объекта (фактора) должны быть вычислены следующие
статистические показатели:
Вывод
можно сделать на основе проверки
значимости коэффициента конкордации,
который осуществляется по критерию Пирсона.
Согласованность во мнениях экспертов
считается удовлетворительным, если он
в приделах от 0,5 до 0,7.
Эксперты | Факторы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 10 | 3 | 3 | 4 | 9 | 3 | 7 | 2 | 7 | 10 |
2 | 8 | 3 | 7 | 5 | 10 | 4 | 8 | 4 | 3 | 2 |
3 | 7 | 2 | 8 | 3 | 2 | 2 | 9 | 3 | 2 | 3 |
4 | 3 | 4 | 9 | 7 | 7 | 1 | 10 | 2 | 4 | 10 |
5 | 2 | 2 | 1 | 8 | 4 | 1 | 9 | 1 | 2 | 10 |
30 | 14 | 28 | 27 | 32 | 11 | 43 | 12 | 18 | 35 |
Разброс во мнениях
экспертов велик, следовательно, согласованность
мнений неудовлетворительное
№ объекта | Xij | G^2(j) | G(j) | V, % |
1 | 6 | 9,2 | 3,03 | 50,6 |
2 | 2,8 | 0,56 | 0,748 | 26,7 |
3 | 5,6 | 9,44 | 3,07 | 54,9 |
4 | 5,4 | 3,44 | 1,85 | 34,3 |
5 | 6,4 | 9,04 | 3,01 | 47 |
6 | 2,2 | 1,36 | 1,17 | 53 |
7 | 8,6 | 1,04 | 1,02 | 11,9 |
8 | 2,4 | 1,04 | 1,02 | 42,5 |
9 | 3,6 | 3,44 | 1,85 | 51,5 |
10 | 7 | 13,6 | 3,7 | 52,7 |
1.3.4
Блок-схема меню программы
нет да
нет да
нет да
нет
да
1.4.1 Описание Блок-схем
1.4.2 Меню программы