Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:44, реферат
Данные о преподавателе: Алиева Айман Яхияевна, магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 503
Научные интересы: биология, экология Казахстана. Изменение окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности человека, химизации сельского хозяйства и быта, развития промышленности, энергетики и транспорта, приводит к увеличению промышленных, транспортных, бытовых и других поллютантов загрязняющих окружающую среду, которые являются токсичными для организма человека.
1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов.
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Тематический план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Тематический план семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплин.
График выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
График выполнения и сдачи заданий СРС с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Список литературы
Глоссарий
Общая шкала оценки знаний
2.Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
3.Лекционный комплекс (тезисы лекций, видеолекции, раздаточный материал.
4. Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
5. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты
6. Перечень демонстрационных материалов, технических средств обучения (оборудования, плакатов, слайдов.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ,
БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ
НАУК
Заместитель Проректора-директора Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины «Экология и устойчивое развитие»
5В050900 -
Финансы, 5В050700 – Менеджмент
Форма
обучения дневная
Код
дисциплины Eco 1105
Всего
2 кредита
Курс
1 Семестр 1,2
Лекции
20 часов
Практические, семинарские 7 часов
Лабораторные-3
часа
СРСП
30 часов
СРС
30 часов
Экзамен
1,2 семестр
Трудоемкость
90 часов
АСТАНА
2011
Учебная программа дисциплины разработана на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В050900 - Финансы, 5В050700 – Менеджмент
старшим
преподавателем Алиевой А.Я. ______________________________
Обсуждена
на заседании кафедры гуманитарных
и естественных
дисциплин
Протокол
№ ____ от «___» ______________________
_________ г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.
________________
«__» _________________________
Утверждена
на заседании УМС Высшей школы экономики,
бизнеса и социальных наук
Протокол
№ _____ от «_____»______________________
Председатель
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
________________
«____» _______________________
Содержание
УМКД
1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов.
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Тематический план лекций с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Тематический план семинарских занятий (план семинарских (практических) занятий) с методическими рекомендациями по изучению дисциплин.
График выполнения и сдачи заданий СРСП с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
График выполнения и сдачи заданий СРС с методическими рекомендациями по изучению дисциплины
Список литературы
Глоссарий
Общая шкала оценки знаний
2.Карта
учебно-методической
3.Лекционный комплекс (тезисы лекций, видеолекции, раздаточный материал.
4. Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
5. Материалы
по контролю и оценке учебных
достижений обучающихся,
6. Перечень демонстрационных
материалов, технических средств
обучения (оборудования, плакатов, слайдов.
ВВЕДЕНИЕ
Данные о преподавателе: Алиева Айман Яхияевна, магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественных дисциплин, каб. 503
Научные интересы: биология, экология Казахстана. Изменение окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности человека, химизации сельского хозяйства и быта, развития промышленности, энергетики и транспорта, приводит к увеличению промышленных, транспортных, бытовых и других поллютантов загрязняющих окружающую среду, которые являются токсичными для организма человека.
Взаимодействие человеческого
2. Пререквизиты
Современные экологические знания базируются
на материалах таких наук, как:
ботаника, зоология, генетика, географии,
геология, физика, химия, математика.
3. Постреквизиты
Изучение
предмета «экология и устойчивое развитие»
в последующем будут необходимы при изучении
дисциплин «экологическое право», «международное
экологическое право», что обусловливает
его связь со многими дисциплинами, изучаемые
в вузе.
4.
Характеристика дисциплины
Учебная дисциплина
Цель изучения дисциплины
Формирование ответственного
Задачи курса:
Тематический
план лекций
№
п/п |
Темы и их объем в часах Контрольные вопросы |
Цели и задачи занятий |
Проблемные вопросы |
1 | Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития(1 час) | Ознакомить с задачей экологии, с какими науками она связана, разделы экологии аутэкология демэкология синэкология глобальная экология. | Основные понятия экологии. Цель и задачи экологии. История развития экологии. Понятие об устойчивом развитии. |
2 | Экология особи-аутэкология
(1 час) |
Рассмотреть законы экологии, ознакомиться с экологическими факторами | Уровни организации живых ситем. Организм и условия его обитания. Экологические факторы и их классификация. Специфические особенности действия анетропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эвриобионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды. |
3 | Экология популяций (1 час) | Определить
регуляцию численности |
Понятие о популяции.
Статистические характеристики популяций.
Динамические характеристики популяций.
Регуляция численности |
4 | Экология сообществ синэкология . (1 час) | Выявить отличия биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. | Понятие о биоценозе. Понятие экосистемы. Концепция экосистемы. Гомеостаз экосистемы. |
5 | Основные формы межвидовых связей в экосистеме. (1 час) | Дать представление о том что межвидовая конкуренция один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. | Формы межвидовых
связей (нейтрализм комменсализм протокоперация
мутуализм хищнечество |
6 | Трофическая структура биоценоза | Рассмотреть как работают пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. | Пищевые цепи и трофические уровни в экосистеме. Экологические пирамиды (численности биомассы и энергии). Естественное развитие экосистем; первичная и вторичная. Целостность и устойчивость экосистем. |
7-8 | Биосфера и ее устойчивость (2 часа) | Изучение свойств биосферы, концепции ноосферы. | Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция живого вещаства. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Основные биохимические законы В.И. Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду. |
9 | Концепция Устойчивого
развития
(1 час) |
Рассмотреть пути Устойчивого развитие | История возникновения понятия Устойчивое развитие. Факторы Устойчивого развития. Уровни Устойчивого развития. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. |
10 | Природные ресурсы
и их рациональное природопользование
как один из аспектов устойчивого
развития
(1 час) |
Охарактеризовать природные ресурсы Земли: литосферы гидросферы атмосферы. Рассмотреть виды природных ресурсов, причины их неравномерного распределения. | Оптимизация окружающей
среды как теоретическая основа
рационального |
11 | Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. (1 час) | Получить представления о дифференциации антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. | Дифференциация
антропогенной нагрузки на окружающую
среду в зависимости от типа цивилизации
на различных ступенях развития. Роль
природы в становлении и |
12-13 | Глобальные
экологические проблемы современности
(2 часа) |
Выявить причины и последствия глобальных проблем. Проблемы загрязнения атмосферы | Изменение климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Опустынивание. Сокращение биоразнообразия. Загрязнение мирового океана, причины их возникновения и последствия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их экологические последствия. |
14 | Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие (1 час) | Рассмотреть социально-экологическим кризисом и устойчивым развитием | Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Факторы влияющие на рождаемость. Рост населения и изменения его качества. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. |
15-16 | Социально экологические проблемы современности и устойчивое развитие (2 часа) | Рассмотреть с
социально-экологическим |
Мировая
продовольственная проблема и
пути решения. Ресурсный |
17 | Охрана природы и устойчивое развитие. (1 час) | Ознакомить с принципами и методами охраны окружающей среды | Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества. |
18 | Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан. (1 час) | Ознакомить с процессами дестабилизации природной среды в РК причины и следствия. | Проблемы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. |
19 | Методы и критерии оценки окружающей среды. (1 час) | Ознакомить с понятием и методами экологического мониторинга. | Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг принципы его организации. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. |
20 | Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан. (1 час) | Ознакомить с Устойчивым развития Республики Казахстан | Экологическое образование и воспитание Обеспечение Устойчивого развития Республики Казахстан населения РК. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития. |
Всего | 20 часов |
Тематический
план семинарских
занятий
«№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос, Решение задач, проблемных вопросов | Письменный
опрос
(тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); |
Применение
современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе |
Изучение учебно-монографической литературы |
1 | Основные понятия экологии. Структура и методы экологии. (1 час) | Цели и задачи
экологии,
классификация
экологических наук, где используются
достижения экологии, история развития
науки экология. Модель устойчивого
общества его признаки и принципы
функционирования |
Подготовить картотеку по дисциплине «экология и устойчивое развитие» | Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
2 | Основные среды жизни и их характеристики(1 час) | Среда обитания.
Экологические факторы. Рассмотреть
классификацию экологических |
Конспект, тестовый
опрос,
работа по карточкам |
Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
3 |
Популяция как форма существования вида и ее основные критерии(1 час) | Статистические показатели. Динамические показатели. Продолжительность жизни. Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции. | Работа с карточками. Устный опрос. Работа с тестами. Работа в малых группах. | Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
4 | Агрессивное поведение и его рль в организации сообществ млекопитающих(1 час) | Изучить причины и закономерности проявления агрессии. Можно ли построить идеальное общество, где все равны и нет злобы, зависти и войн. Роль агрессии в нашей жизни, а также в жизни животных. | Подготовить сообщение . Круглый стол. | Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
5 | Альтернативные источники энергии. (Грани нетрадиционной энергетики) (1 час) | 1. Грани нетрадиционной энергетики. 2. Грани солнечной энергетики: 3. Фотонный кнут 4. Промышленный фотосинтез. 5. Электростанции на орбите, а еще лучше на луне. 6. Ветроэнергетика: пожиратель ветра | Круглый стол. Подготовить сообщения | Использование интернет | Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
6 | Учет и утилизация отходов. (1 час) | 1. Понятие об отходах и их классификация 2. Хранение отходов .3 . Выбор места размещения хранилищ . 4 Использование промышленных отходов в качестве заполнителя при рекультивации карьеров 5. Размещение радиоактивных отходов 6.Требования безопасности при организации хранилищ 7. Перспективные способы повышения экологической безопасности промышленности.9 Утилизация твердых отходов различного происхождения | Подготовить сообщение. Круглый стол | Использование интернет | Горелов А.А. Экология.
2002 Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб.
Пособие. 164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И.,
Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с.
Р/нД. 2006 |
7 |
Проблема озона(1 час) | 1. Что такое
озон и его движение в |
Подготовить сообщение. Круглый стол | Использование интернет- | Хван Т.А. Промышленная
экология: учеб. Пособие. 320с. Р.н/Д. 2003. Алишева К.А. Экология:
Учебник. 304с. Алм. 2006 Бродский А.К.
Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие.
164с. 1996. Колесников С.И.
Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006 |
Всего | 7 ч.. |
Информация о работе Экономическая динамика и ее моделирование