Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:11, реферат
Вильфредо Парето (1848-1923)– крупный итальянский представитель неоклассической Экономической теории, продолжатель традиций «лозаннской школы» маржинализма. Этого ученого наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций.
Цель работы: изучить общее экономическое равновесие Вильфредо Парето, сравнить с равновесием Леона Вальраса.
Задачи: рассмотреть идеи, социально-экономические исследования; познакомиться с биографией Вильфредо Парето, определить к какому течению он относился.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Краткая биография Вильфредо Парето…………………………………........4
2 Идейные истоки и особенности мировоззрения………...…………………...5
3 Теория элит.........................................................................................................6
4 Закон Парето или Принцип 80/20.....................................................................7
5 Оптимум Парето.................................................................................................8
6 Общее экономическое равновесие...................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................................13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |
1 Краткая биография Вильфредо Парето…………………………………........4 | |
2 Идейные истоки и особенности мировоззрения………...…………………...5 | |
3
Теория элит.......................... | |
4
Закон Парето или Принцип 80/20......................... | |
5
Оптимум Парето........................ | |
6
Общее экономическое равновесие.................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... | |
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................... |
ВВЕДЕНИЕ
Вильфредо
Парето (1848-1923)– крупный
Цель работы: изучить общее экономическое равновесие Вильфредо Парето, сравнить с равновесием Леона Вальраса.
Задачи:
рассмотреть идеи, социально-экономические
исследования; познакомиться с биографией
Вильфредо Парето, определить к какому
течению он относился.
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже. Его отец имел дворянский титул маркиза, а в 1811 г. при императоре Наполеоне был произведен в бароны. Отец за республиканские взгляды был выдворен из Италии. Когда ему исполнилось 10 лет, он вместе с родителями переехал в Италию. В 1850 г. семейству В.Парето разрешили вернуться в Италию, где он получил высшее инженерное образование, закончив в Турине политехнический университет (1869) с дипломной работой на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». После окончания учебы он достаточно долго работал на инженерных и административных должностях на железных дорогах и в металлургической промышленности Италии.
В 1882 г. Парето пытается начать политическую карьеру и баллотируется в депутаты одного из итальянских округов, но безуспешно. Правда, политиком ему все-таки придется побывать - сорок лет спустя Муссолини все-таки сделает Парето сенатором, что даст повод для обвинений Парето в пособничестве фашизму. Парето действительно некоторыми своими идеями, прежде всего в области интересовавшей его теории элит, дал пищу для размышлений теоретикам фашистской идеологии, но сам он довольно сдержанно относился к последней.
Интерес к экономической теории у Парето появляется в конце 1870-х гг., и значительная роль в становлении ученого принадлежит известному итальянскому экономисту М. Панталеоне. В 1893 г. Парето был приглашен Л. Вальрасом возглавить после него кафедру политической экономии Лозаннского университета. За время руководства кафедрой, где Парето читал курсы теоретической и прикладной экономики, он выпустил два своих самых значительных экономических труда: сначала в 1896/97 г. – «Курс политической экономии». Затем, в 1906 г., - «Учебник политической экономии», где внимания уделяется проблемам, глубокому анализу кривых безразличия, позаимствованных им у Ф. Эджуорта. Позже, в 1911 г., выходит третья основополагающая экономическая работа Парето - обширная статья «Математическая экономика».
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.
Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил
последние
годы своей жизни; там он и был
похоронен.
Истоки мировоззрения Парето многообразны. На него повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста. На него повлияли Леон Вальрас, автор теории экономического равновесия, Никколо Макиавелли, социальный дарвинизм, инстинктивистская психология Г. Лебона и Г. Тарда.
Парето отрицательно относился к теории Маркса, рассматривая ее главным образом как одну из «идеологий», он признавал известное научное значение исторического материализма и марксисткой концепции классовой борьбы. Последняя должна интерпретироваться шире, так как она имеет место на протяжении всей истории человечества, и классовые конфликты не исчезнут с исчезновением конфликта «труда и капитала».
Примерно к 1900 г., наблюдая политическую жизнь современной ему Италии, Парето испытал глубокое разочарование в идеалах своей молодости. Это разочарование было обострено его эгоизмом, аристократическими предрассудками, неудачами в политической карьере и личной жизни.
Социология, становится для Парето орудием разоблачения социальных идеалов. Он говорил, что за фасадом «красивых слов» обычно скрывается неприглядная реальность, стремился принизить идеалы, считая, что социологическое объяснение предполагает сведение их к чему-либо низменному.
Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии истинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную реальность, то Парето стремится доказать, что все религии ложны, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения.
Философская антропология Парето направлена против рационалистической модели человека, основанной на представлении о том, что человек сначала обдумывает свои поступки, а затем действует сообразно тому, что он задумал. С точки зрения итальянского социолога, человек, наоборот, сначала действует, а затем придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, объясняет, рационализирует их. Парето рассматривает человека как существо управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Он стремится исключительно рационально объяснить иррациональные основания человеческого поведения.
Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультрарациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, «теории», которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Он подчеркивает, что экспериментальная истинность определенных теорий и их социальная полезность – это совершенно разные вещи: они не только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу.
Объяснение истинных оснований социального устройства опасно для
самих этих оснований, разрушительно для них.
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.
Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.
Причина
этой смены состоит в чередовании,
точнее, в поочередном преобладании
в элитах «осадков» первого и второго
классов, т. е. «инстинкта комбинаций»
и «настойчивости в сохранении агрегатов».
Принцип 80/20 гласит, что небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения. Например, 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата. Выходит, что на практике 4/5 приложенных вами усилий (немалая доля) не имеют к получаемому результату почти никакого отношения. Это, кстати, расходится с тем, чего люди обычно ожидают.
Таким образом, Принцип 80/20 утверждает, что диспропорция является неотъемлемым свойством соотношения между причинами и результатами, вкладываемыми и получаемыми средствами, прилагаемыми усилиями и вознаграждением за них. Выражение «80/20» хорошо описывает данную диспропорцию: 20% вложенных средств ответственны за 80% отдачи; 80% следствий проистекают из 20% причин.
Множество примеров, подтверждающих справедливость Принципа 80/20. Например, 20% ассортимента продукции дают обычно 80% от общего объема продаж в денежном выражении. 20% преступников совершают 80% преступлений; 20% детей используют 80% возможностей, предоставляемых системой образования в данной стране.
Он
выяснил, что большая часть доходов
и материальных ценностей принадлежит
меньшинству людей в
Оптимальность по Парето — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов.
Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое не приносит убытков, а которое некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.