Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия……………………………………………………………………………..6
Раздел 2. Показатели, порядок расчета и исходные данные для составления плана по себестоимости……………………………………………………………….19
Раздел 3.Калькуляция себестоимости продукции…………………………….24
Раздел 4. Составление сводного плана себестоимости, расчет снижения себестоимости по сравниваемой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции……………………………………………………………………………...45
Раздел 5. Смета затрат на производство, её структура и отличие от сводного плана по себестоимости……………………………………………………………….46
Выводы и предложения………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

курсов..doc

— 440.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия……………………………………………………………………………..6

Раздел 2. Показатели, порядок расчета и исходные данные для составления плана по себестоимости……………………………………………………………….19

Раздел 3.Калькуляция себестоимости продукции…………………………….24

Раздел 4. Составление сводного плана себестоимости, расчет снижения себестоимости по сравниваемой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции……………………………………………………………………………...45

Раздел 5. Смета затрат на производство, её структура и отличие от сводного плана по себестоимости……………………………………………………………….46

Выводы и предложения………………………………………………………...49

Список литературы……………………………………………………………..51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости - основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

-         оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

-         установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

-         определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

-         анализ себестоимости отдельных видов продукции;

-         выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Актуальность темы обусловлена тем, что анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 д. е. затрат, а также снижение затрат на 1 д. е. продукции (работ).

При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов: 1. Повышение технического уровня производства. 2. Улучшение организации производства и труда. 3. Изменение объема, структуры и размещения производства. 4. Улучшение использования природных ресурсов 5. Развитие производства.

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя, по относительно низкой цене. Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукций; для этого необходим анализ поведения расходов.

По этому признаку все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом продукции), полупеременные, полупостоянные (остающиеся постоянными до определенных пределов роста объема продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода). Все четыре группы расходов в бухгалтерии подразделяются на условно-переменные и постоянные. Первые составляют технологическую себестоимость продукции и учитываются как прямые расходы. Переменные и постоянные расходы классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация) оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (реклама, научные разработки и пр.).

Цель работы – провести планирование готовой продукции на хлебозаводе

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-                     Охарактеризовать значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия;

-                     Рассмотреть показатели, порядок расчета и исходные данные для составления плана по себестоимости;

-                     Провести калькуляцию себестоимости продукции;

-                     Составить сводный план себестоимости, расчет снижения себестоимости по сравниваемой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции;

-                     Составить смету затрат на производство, её структуру и отличие от сводного плана по себестоимости;

-                     Сделать выводы и предложения.

 

Раздел 1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия

 

 

Себестоимость продукции представляет собой затраты предприятия на производство продукции и её сбыт.

Себестоимость - это экономическая категория, отражающая общественные отношения по поводу производства продукции связанные с производительным потреблением живого и общественного труда. Отсюда любое совершенствование этих отношений есть одновременно процесс, направленный на снижение уровня издержек производства и повышение на этой основе эффективности общественного производства.

Выделение издержек как части стоимости, отражающей затраты производителей, возникло закономерно и неизбежно в процессе установления эквивалентности обмена товаров, создание условий для дальнейшего осуществления производства, оценки результатов собственного труда путём соизмерения затраченных усилий и средств, полученным при этом объёмом материальных благ (продукции, услуг и т.п.).

Конкретной формой выражения издержек производства в хозяйственной практике являются стоимостные показатели, характеризующие в денежном выражении их уровень показателей себестоимости.

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного производства. Это вытекает из экономической сущности данной категории, в которое находит выражение вся совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в производстве. Влияние себестоимости продукции на рост эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса не только велико, но и весьма многообразно. Величина издержек производства во многом определяет: уровень оптовых цен и действенность ценового механизма страны, обеспечивая тем самым стабильность экономики; объём и масштабы увеличения чистого дохода и соответственно денежных накоплений, что обуславливает те или иные темпы роста производства. Кроме того, снижение издержек предполагает экономное потребление ресурсов.

Всё это позволяет говорить не только о количественном, но и о качественном воздействии рассматриваемой категории на экономический потенциал страны и его перспективные изменения, рост эффективности производства. Интенсивность такого воздействия объясняется тем, что себестоимость связана со всеми стадиями процесса воспроизводства, непосредственно отражая не только отношения общественного производства, но и в определённой степени распределения и потребления.

На первый взгляд наименее очевидна связь себестоимости со сферой потребления. Однако она существует как прямая, так и косвенная. Эта связь проявляет себя, с одной стороны тем, что часть себестоимости, выступающая в форме живого труда, практически определяет уровень покупательной способности работников производственной сферы, чему противостоит конкретная товарная масса, уровень цен на которую во многом определяется себестоимостью её производства. С другой стороны, хотя уровень качества изделий не находится в прямой зависимости от затрат на производство, они определённым образом коррелируют. Эта связь усиливается тем, что в состав себестоимости стали включаться затраты, характеризующие функционирование производственной продукции в сфере потребления.

Издержки производства отражают одновременно процесс создания части стоимости и формирования фонда возмещения, потреблённых средств производства и фонда личного потребления работников производственной сферы, предопределяя при этом в какой-то мере также вместе величину и возможные направления использования фонда накопления.

Недооценка объективности себестоимости продукции, её место в практической плановой и управленческой деятельности может быть наказуема снижением эффективности производства, отражающейся в ухудшении его качественных показателей.

На себестоимость возлагаются большие надежды, связанные с повышением эффективности производства. Надо отчётливо представлять информативную ценность показателя себестоимости, области его возможного воздействия на экономические параметры производства, стимулирование, не выдвигать необоснованных требований, которые этот показатель не может удовлетворить, учитывая объективную специфику его внутреннего содержания.

Одновременно, для того, чтобы расширить возможности показателя себестоимости, и в полной мере реализовать его многообразные функции как одного из инструментов управления общественным производством, необходимо соответствующие условия его применения на всех иерархических уровнях, а также совершенствовать сам показатель, порядок его формирования , учёт и калькулирования.

Себестоимость в большей мере определяет возможности и границы реализации функций цены. Известно, что себестоимость является нижним пределом цены, т.е. определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.

В современных условиях на себестоимость как бы перелагается часть стимулирующей функции цен. Дело в том, что , хотя себестоимость всегда подвижнее цен, в последние годы это многократно усиливается. Оптовые цены определяют внешние условия его производственной деятельности. Таким образом, сегодня увеличение прибыли в ещё большей степени, чем раньше, связывается со снижением себестоимости, уровень которой зависит, прежде всего, от собственных усилий трудовых коллективов и которая теперь становиться, видимо, более активным стимулятором эффективности общественного производства.

Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы производственных звеньев определяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина, получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами на осуществление этой деятельности. Себестоимость используется для исчисления эффективности как абсолютной, так и относительной и сравнительной. Она участвует в расчётах целого ряда показателей эффективности:

-         обобщающих - на уровне народного хозяйства - производство национального дохода на 1 рубль затрат, издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта;

-         показателей эффективности новой техники - экономия от снижения себестоимости;

-         показателей эффективности внешних связей - отношение валютных поступлений от экспорта продукции к затратам (производственным затратам) на производство и транспортировку продукции.

Себестоимость применяется для определения эффективности как локальных мероприятий по совершенствованию техники и технологии, организации производства и труда, освоению новых изделий или расширению объёмов выпуска традиционной продукции, так и при решении глобальных вопросов строительства и размещения новых или реконструкции и модернизации действующих предприятий. Кстати, улучшение использования показателя себестоимости в этих случаях может оказать серьёзное влияние на повышение эффективности капитальных вложений, их концентрацию на объектах обеспечивающих высокую экономическую отдачу.

Себестоимость является одной из немногих экономических категорий, которая может находить и находит конкретное воплощение в нескольких показателях, которые при единстве своего внутреннего содержания отличаются друг от друга целым рядом особенностей.

В настоящее время действуют показатели: себестоимость всей выпущенной товарной (валовой) продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость единицы важнейших видов изделий. Менее известна практике себестоимость качественного (ведущего) параметра изделий. Кроме того, различаются показатели в зависимости от избранной калькуляционной единицы: себестоимость детали, узла, изделия в целом, партии или комплекта, вида выполняемых производственных работ и услуг, себестоимость натуральной, условно-натуральной единицы и т.п. Может также рассчитываться себестоимость выпуска продукции цеха, передела, определенного технологического процесса.

Информация о работе Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия