Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия……………………………………………………………………………..6
Раздел 2. Показатели, порядок расчета и исходные данные для составления плана по себестоимости……………………………………………………………….19
Раздел 3.Калькуляция себестоимости продукции…………………………….24
Раздел 4. Составление сводного плана себестоимости, расчет снижения себестоимости по сравниваемой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции……………………………………………………………………………...45
Раздел 5. Смета затрат на производство, её структура и отличие от сводного плана по себестоимости……………………………………………………………….46
Выводы и предложения………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

курсов..doc

— 440.50 Кб (Скачать)
Бухгалтерия открывает на каждый заказ отдельный учетный регистр. Таким образом, затраты по каждому заказу учитываются отдельно. Косвенные расходы в течение месяца учитываются на счетах 25, 26, а по окончании месяца распределяются по заказам пропорционально установленной базе (чаще всего пропорционально сумме основной заработной плате производственных рабочих, отнесенных на соответствующие заказы). Себестоимость каждого заказа определяется путем суммирования всех затрат, учтенных по данному заказу. Если в выполнении заказа участвовали несколько цехов, суммируются затраты всех таких цехов.
Достоинством данного метода является то, что нет необходимости распределять затраты между законченной продукцией и незавершенным производством. Недостаток метода - тот факт, что фактическую себестоимость можно определить только в конце выполнения заказа, а период выполнения заказа может составлять длительный срок.
Нормативный метод калькулирования чаще всего применим на предприятиях массового и крупносерийного производства с большой номенклатурой изделий. Имеет следующие этапы:

-         составление нормативных калькуляций по каждому изделию до начала производства продукции;

-         учет фактических затрат с подразделением на расходы в пределах норм и отклонений от норм;

-         определение фактической себестоимости путем суммирования.

Нормативные калькуляции определяются на основе технических данных и других нормативов. Может составляться двумя способами - путем суммирования калькуляций для каждой детали, узла и т.д. и составляться на изделие в целом (этот способ грубее, но технически более легкий).

Учет фактических затрат происходит следующим образом. На основании нормативных калькуляций до начала производства продукции выписываются расходные документы на отпуск материалов в производство, на оплату труда. После осуществления этих расходов они рассматриваются как расходы в пределах норм. Все отклонения в затратах от нормативных расходов оформляются специальными сигнальными документами (увеличивающая линия, другая внешняя форма). Для этого требуется дополнительное разрешение бюро нормативного учета. К отклонениям от норм относят также потери от брака. Путем суммирования нормативных затрат и отклонений получается себестоимость продукции.

 

1.      Расчет потребности и стоимости сырья и материалов

 

Потребность в муке (М) по каждому виду хлеба определяется как:

М = Пп * 100/ В, где

Пп - производственная программа выпуска данного вида хлеба, т.

В – плановый выход хлеба, %.

Плановый выход показывает количество готовой продукции данного вида, которая должна быть выработана из 100 кг. муки.

Плановые нормы устанавливают   в соответствии с плановой влажностью муки – 14, 5%. При влажности муки ниже плановой выход готовой продукции соответственно повышается, при влажности выше плановой  выход снижается. Если хлебозавод получает муку различной влажности, то плановый выход должен быть пересчитан на фактическую влажность  муки по формуле:

Вс = (В * 100)/(100 – (14,5 - Wф)), где

Вс - выход хлеба в перерасчете на фактическую влажность муки, %

В - плановый выход хлеба при плановой влажности муки, %

Wф - фактическая влажность муки, %.

В Таблицу 2. поставим планируемую выработку в тоннах

Норма выхода утверждена на стандартную влажность муки 14,5 % по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» в размере 137, 2 %

Мука поступает на хлебозавод с пониженной влажностью – 13,5 %.

Норма выхода хлеба составляет:

Вс  = (137,2 * 100)/(100 – (14,5 – 13,5)) = 130 %

Для производства изделия «Хлеб столовый, 0,93 кг.» используется 100 % муки пшеничной 1 сорта. Расход муки составит:

М = 5901 * 100/139 = 4245,34 т.

За пониженную влажность муки на 1,3 % (14,5 % – 13,2 %) против стандартной хлебозавод платит накидку к стоимости муки в размере 1 % за каждый процент понижения влажности, т.е. 4310 * 0, 0132 = 56, 89  тыс. руб.

Реализуемые отходы  приняты в плане в размере 0,09 % от количества муки по цене 60 руб. 00 коп. за 1 т. Их количество составит: 4310 * 0,0009 = 3,88 т. на сумму: 3,88 * 60 = 0, 23 тыс. руб. на эту величину уменьшается  затраты на муку.

Итого расходы по основному сырью (муке) для изделия «Хлеб столовый, 0,93 кг.» планируется в размере: 4310 + 56,89 – 0,23 = 4366,66 тыс. руб.

 

Потребность в прочих основных материалах определенного вида:

Ппм = М * Н/100, где

М – потребность в муке, т.;

Н – норма прочих основных материалов данного вида, предусмотренная рецептурой, %.

Прочие основные материалы  планируются в соответствии с утвержденными рецептурами и ценами.

По изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» предусматривается:

Дрожжей – 1,5 %, т.е. 4310 * 1000 * 1,5 / 100 = 64650 кг. на сумму 64650 * 0,49 / 1000 = 31,68 тыс. руб.;

Сахара в растворе – 1,2 %, т.е. 4310 * 1000 * 1,2 / 100 = 51720 кг. на сумму 51720 * 0,663 / 1000 = 34,29 тыс. руб.;

Масла растительного на смазку форм и листов – 4,0 % к массе готовой продукции, т.е. 5991 * 1000 * 4,0 / 1000 = 23964 кг. на сумму 23964 * 1,317 / 1000 = 31,56 тыс. руб.;

Патоки – 0, 72 % от всего количества муки, т.е. 4310 * 1000 * 0,72 / 100 = 31032 кг. на сумму 31032 * 0,2 / 1000 = 6,2 тыс. руб.;

Кулинарного жира – 2,9 %, т.е. 4310 * 1000 * 2,9 / 100 = 124990 кг. на сумму 124990 * 1,36 / 1000 = 169,98 тыс. руб.;

Воды – 0,005 %, т.е. т.е. 4310 * 1000 * 0.005 / 100 = 215,5 т. на сумму 215,5 * 0,15 / 1000 = 0,03 тыс. руб.

Итого стоимость прочих основных материалов: 31,68 + 34,29 + 31,56 + 6,2 + 169,98 + 0,03 = 273,74 тыс. руб.

Полученные в Таблице 2. данные по стоимости основного сырья и прочих основных материалов заносятся в графы 4 и 5 Таблицы 1. соответственно.

 

 

 

 

Таблица 2.

Расчет потребности и стоимости сырья и материалов

 

Расчет потребности и стоимости сырья и материалов

Наименование изделий

Батоны нарезные, 1 сорт, массой 0,4 кг.

План выработки на год, т

5901

% выхода при стандартной влажности муки

14.5

% выхода при фактической влажности муки

13.5

Виды сырья

ед. изм.

цена ед.

Сумма, тыс. руб.

норма

кол - во

сумма

1

2

3

4

5

6

1. Мука

 

 

 

 

 

4. Пшеничная I - го сорта

т.

235

100

4310

4366.66

6. Накидка к цене

т.

 

 

 

56.89

7. Отходы реализуемые

т.

 

 

 

0.23

ИТОГО:

 

 

 

 

4423.78

2. Прочие основные материалы

 

 

 

 

 

2.Дрожжи

кг.

0.49

1.5

64650

31.68

3. Сахар в растворе

кг.

0.663

1.2

51720

34.29

4. Масло растительное на смазку форм и листов

кг.

1.317

4

23964

31.56

5. Патока

кг.

0.2

0.72

31032

6.2

6. Кулинарный жир

кг.

1.36

2.9

124990

169.98

11. Вода

т.

0.15

0.005

215.5

0.03

ИТОГО:

 

 

 

 

273.74


 

 

 

 

 

2.      Расчет транспортно - заготовительных расходов на муку (Таблица 3.)

 

Мука доставляется на хлебозавод централизованно автомуковозами, т.е. бестарно. Оплата производится по среднему тарифу 3,27 руб. за 1 тонну брутто. Общая стоимость перевозки составит 39956,28 * 3,27 = 130657 тыс. руб.

Общая сумма транспортно – заготовительных расходов распределяется пропорционально весу муки. Следовательно, для изделия «Хлеб столовый, 0,93 кг.» они составят 3,268 * 4310 / 1000 = 14,08 тыс. руб. (Таблица  3а.)

В состав транспортно – заготовительных расходов входит стоимость перевозки, разгрузки, наценка снабженческих органов. На данном хлебозаводе  общая сумма расходов составила на прочие основные материалы составила по плану 87 тыс. руб. или на 1 руб. стоимости прочих основных материалов без воды 87/(786,75 – 6,0) = 0,111 руб. По изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» они составляют 0,111 * (273,74 – 0,03) = 30,38 тыс. руб. (Таблица 3а.)

Общий итог  транспортно – заготовительных расходов на муку и прочие основные материалы по изделию«Хлеб столовый, 0,93 кг.»:

14,08 + 30,38 = 44,46 тыс. руб. (Таблица 3а.)

Полученные в результате расчетов в Таблице 3а. данные переносим в Таблицу 1, графа 6.

 

3.      Расчет потерь по мягкой таре

 

На данном хлебозаводе организована бестарная перевозка  муки и дополнительного сырья, поэтому данные по статье отсутствуют.

 

4.      Расчет упаковочных материалов

 

По данной статье расходы не планируются.

 

5.     Расчет потребности и стоимости топлива (Таблица 4)

 

В данную статью включаются только расходы на топливо, так как на данном хлебозаводе электропечи нет.

Потребность в условном топливе определяется умножением утвержденной нормы расхода условного топлива на производственную программу. Так, по изделию «Батоны нарезные, 0,4 кг.» она составляет  105,35 * 5991 / 1000 = 631,15 т. топлива.

Потребность в топливе на технологические нужды по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» составляет 4729,24 * 631,15 / 5309,24 = 562,2 условной тонны.

Стоимость 1 тонны условного топлива по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» составляет 29,6 * 562,2 / 1000 = 16,64 тыс. руб.

Данные графы 6 переносятся в графу 9 Таблицы 1 соответственно.

 

6.      Расчет фонда заработной платы основных производственных рабочих (Таблица 5)

 

По изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» фонд зарплаты по расценкам составляет 5991 * 2,689 = 6709,92 руб.

Годовой фонд заработной платы по тарифу, определяемый делением фонда по сдельным расценкам на планируемый процент выполнения норм выработки, составляет 6709,92 * 100 / 108 = 6212,88 руб.

Доплата в ночное время составляет 6212,88 * 8 / 24 = 2070,96 руб.

Доплата за работу в вечернее время составляет (6212,88 * 7 * 75) / (24 * 100) = 1359,06 руб.

Премии рабочим, обслуживающим печи по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.»  (6709,92 + 2070,96 + 1359,06) * 0,37 = 3751,77 тыс. руб.

Доплата за работу в выходные дни составит 6212,88 * 52 / 365 = 885,12 руб.

Доплата за работу в праздничные дни составит: 6212,88 * 11 / 365 = 187,23 руб.

Итого годовой фонд основной заработанной платы  по изделию «Батоны нарезные, 0,4 кг.»: 6709,92 + 1359,06 + 2070,96 + 3751,77 + 187,23 + 885,12 = 14776,83 руб.

По печи № 4 и 5 по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» дополнительная заработанная плата на очередные отпуска составит 14776, 83 * 0,067 = 990,04 руб.

Заработная плата рабочих группы общего обслуживания относительно изделия «Хлеб столовый, 0,93 кг.»= 98967 * 14776,83 / 217850,6 = 6712,94 руб.

Заработанная плата дежурно – ремонтной группы относительно изделия «Хлеб столовый, 0,93 кг.» 42894,37 * 19 / 191,3 = 4260,28 руб.

Итого заработанная плата по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» составит:  (14776, 83 + 6712,94 + 4260,28) / 1000 = 25,75 руб. (таблица 1., графа 10)

Дополнительная заработанная плата рабочих группы общего обслуживания и  дежурно – ремонтной группы по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» составит: 

(6531,84 + 2831,03)  * 990,04 / 14574,45 = 445,61 руб.

Следовательно, в калькуляции дополнительная заработная плата по изделию «Хлеб столовый, 0,93 кг.» составит (990,04 + 445,61) / 1000 = 1,43 руб. (Таблица 1. графа 11)

 

7.      Расчет отчислений на социальные нужды

 

Отчисления на социальные нужды составляют 26 % и включают:

-         отчисления  на социальное страхование  (5,4 %);

-         пенсионный фонд (28 %);

-         государственный фонд занятости (1,5 %);

-         медицинское страхование (3,6 %).

Сумма отчислений по изделию «Батоны нарезные, 0,4 кг.» = (25,75 + 1,43) * 26 / 100 = 7, 06 тыс. руб.

 

8.      Распределение фонда заработанной платы по статьям калькуляции

 

Для взаимоувязки общего фонда заработанной платы с планом по себестоимости составляется расчетная таблица 6.

Таблица 6.

Распределение фонда заработанной платы по статьям калькуляции

Категория работающих

Численность

Фонд заработной платы

Зарплата производственных рабочих, основная

Зарплата производственных рабочих, дополнительная

Транспортно - заготовительные расходы на муку

Транспортно - заготовительные расходы на прочие основные материалы

Расходы на подготовку и освоение производства

Ремонт оборудование/Содержание оборудования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рабочие

275

620.75

338.7

22.5

1.4

3

 

42.4/15.3

Руководители и служащие

18

31.7

 

 

 

 

 

 

Служащие

18

27.3

 

 

 

 

 

 

Итого:

311

679.75

338.7

22.5

1.4

3

 

42.4/15.3

Капитальный ремонт зданий и сооружений

 

 

 

 

 

 

 

 

Детские учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖКХ

3

2.8

 

 

 

 

 

 

Итого:

3

2.8

 

 

 

 

 

 

Несписанный фонд

 

0.6

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

683.15

338.7

22.5

1.4

3

 

42.4/15.3

Информация о работе Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия