Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:44, реферат
Данные о преподавателе: Алиева Айман Яхияевна, магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 503
Научные интересы: биология, экология Казахстана. Изменение окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности человека, химизации сельского хозяйства и быта, развития промышленности, энергетики и транспорта, приводит к увеличению промышленных, транспортных, бытовых и других поллютантов загрязняющих окружающую среду, которые являются токсичными для организма человека.
1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов.
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Тематический план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Тематический план семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплин.
График выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
График выполнения и сдачи заданий СРС с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Список литературы
Глоссарий
Общая шкала оценки знаний
2.Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
3.Лекционный комплекс (тезисы лекций, видеолекции, раздаточный материал.
4. Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
5. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты
6. Перечень демонстрационных материалов, технических средств обучения (оборудования, плакатов, слайдов.
Тематический
план лабораторных занятий
«№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос, Решение задач, проблемных вопросов | Письменный
опрос
(тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); |
Применение
современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе |
Изучение учебно-монографической литературы |
Биотические сообщества.
Лабораторная работа № 1(1 час) |
Видовая структура биоценоза. Нарисовать схему консорции дерева. Пространственная структура биоценоза. Нарисовать схему лесного биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе. Нарисовать схему копытных зверей по ярусам питания. | Работа с карточками. Работа с тестами. Устный опрос. | Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 | |
Экологические
системы.
Лабораторная работа № 2(1 час) |
Нарисовать
схему переноса вещества и энергии.
Концепция экосистемы. Нарисовать схему
пищевой цепи в озере. Нарисовать
схему пищевой взаимосвязи Экологические пирамиды. Цикличность экосистемы. Экологическая сукцессия. Сукцессионные процессы и климакс. |
тестовый опрос,
работа по карточкам. |
Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 | |
Биосфера –
глобальная экосистема Земли
Лабораторная работа №3(1 час) |
Биосфера –как оболочка земли. Состав и границы биосферы. Живое вещество. Нарисовать схему распределения живых организмов в биосфере. Круговорот веществ в природе. Малый круговорот веществ. Большой круговорот веществ. Биохимические циклы углерода, азота, и кислорода. Биохимические циклы фосфора и серы. | Работа с карточками. Работа с тестами. Устный опрос. | Использование интернет | Горелов А.А. Экология.
2002 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 | |
итого | 3 часа |
График
проведения и содержание
СРСП
№ | Название темы | Содержа-ние задания по теме | Рекомен-дуемая литера-тура | Форма прове-дения СРСП | Неделя
прове-дения СРСП
и объем часов |
1 | Природа моего
края
(2 часа) |
Подготовить презентацию по теме. | Вронский В.А.
Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика
природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий
курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с.
1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить эссе. | 1 неделя
2час |
2 | Экологизация общественного сознания (2 часа) | Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания | Вронский В.А.
Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика
природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий
курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с.
1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Работа в малых группах. Подготовить сообщения. Устный ответ. | 2 неделя
2 часа |
3 | Состояние энергетики
Казахстана
(2 часа) |
Цель занятия:
. представить сегодняшнее |
Гирусов Э.В.и
др. Экология и экономика Глухов В.В. и др.
Экономические основы экологии. 2003. Давыдова С.Л. Нефть как топливный ресурс и загрязнитель окружающей среды. Учеб. Пособие. 2004. |
Презентация | 3 неделя
(2 часа) |
4 | Автотранспорт
и экология города
(2 часа) |
1 Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду. 2 Выбросы от автотранспорта в атмосферу. 3 Вредные вещества, загрязняющие атмосферу. 4.Распространение и трансформация автомобильных выбросов. 5 Влияние вредных веществ на организм. 6 Энергетическое загрязнение. 7. Шумовое воздействие . 8 Вибрации. 9 Электромагнитные излучения. 10 Автокатастрофы | Вронский В.А.
Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика
природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий
курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с.
1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Круглый стол. Подготовить сообщения к круглому столу. | 4 неделя
(2 часа) |
5 | Международное
сотрудничество в области экологии
(2 часа) |
Международные объекты охраны окружающей среды. Международная экологическая конференция 1972 г. Экологические Саммиты 1992. 2002 гг.. | Вронский В.А.
Экология. словарь-справочник. 2002. Акимова Т.А. Экономика
природы и человека. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить сообщения. Работа в группах. | 5 неделя
(2 часа) |
6 | Заповедные
территории Республики Казахстан
(2 часа) |
Заповедники,
Национальные парки, Заказники Казахстана |
Иващенко А.А.
Қазақстанның қорықтары мен ұлттық бақтару
/ альбом. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Выбрать один природный объект исследования и подготовить презентацию. (Подробно описать фауну и флору) | 6 неделя
(2 часа) |
7 | Основополагающая
роль учения о ноосфере В.И. Вернадского
в разработке концепции Устойчивого
развития
(2 часа) |
Ноосфера утопия или реальность. Признаки ноосферы. Переход биосферы в ноосферу. Основополагающая роль учения о ноосфере В.И. Вернадского в разработке концепции Устойчивого развития | Горелов А.А. Экология.
2002 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Дискуссия. Подготовить сообщения. | 7 неделя
2 часа |
8 | Парниковый
эффект
(2 часа) |
1. Сущность парникового
эффекта 2. Последствия парникового
эффекта 3. Экологическое прогнозирование
4. Пути снижения воздействия |
Климаттың өзгеруі
және адамның дамуы тұрғысынан оның Қазақстанның
дамуына әсері: адам дамуы туралы есеп.
136б. Аст. 2008 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | 8 неделя
2 часа |
9 | Экологические
проблемы Казахстана
(2 часа) |
Проблема Арала и Каспия, Балхаша, Иртыша. | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | 9 неделя
2 часа |
10 | Поблема опустынивания
(2 часа) |
Опустынивание в Казахстане | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | 10 неделя
2 часа |
11 | Биологическое
разнообразие растительного и животного
мира Казахстана
(2 часа) |
Биологическое разнообразие растительного и животного мира Казахстана. | Иващенко А.А.
Қазақстанның қорықтары мен ұлттық
бақтару / альбом. 2006 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий
курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с.
1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Необходимо выбрать один вид растения или животного и подготовить презентацию . Работа в малых группах. | 11 неделя
(2 часа) |
12 | Экологический
мониторинг
(2 часа) |
Цель мониторинга. Объекты мониторинга. Уровни мониторинга. Органы уполномоченные проводить мониторинг. | Охрана окружающей
среды. Сборник норм. Актов. 2004. Экология. словарь-справочник.
2002. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004 |
Подготовить сообщения, | 12 неделя
2 часа |
13 | Красная книга | 1. Создание и
ведение Красных книг.2 Красная
книга Международного Союза |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | 13 неделя
(2 часа) |
14 | Проблема лесов. обезлесевание (2 часа) | 1. Что такое
лес? 2. Причины и последствия |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию | 14 неделя
(2 часа) |
15 | Киотский протокол(2 часа) | Суть и цели данного документа. История его составления и подписания странами мирового сообщества. | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Подготовить презентацию. Работа в малых группах. | 15 неделя
(2 часа) |
всего | 30 часов |
График
проведения и содержание
СРС
№ | Название темы | Содержание задания по теме | Рекомендуемая литература | Форма контро-ля | Сроки
сдачи
/неделя и объем часов/ | ||||||
1. | Антропогенное воздействие | 1. Современное состояние природной среды. 2. Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы. 3 Влияние человека на растительный и животный мир. 4. Радиоактивное загрязнение биосферы. | Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 1 неделя
2часа | ||||||
2. | Загрязнение атмосферы | Загрязнение атмосферного
воздуха. Основные источники загрязнения
атмосферы. Экологические последствия
загрязнения атмосферы. Подготовить таблицу
о последствиях воздействия на организм
вредных веществ на примере:
Экологические последствия глобального загрязнения |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 2 неделя
2 часа | ||||||
3. | Загрязение гидросферы | Загрязнение гидросферы.
Заполните таблицу:
Экологические последствия загрязнения литосферы. Истощение подземных и поверхностных вод. |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 3 неделя
(2 часа) | ||||||
4. | Химическое загрязнение среды промышленностью | Химическое загрязнение атмосферы а) Основные загрязняющие вещества б) Аэрозольное загрязнение в) Фотохимический туман (смог) г) Контроль за выбросами загрязнений в атмосферу (ПДК) | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие.
164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 4 неделя
(2 часа) | ||||||
5. | Химическое загрязнение среды промышленностью | Загрязнение почвы а) Пестициды, как загрязняющий фактор б) Кислотные дожди | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 5 неделя
(2 часа) | ||||||
6. | . Химическое
загрязнение среды |
Химическое загрязнение природных вод а) Неорганическое загрязнение б) Органическое загрязнение 4. Загрязнение Мирового океана а) Нефть б) Пестициды в) СПАВ г) Канцерогены д) Тяжелые металлы е) Сброс отходов в море (дампинг) ж) Тепловое загрязнение | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие.
164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 6 неделя
(2 часа) | ||||||
7. | Загрязнение литосферы. | Защита литосферы | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 7 неделя
2 часа | ||||||
8. | Биологическое разнообразие растительного и животного мира. | Особоохраняемые
природные объекты.( |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К. Краткий
курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с.
1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 8 неделя
2 часа | ||||||
9. | Экологическая ситуация и здоровье населения. | Экологические
последствия использования |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 9 неделя
2 часа | ||||||
10 | Биотические взаимодействия организмов. | Типы экологических взаимодействий. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 10 неделя
2 часа | ||||||
11 | Проблемы мирового океана | 1) Вода 2) Вода - основа жизни на Земле. 3) Что такое Мировой океан. II) Проблемы. 1) Использование океанских недр. 2) Истребление морских животных. 3) Экологическое загрязнение. 4) Утечка нефти. 5) Загрязнение океана неорганическими веществами. 6) Радиоактивное загрязнение | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 11 неделя
(2 часа) | ||||||
12 | Нефтяная промышленность | 1. Нефть. 1. Что
такое нефть? Горючие породы. 2.
Как образуется нефть? |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 12 неделя
2 часа | ||||||
13 | Невозобновимые ресусы | Невозобновимые
минеральные ресурсы и |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие.
164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 13 неделя
(2 часа) | ||||||
14 | Проблемы «третьего мира». Преодоление отсталости-актуальная проблема устойчивого развития | Проблемы «третьего
мира». Преодоление отсталости- |
Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 14 неделя
(2 часа) | ||||||
15 | Зеленые насаждения Астаны | 1. Значение зеленых насаждений. 2. Зеленые массивы Астаны. 3. Современное состояние зеленых насаждений. | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 Интернет. |
Обсуждение рефератов | 15 неделя
(2 часа) | ||||||
Всего | 30 часов |
Список литературы
Основная
11. Экология.Учебник. Изд.2 – е / В.Н.Большаков, В.В.Колач и др./. М. 2005.
12. Колесников
С.И. Эклогические основы
5. Сборник докладов
и тезисов научно-
6. Антропогенный антибиоз (экологический паразитизм, хищничество, подавление). М., РЭФИА, 2000. – 50 с.
7. Как спасти
современный мир от
8. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 302 с.
9. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. – 192 с.
10. Географические открытия земли: история и перспективы. М.: НИА-Природа, 2002. – 144 с.
11. Женщины – почвоведы. М.: НИА-Природа, 2003. – 440 с.
12. Природопользование при скважинной гидродобыче богатых железных руд. М.: НИА-Природа, 2001. – 384 с.
13. Экополис – город будущего. М.: Москва 2001. – 210 с.
14. Охрана окружающей среды. Сборник норм. Актов. 2004.
15. Экология. словарь-справочник. 2002.
16. Экологическая экспертиза / Питулько В.М. 2004
17. Интернет.
Глоссарий
Абиотическая среда (от греч. «а» и «bioticos»- живой) – совокупность неорганических условий обитания организмов.
Автотрофы (от греч. «autos» - сам, «trophe» - питание) – организмы, способные питаться неорганическими соединениями.
Адаптация (от греч. «adapto» - прилаживаю) – приспособление строения и функций организма к условиям существования.
Аменсализм – форма взаимодействия, при которой одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния.
Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью, связанный с деятельностью человека.
Антропоцентризм (от греч. «anthropos» - человек, «kenton» - центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель мироздания.
Ареал (от греч. «area» - площадь) – область распространения данного таксона (вид, род, семейство) в природе.
Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.
Биогеохимические циклы – круговороты веществ; обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер.
Биогеоценоз – экологическая система, которая включает сообщества разных видов в определенных геологических условиях.
Биологическая разнообразие – количество живых организмов, видов и экосистем.
Биомасса – суммарная масса особей вида, группы видов, отнесенная к площади или объему местообитания.
Биосфера (от греч. «bios» - жизни, «sphire» - шар) – оболочка Земли, в которой живое взаимодействует с неживым.
Биотоп – пространство, которое занимает биоценоз.
Биоценоз (от греч. «bios» - жизнь, «koinos» общий) – совокупность популяций, приспособленных к совместному обитанию на данной территории.
Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.
Гербициды – химические веществ, используемые для борьбы с растениями – вредителями сельского хозяйства.
Гетеротрофы (от греч. «heteros» - иной, «trophe» - питание) – организмы, питающиеся растениями и животными.
Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.
Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.
Деградация (от фр. «degradation» - ступень) – ухудшение состояния, утрата качеств.
Демография (от греч. «demos» - народ, «grapho» - пишу) наука о народонаселении.
Дефолианты – химические вещества, вызывающие опадение листьев растений.
Дивергенция – усиление различий между близкородственными видами.
Живое вещество – совокупность всех существующих в данный момент организмов.
Загрязняющие вещества – поступающие в среду обитания вещества, которое приводят к нарушению функционирования экосистем.
Заказчик – охраняемая территория, в которой выполнение функции охраны природы сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.
Заповедник (от «повеление») – охраняемая территория, в которой запрещена хозяйственная деятельность.
Индустриальная общество (от лат. «industria» - деятельность) – стадия развития общества, одной из основных характеристик которой является промышленное, товарное машинное производство.
Инсектициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными насекомыми.
Информация – мера неоднородности распределения материи.
Кислотные дожди – дожди, содержащие окислы азота и двуокись серы.
Комменсализм – форма взаимодействия, при которой пользу получает одна из двух взаимодействующих популяций.
Конвергенция – уменьшение различий между видами под влиянием эволюционного процесса.
Консументы (от лат. «consumo» - потребляю) – гетеротрофные организмы, главным образом животные, которые поедают продуцентов.
Кооперация – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе взаимодействующие популяции.
Коэволюция – совместная эволюция двух или нескольких видов жизни.
Красная книга – свод описаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Кризис – (от греч. «krisis» - решение, повторный пункт, исход) – затруднительное положение.
Культура – (от лат. «cultura» - возделывание) - совокупность всего специфически, что создается им как видом Homo sapiens.
Ландшафт – основная категория территориального деления географической оболочки Земли.
Лимитирующий фактор – фактор, ограничивающий существование организма.
Локальный (от лат. «localis» - местный) – относящийся к небольшой территории.
Мелиорация – улучшение естественных земель.
Местообитание – участок, занятый частью популяции и обладающий всеми необходимыми для ее существование условиями.
Метаболизм – обмен веществ организма с окружающей средой.
Моделирование – метод исследования, а другой предмет (модель), находящийся с ним в определенном соотношении.
Мониторинг (от лат. «monitor» - предостерегающий) – система наблюдений, на основе которой дается оценка состояния биосферы и ее отдельных элементов.
Мутация (от лат. «mutatio» - изменение) – изменение в генетическом коде, передающееся по наследству.
Мутуализм – форма взаимодействия, при которой пользу получают обе популяции, причем они полностью зависят друг от друга.
Неолит (от греч. «neos» - новый, «litos» - камень) – новый каменный век (10-6 тыс. лет назад).
Неолитическая
революция – коренное изменение
в способе ведения хозяйства, выразившееся
в переходе от охотничье-собирательного
хозяйства к земледельческо-
Ниша экологическая – совокупность условий, необходимых для существования данного вида.
Ноосфера (от греч. «noos» - разум, «sphaire» - шар) – сфера разума, возникающая в результате появления человека на Земле и его взаимодействия с природным окружением.
Облигатность – вынужденная связь, без которой популяция не может существовать.
Озоновый экран – слой атмосферы, лежащий на высотах от 7 км на полюсах и до 50 км (с наибольшей плотностью озона на высотах 20-22 км), с повышенной концентрацией молекул О3.
Органические соединения – вещества, включающие в свой состав углерод.
Палеолит – (от греч. «palios» - древний, «litos» - камень) – древнекаменный век (от 2-3 млн лет назад).
Парниковый эффект – повышение концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислого газа и др.), поглощающих тепловое излучение земной поверхности, что приводит к потеплению климата.
Пестициды – вещества, используемые для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Популяция (от лат. «populus» - народ) – совокупность особей одного вида, которые населяют определенный участок территории в течение длительного времени.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) – максимальное количество вредных веществ, которые могут поступать в окружающую среду с территории данного предприятия.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) – количество какого-либо вредного вещества, которое может находиться в окружающей среде без значительного ущерба для здоровья человека.
Предельно допустимые суммы (ПДС) – суммарный показатель вредного воздействия загрязняющих факторов.
Предельно допустимые уровни (ПДУ) – уровень вредного физического воздействия (для электромагнитного и шумного загрязнения).
Природно-ассимиляционный потенциал – способность природной среды без ущерба для себя (т.е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую для человека продукцию и производить полезную для него работу.
Природно-ресурсный потенциал – часть природных ресурсов, которое может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека.
Продуктивность – суммарное количество биомассы, образующееся за данный период времени.
Продуценты (от лат. «producentis» - производящий) – автотрофные организмы, которые создают пищу из простых неорганических веществ.
Равновесие – состояние, при котором отдельные параметры системы неизменны или колеблются вокруг некоторого среднего значения.
Региональный (от лат. «regionalis» - областной) – относящийся к какой-либо определенной территории.
Редуценты (от лат. «reducentis» - возвращающий) – гетеротрофные, главным образом бактерии и грибы, разрушающие сложные органические соединения и высвобождающие неорганические питательные вещества, пригодные для использования продуцентами.
Рекреационные ресурсы – все явления, которые могут быть использованы для отдыха: климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные и т.д.
Рекультивация – возвращения земель в культурное состояние, способное давать урожай, или в естественное состояние.
Рециклирование - повторное использование отходов производства.
Симбиоз – форма взаимодействия, при которой обо вида получают выгоду.
Синэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие сообществ со средой их обитания.
Сообщество – совокупность живых организмов, входящих в данную экосистему.
Сопротивление среды – совокупность факторов, направленных на сокращение численности популяция или вид.
Среда обитания – совокупность условий, в которых существует данная особь, популяция или вид.
Структура (от лат. «structura» - строение) – совокупность связей между элементами системы.
Сукцессия (от лат. «successio» - преемственность) – процесс развития экосистемы от ее зарождения до гибели, сопровождающийся сменой существующих в ней видов.
Токсичные вещества (от греч. «toxikon» - яд) – вещества, вызывающие определенные болезни и нарушения.
Толерантность (от лат. «tolerantia» - терпение) – способность организма переносить влияния факторов среды.
Трофический – относящийся к питанию.
Урбанизация – процесс роста количества городов и увеличение числа городских жителей.
Устойчивое
развитие- удовлетворение потребностей
настоящего поколения не угрожая будущему
поколению удовлетворять свои потребности.
Фито – относящийся к растениям.
Флуктуация – изменение какого-либо показателя под влиянием внешних или внутренних факторов.
Экологическая пирамида – графическое изображение соотношения трофических уровней. Может быть типов: численности, биомассы и энергии.
Экологический фактор – любой элемент среды, способный оказать прямое влияние на живые организмы.
Экология (от лат. «oikos» - дом, «logos» - учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
Экосистема – система, которую составляет сообщество и окружающей средой.
Экотоп – место обитания сообщества.
Этика (от греч. «etos» - обучай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.
Информация по
оценке
Общая
шкала оценки знаний
Аттестационная буквенная оценка | Цифровой эквивалент баллов | %-е содержание
степени усвоения учебной |
Оценка по традиционной
системе
|
А |
4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60,64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0 | 0-49 | Неудовлетворительно |
Приложение
Итоговая
оценка по дисциплине в процентном
содержании определяется:
Р1 + Р2
И % = --------------- × 0,6 + Э × 0,4 ,
2
где:
Р1 - процентное содержание оценки 1 рейтинга
Р2 - процентное содержание оценки 2 рейтинга
Э -
процентное содержание экзаменационной
оценки
Информация о работе Экономическая динамика и ее моделирование