Запасы на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы продукции, находящиеся в процессе транспортировке. Сокращение затрат на транспортировку является одной из важнейших задач управления запасами. Ключевая роль транспортировки объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Содержание

1. Транспортные запасы. Факторы, определяющие их величину.
2. Нормирование запасов готовой продукции (сбытовых).
3. «Особенности управления запасами на исследуемом Вами предприятии».
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по запасам - копия.docx

— 36.14 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Транспортные запасы. Факторы, определяющие их величину.
  2. Нормирование запасов готовой продукции (сбытовых).
  3. «Особенности управления запасами на исследуемом Вами предприятии».
  4. Список использованной литературы

 

      Транспортные  запасы. Факторы, определяющие их величину.

             Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) - это запасы продукции, находящиеся  в процессе транспортировке. Сокращение затрат на транспортировку является одной из важнейших задач управления запасами. Ключевая роль транспортировки  объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем  составе издержек, но и тем, что  без транспортировки невозможно само существование материального  потока.

       Транспортировка включает в себя следующие составляющие:

  • экспедирование;
  • грузопереработку;
  • упаковку;
  • передачу прав собственности на груз;
  • страхование.

       Управление  транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

  • выбор способа транспортировки;
  • выбор транспортного средства;
  • выбор перевозчика и партнеров по транспортировке;
  • оптимизация параметров транспортного процесса.

       Существуют  следующие основные виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • морской;
  • речной;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

       Каждый  из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования.

       В процессах осуществления закупок  и доставки продукции потребителям фирма-поставщик может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а различных партнеров (посредников).

       Прежде  всего, менеджмент фирмы должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный  транспорт (общего пользования или частный).

       Основными факторами определяющими величину транспортных запасов являются: топливные запасы, инструментарные, количество единиц техники и так далее.

       Таким образом, транспортные запасы предприятия  являются одними из главных. 

Нормирование  запасов готовой  продукции (сбытовых). 

       Сбытовые  запасы готовой продукции – это  остаток на конец суток готовой  продукции, который учитывается  по данным бухгалтерского учета в  натуральном и стоимостном выражении. Сбытовые запасы готовой продукции  формируются у предприятий-изготовителей. К готовой относится продукция, прошедшая весь цикл изготовления (добычи), принятая подразделением технического контроля и сданная на склад (склад готовой продукции) для дальнейшей отправки потребителю.

       Нормирование  сбытовых запасов как части оборотных  средств имеет целью оптимизацию  величины оборотных средств, авансированных в эти запасы, поскольку формирование больших сбытовых запасов приведет к связыванию значительной части  оборотных средств и уменьшению свободных средств. Недостаток производственных и сбытовых запасов может привести к перебоям в сбыте готовой продукции.

       Для готовой продукции характерны две  формы отгрузки: регулярная – в  течение всего года и сезонная – в ограниченные периоды года. Форма отгрузки зависит от многих факторов, например от объема и характера  производства (массовое, крупносерийое, мелкосерийное и т.д.), наличия инфраструктуры, географического положения и т.п.

       Нормирование  сбытовых запасов на предприятии-изготовителе осуществляется последовательно «снизу-вверх», начиная с расчетов специфицированных  норм по отдельным маркам готовой  продукции, с последующим укрупнением  норм по номенклатурным группам, а затем и видам готовой продукции.

       При нормировании сбытовых запасов для  каждого вида готовой продукции  используются следующие понятия:

  • объем суточной отгрузки – суммарный объем всех отгрузок данного вида готовой продукции, произведенных за сутки расчетного периода (года, квартала, месяца);
  • интервал отгрузки между двумя смежными отгрузками – промежуток времени (в сутках), который начинается со следующего дня после предыдущей отгрузки и продолжается включительно до дня осуществления очередной по счету суточной отгрузки;
  • объем суточного производства – суммарный объем готовой продукции определенного вида, сданной на склад в течение суток расчетного периода;
  • количество рабочих дней в интервале отгрузки – суммарное число рабочих дней в интервале отгрузки, в которые готовую продукцию из производства сдавали на склад;
  • среднее значение каждого их перечисленных факторов (как правило, средняя арифметическая);
  • неравномерность суточных объемов производства и отгрузок по интервалам и объемам, которая определяется  как коэффициент вариации фактора за год, то есть отношение его среднеквадратического отклонения к среднему значению.
 

       Сбытовой  запас (СЗ) не является постоянной величиной  в течение интервала отгрузки. Первоначально происходит накопление его на складе (величина остатка  готовой продукции увеличивается), после чего накопленный запас  отправляется потребителю (например, грузится в вагон). Такой процесс изменения  запаса от наименьшего в начале интервала (t0) до наибольшего в конце интервала (перед отгрузкой – t1) периодически повторяется. Причем значения наименьшего  и наибольшего запаса могут изменяться.

         

       Динамика  сбытового запаса в интервалах отгрузки 

       Изменение в течение года уровней суточных остатков производственных или сбытовых запасов на складе определяется результатом  взаимодействия двух материальных потоков: входящего и выходящего. При этом наблюдается определенная вариация элементов этих потоков. Вариация суточных объемов прихода на склад и  суточных объемов расходов со склада в течение года представляет собой  нормообразующие факторы, которые необходимо учитывать при расчете нормы каждой категории запасов.

       На  предприятиях устанавливают специфицированные  нормы, экономическое содержание которых  заключается в том, что норма  характеризует необходимый средний  уровень запаса (среднее значение из суточных остатков) в течение  года, обеспечивающий устойчивый процесс  реализации.

       Для предприятий-изготовителей с регулярными  отгрузками, как правило, устанавливаются:

  • специфицированные нормы сбытовых запасов по регулярным отгрузкам в натуральном выражении, стоимостном выражении и в относительных величинах – в «днях» среднесуточного объема производства в натуральном выражении (в тоннах, погонных метрах, квадратных метрах, кубических метрах, штуках и т.п.);
  • нормы сбытовых запасов по номенклатурным группам по регулярным отгрузкам в натуральном выражении и в относительных величинах – в «днях» среднесуточного объема производства в натуральном выражении;
  • видовые нормы и нормативы сбытовых запасов (по видам готовой продукции) в натуральном выражении, стоимостном выражении и в относительных величинах – в «днях» среднесуточного объема производства в натуральном выражении.

       Для предприятий-изготовителей с сезонными  отгрузками устанавливают аналогичные  нормы и нормативы, но только по сезонным отгрузкам.

       Специфицированные нормы рассчитываются с учетом нормообразующих факторов, определяющих условия формирования сбытовых запасов, в том числе и специфику формирования сбытовых запасов при регулярных и сезонных отгрузках. Это находит соответствующее отражение в различии содержания понятий самих норм для рассматриваемых двух форм отгрузки.

       Норма сбытового запаса по сезонным отгрузкам  – это установленное, экономически обоснованное значение запаса готовой  продукции на конец года, накопленного за промежуток времени между окончанием сезонного «всплеска» и началом  следующего года. 

       Норма сбытового запаса по регулярным отгрузкам (специализированная, видовая, по номенклатурной группе) – это установленное, экономически обоснованное среднее значение ежесуточных  остатков готовой продукции в  течение года на предприятии-изготовителе, минимально необходимое и достаточное  для обеспечения бесперебойного процесса отгрузки в регламентированных условиях организации процессов ее производства и отгрузки.

       Нормы сбытовых запасов и их составляющие, как было сказано выше, определяются при расчете и утверждаются на предприятии в натуральном выражении  и в относительных величинах  – в «днях» среднесуточного объема производства готовой продукции. Норма  в днях показывает, в течение скольких суток предприятие должно выпускать  и сдавать готовую продукцию  на склад, чтобы создать необходимый  сбытовой запас, обеспечивающий бесперебойный  процесс ее отгрузки потребителям.

       Запас по каждой отдельной марке готовой  продукции на предприятии, выпускающем  эту продукцию, делится на составные  части: при регулярных отгрузках  – на текущий, страховой, подготовительный, при сезонных – на сезонную составляющую и подготовительную. Алгоритм расчета сбытового запаса следующий:

  • запас при расчете условно нужно разделить на три составные части – текущий, страховой и подготовительный;
  • по каждому из них необходимо рассчитать соответствующую составляющую нормы сбытового запаса;
  • вычислить составляющие нормы запаса с учетом определяющих нормообразующих факторов.
 
 
 
 

«Особенности  управления запасами на исследуемом Вами предприятии».

       Одним из филиалов ОАО "Балтика" является завод "Балтика-Хабаровск", открытый на Дальнем Востоке в апреле 2003 года.

       Завод занимает земельный участок площадью 10,5 га. Свою работу завод, мощность которого составляет 100 млн. литров пива в год, начал с выпуска первой партии нового пива "ДВ". В настоящее  время завод производит 11 сортов пива и минеральную негазированную воду "Хрустальная-4". В настоящее  время численность работников составляет 498 человек.

       Потребность завода "Балтика – Хабаровск" в оборотных средствах (запасах) определяется с учетом условий и  особенностей ее деятельности. В связи  с особенностями формирования, планирования, назначения и использования оборотных  средств принято разграничивать их на нормируемые и ненормируемые.

       К категории нормируемых относятся  оборотные средства, являющиеся плановым источником - для образования у  организаций различных видов  нормируемых запасов, и затрат, и  составляющие определенную сумму собственных  оборотных средств. По каждому виду нормируемых запасов (затрат) устанавливается  норматив, под которым понимается минимальная, постоянная величина запаса (затрат), необходимая для бесперебойной  деятельности предприятия или организации. Нормативы вводятся по каждой разновидности  материалов - в натуральных единицах.

       В состав нормируемых оборотных средств включены товарно-материальные запасы, находящиеся на складах и в пути, остатки тары, вспомогательных материалов, малоценного инвентаря и др., а также некоторые виды затрат (расходы будущих периодов, например). Величина нормируемых оборотных средств рассчитывается в целом по предприятию. Общая сумма норматива по всем видам нормируемых запасов и затрат представляет собой совокупный норматив собственных оборотных средств фирмы.

       Основную  часть норматива товарных запасов  составляют остатки товаров на складах. Кроме того, в составе норматива  по товарным запасам учитываются  остатки товаров находящихся  в пути, а в ряде случаев и неоформленные отгрузки.

       Для расчета норматива товарных запасов  используются данные о планируемом  объеме реализации с учетом того, что  товарный запас должен быть достаточным  для успешного выполнения плана. В расчете норматива товарных запасов принимается во внимание только реализация через склады (без реализации транзитом).

       Норматив  товарных запасов на конец планируемого года рассчитывается, исходя из данных IV квартала текущего года. При этом потребность в оборотных средствах  исчисляется, исходя из объема товарооборота  по себестоимости, т. е. складского оборота - в ценах покупки с добавлением транспортных расходов.

Информация о работе Запасы на предприятии