Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа
Целью настоящей работы - раскрыть понятие рынка и определить основные его характеристики.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
Определить понятие ценовой дискриминации.
Введение 3
1. Рынок: понятие и классификация 4
2. Виды рынков и их особенности 9
2.1. Совершенная конкуренция 9
2.2. Чистая монополия и монопольная власть 10
2.3. Монополистическая конкуренция 12
2.4. Олигополия 14
2.5. Другие формы несовершенной конкуренции 16
Заключение 19
Список литературы 20
Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.
Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение её активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.
Олигопсония - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.
Двусторонняя монополия
Двусторонняя монополия представляет
собой такую рыночную структуру, при которой
единственный продавец и единственный
покупатель осуществляют куплю - продажу
факторов производства (для продавца -
это готовая продукция). И покупатель,
и продавец обладают возможностями, достаточными
для контроля над ценами услуг факторов
производства. Отражает случай двусторонней
монополии. Монопсонист имеет дело с монополией,
продающей один из факторов производства.
Когда монопсонист сталкивается с монополией,
в результате можно наблюдать картину,
напоминающую битву титанов. Можно
только гадать о возможных последствиях
для участников. Ситуация чистой двусторонней
монополии встречается редко. Время от
времени она имеет место, когда государственная
монопольная компания (например, по табаку,
алкоголю) закупает продукцию у единственного
продавца, которому разрешено торговать
ею на территории страны. Эта модель также
может быть применена к переговорам профсоюзов
с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация
предпринимателей - это организация нанимателей
услуг ресурса, которые объединяются в
группу для ведения переговоров, чтобы
установить заработную плату, которую
будут выплачивать все члены ассоциации.
Например, ассоциация собственников битуминозного
угля - это национальная ассоциация предпринимателей,
которая ведет дела преимущественно с
двумя основными профсоюзами, включая
профсоюз Объединенных шахтеров.
В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирует снижение издержек и рост производительности труда и технического уровня производства, определяя, таким образом, как будут производиться товары, с помощью каких ресурсов и какой технологии. Наконец, рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения, обладающими разными доходами, разной квалификацией и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.
Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей. Другими словами, рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.
4. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хрутцкова.- М.: Финансы и статистика, 2002
5.
Основы маркетинга. Котлер Ф., Армстронг
Г., Сондерс Д., Вонг В.: перевод с англ.
– 2-е европ. изд. – М., СПб.,- К.: Вильямс,
2000