Экономическая динамика и ее моделирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:44, реферат

Описание работы

Данные о преподавателе: Алиева Айман Яхияевна, магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 503

Научные интересы: биология, экология Казахстана. Изменение окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности человека, химизации сельского хозяйства и быта, развития промышленности, энергетики и транспорта, приводит к увеличению промышленных, транспортных, бытовых и других поллютантов загрязняющих окружающую среду, которые являются токсичными для организма человека.

Содержание

1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов.

Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

Тематический план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

Тематический план семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплин.

График выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

График выполнения и сдачи заданий СРС с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

Список литературы

Глоссарий

Общая шкала оценки знаний

2.Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

3.Лекционный комплекс (тезисы лекций, видеолекции, раздаточный материал.



4. Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине

5. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты

6. Перечень демонстрационных материалов, технических средств обучения (оборудования, плакатов, слайдов.

Работа содержит 1 файл

экол.у. развитие.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

  Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический  университет

        ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ,  БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ  НАУК 

                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель Проректора-директора Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

                                                ____________________________

                                                    «___»  ________________ 2011г.

 

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus) 

     Наименование  дисциплины «Экология и устойчивое развитие»

5В050900 - Финансы, 5В050700 – Менеджмент 

     Форма обучения дневная 

     Код дисциплины Eco 1105 

     Всего   2   кредита 

     Курс    1     Семестр 1,2 

     Лекции   20  часов                                                        

     Практические, семинарские 7  часов

     Лабораторные-3 часа      

     СРСП  30  часов         

     СРС  30 часов 

     Экзамен   1,2  семестр                                                                

     Трудоемкость  90  часов 
 

АСТАНА 2011 

Учебная программа дисциплины разработана на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В050900 - Финансы, 5В050700 – Менеджмент

     старшим  преподавателем Алиевой А.Я. _________________________________________ 

    Обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и естественных            дисциплин 

      Протокол  № ____ от «___» ______________________     _________ г. 

      Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.

      ________________   «__» _________________________  __________г.

                                       

    Утверждена  на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук 

      Протокол  № _____ от  «_____»______________________      ______ г. 

      Председатель  к.и.н., доцент Мукатаева Л.К. 

      ________________     «____» ________________________    ______ г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  УМКД 

1. Учебная  программа дисциплины (syllabus) для студентов.

     Характеристика  дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

      Тематический  план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

     Тематический  план  семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплин.

     График  выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

     График  выполнения и сдачи заданий СРС  с методическими рекомендациями по изучению дисциплины

     Список  литературы

     Глоссарий

     Общая шкала оценки знаний

2.Карта  учебно-методической обеспеченности  дисциплины

3.Лекционный  комплекс (тезисы лекций, видеолекции,  раздаточный материал.

 

4. Методические  рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине

5. Материалы  по контролю и оценке учебных  достижений обучающихся, тестовые  задания, перечень вопросов для  самоподготовки, экзаменационные билеты 

6. Перечень демонстрационных  материалов, технических средств  обучения (оборудования, плакатов, слайдов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Данные  о преподавателе: Алиева Айман Яхияевна, магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 503

     Научные интересы: биология, экология  Казахстана. Изменение окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности человека, химизации сельского хозяйства и быта, развития промышленности, энергетики и транспорта, приводит к увеличению  промышленных, транспортных, бытовых и других поллютантов загрязняющих окружающую среду, которые являются токсичными для организма человека.

     Взаимодействие человеческого общества  и природы стало одной из  важнейших проблем современности.  При этом решающая роль принадлежит  экологическому образованию содержанием  и сущностью которо является процесс формирования у личности экологического мировоззрения основой которого является  дисциплина «Экология и устойчивое развитие».

2. Пререквизиты

        Современные экологические знания базируются на материалах таких наук, как: ботаника, зоология, генетика, географии, геология, физика, химия, математика. 

3. Постреквизиты

 Изучение предмета «экология и устойчивое развитие» в последующем будут необходимы при изучении дисциплин «экологическое право», «международное экологическое право», что обусловливает его связь со многими дисциплинами, изучаемые в  вузе. 

4. Характеристика дисциплины 

         Учебная дисциплина предназначена  для освоения одной из важнейших  отраслей – экологии, применение  знаний, сельском хозяйстве, биотехнологии,  промышленном производстве, народном хозяйстве  и других сферах деятельности человека.

Цель  изучения дисциплины

         Формирование ответственного бережного  отношения студентов к окружающей  среде и своему здоровью. Такой  подход позволит будущим специалистам  с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и тем самым способствовать устойчивому развитию биосферы.

Задачи курса:

  • Изучить основные закономерности функционирования живых организмов экосистем различного уровня организации биосферы в целом их устойчивости.
  • Сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека особенно в условиях интенсификации природопользования.
  • сформировать у студентов широкий комплексный объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии охраны окружающей среды и устойчивого развития
  • сформировать современные представления о концепциях стратегиях и практических занятиях устойчивого развития в различных странах и Казахстана.
  • Дать студентам знание основных экологических категорий и понятии, размеров экологического кризиса и путях выхода из него, представление о  природоохранных мероприятиях.
 
 

 

     

Тематический  план лекций 

п/п

          

Темы  и их объем в  часах

Контрольные вопросы

 
 
Цели  и задачи занятий
 
 
Проблемные  вопросы
1 Определение понятия  «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции  Устойчивого  развития(1 час) Ознакомить  с задачей экологии, с какими науками  она связана, разделы экологии аутэкология демэкология синэкология глобальная экология. Основные понятия  экологии. Цель и задачи экологии. История  развития экологии. Понятие об устойчивом развитии.
2 Экология особи-аутэкология

(1 час)

Рассмотреть  законы  экологии, ознакомиться   с экологическими факторами Уровни организации  живых ситем. Организм и условия  его обитания. Экологические факторы  и их классификация. Специфические  особенности действия анетропогенного  фактора. Закон минимума Либиха. Закон  толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эвриобионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.
3 Экология популяций (1 час) Определить  регуляцию численности популяций. Факторы зависимые и независимые от плотности популяций. Понятие о популяции. Статистические характеристики популяций. Динамические характеристики популяций. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые  от плотности популяции.
4 Экология сообществ синэкология . (1 час) Выявить отличия  биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Понятие о биоценозе. Понятие экосистемы. Концепция экосистемы. Гомеостаз экосистемы.
5 Основные формы  межвидовых связей в экосистеме. (1 час) Дать представление  о том что межвидовая конкуренция один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Формы межвидовых связей (нейтрализм комменсализм протокоперация мутуализм хищнечество паразитизм) Принцип конкуретногто исключения Г.Ф. Гаузе. Правила 1% и 10 % энергии Линдемана. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме.
6 Трофическая структура  биоценоза Рассмотреть как  работают пищевые цепи и трофические  уровни в экосистеме. Пищевые цепи и  трофические уровни в экосистеме. Экологические пирамиды (численности биомассы и энергии). Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. Целостность и устойчивость экосистем.
7-8 Биосфера и  ее устойчивость  (2 часа) Изучение свойств  биосферы, концепции ноосферы. Формирование  концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция живого вещаства. Выявление глобальной роли живого вещества.   Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Основные биохимические законы В.И. Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на  окружающую среду.
9 Концепция Устойчивого  развития

(1 час)

Рассмотреть пути Устойчивого развитие История возникновения  понятия Устойчивое развитие. Факторы  Устойчивого развития. Уровни Устойчивого развития. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.
10 Природные ресурсы  и их рациональное природопользование как один из аспектов  устойчивого развития

(1 час)

Охарактеризовать  природные ресурсы Земли: литосферы  гидросферы атмосферы. Рассмотреть  виды природных ресурсов, причины  их неравномерного распределения. Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Классификация природных ресурсов; исчерпаемые  неисчерпаемые возобновимые и невозобновимые. Охрана природы. Рациональное природопользование малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
11 Антропогенные факторы  возникновения неустойчивости в биосфере. (1 час) Получить представления  о дифференциации антропогенной  нагрузки на окружающую среду в зависимости  от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Дифференциация  антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации  на различных ступенях развития. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. История  взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный аграрный промышленный информационный)
12-13 Глобальные  экологические проблемы современности 

(2 часа)

Выявить причины  и последствия глобальных проблем. Проблемы загрязнения атмосферы Изменение климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Сокращение биоразнообразия. Загрязнение мирового океана, причины их возникновения и последствия.  Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности.      Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их экологические последствия. 
14 Социально экологические  проблемы современности и устойчивое развитие   (1 час) Рассмотреть социально-экологическим  кризисом и устойчивым развитием Социально-экологический  кризис и устойчивое развитие. Факторы влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
15-16 Социально экологические  проблемы современности и устойчивое развитие (2 часа) Рассмотреть с  социально-экологическим кризисом и устойчивым развитием  Мировая  продовольственная проблема  и  пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути  решения. Изменение генофонда  возрастание общей агрессивности среды. Войны и терроризм. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
17 Охрана природы  и устойчивое развитие.   (1 час) Ознакомить  с принципами и методами охраны окружающей среды Принципы и  методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды.  Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.
18 Актуальные  экологические проблемы устойчивого  развития Республики Казахстан. (1 час) Ознакомить  с процессами дестабилизации природной среды в РК причины и следствия. Проблемы дестабилизации природной среды в РК, причины  и следствия. Социально-экологические  проблемы Приаралья. Семипалатинский  ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей.
19 Методы и  критерии оценки окружающей среды. (1 час) Ознакомить  с понятием и методами экологического  мониторинга. Методы и  критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг принципы его организации. Законодательство Республики Казахстан в области  охраны окружающей среды.
20 Обеспечение Устойчивого  развития Республики Казахстан. (1 час)      Ознакомить  с Устойчивым  развития Республики Казахстан Экологическое образование и воспитание Обеспечение  Устойчивого развития Республики Казахстан  населения РК.  Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития.
  Всего   20 часов 
 
 
 
 
 
 

 

Тематический  план семинарских  занятий 

      «№       Темы  и их объем в  часах       Устный  опрос, Решение задач, проблемных вопросов Письменный  опрос

(тестовый  опрос,

  контрольные работы,

  работа по карточкам, 

доклады, сообщения,

рефераты, дом. задания и  др.виды);

Применение 

современных методов обучения,

  использование инновационных  технологий в учебном  процессе

Изучение  учебно-монографической  литературы
1 Основные понятия экологии. Структура и методы экологии. (1 час) Цели и задачи экологии,

классификация экологических наук, где используются достижения экологии, история развития науки экология. Модель устойчивого  общества его признаки и принципы функционирования 

Подготовить картотеку  по дисциплине «экология и устойчивое развитие» Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 
 
 
 

2 Основные среды  жизни и их характеристики(1 час) Среда обитания. Экологические факторы.  Рассмотреть  классификацию экологических факторов по Ю. Одуму. Основные представления об адаптациях. Лимитирующие факторы. Влияние температуры на организмы.  Свет и его роль в жизни организмов. Вода в жизни оргпнизмов. Конспект, тестовый опрос,

 работа по  карточкам

Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 

 
 
3
Популяция как  форма существования вида и ее основные критерии(1 час) Статистические  показатели. Динамические показатели. Продолжительность жизни. Экологические  стратегии выживания. Регуляция  плотности популяции. Работа с  карточками. Устный опрос. Работа с  тестами. Работа в малых группах. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 

4 Агрессивное поведение  и его рль в организации  сообществ млекопитающих(1 час) Изучить причины  и закономерности проявления агрессии. Можно ли построить идеальное  общество, где все равны и нет  злобы, зависти и войн. Роль агрессии в нашей жизни, а также в жизни животных. Подготовить сообщение . Круглый стол. Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 

5 Альтернативные  источники энергии. (Грани нетрадиционной энергетики) (1 час) 1. Грани нетрадиционной  энергетики.  2. Грани солнечной  энергетики: 3. Фотонный кнут 4. Промышленный фотосинтез. 5. Электростанции на орбите, а еще лучше на луне. 6. Ветроэнергетика:  пожиратель ветра Круглый стол. Подготовить  сообщения Использование интернет Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 

6 Учет и утилизация отходов. (1 час) 1. Понятие об  отходах и их классификация  2. Хранение отходов .3 . Выбор места размещения хранилищ . 4 Использование промышленных отходов в качестве заполнителя при рекультивации карьеров 5. Размещение радиоактивных отходов 6.Требования безопасности при организации хранилищ  7. Перспективные способы повышения экологической безопасности промышленности.9 Утилизация твердых отходов различного происхождения Подготовить сообщение. Круглый стол Использование интернет Горелов А.А. Экология. 2002 

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 

 
7
Проблема озона(1 час) 1. Что такое  озон и его движение в атмосфере. 2. Что приводит к разрушению озонового слоя. 3. Методы по защите озонового слоя Подготовить сообщение. Круглый стол Использование интернет- Хван Т.А. Промышленная экология: учеб. Пособие. 320с. Р.н/Д. 2003. 

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006 

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996. 

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. 

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

  Всего       7 ч..

Информация о работе Экономическая динамика и ее моделирование