Виды рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы - раскрыть понятие рынка и определить основные его характеристики.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
Определить понятие ценовой дискриминации.

Содержание

Введение 3
1. Рынок: понятие и классификация 4
2. Виды рынков и их особенности 9
2.1. Совершенная конкуренция 9
2.2. Чистая монополия и монопольная власть 10
2.3. Монополистическая конкуренция 12
2.4. Олигополия 14
2.5. Другие формы несовершенной конкуренции 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Вар 4 му.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

ПЛАН 

Введение

     Основой маркетинга являются комплексные маркетинговые исследования, включающие изучение рынка и его конъюнктуры, оценку возможностей самого предприятия, строящего работу на принципах маркетинга. Таким образом, без уяснения понятия «рынок» маркетинговая деятельность становится невозможной. Рынок — это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продуктами общественного труда.

     Рынок - сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам. В то же время рынки обладают целым рядом общих признаков, которые можно сформулировать, обратившись к определению самого понятия «рынок».

     Можно сказать,  что структура рынка  определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совершенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

     Целью настоящей работы - раскрыть понятие рынка и определить основные его характеристики.

       Данная цель достигается посредством  решения ряда конкретных задач:

  • Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
  • Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
  • Определить понятие ценовой дискриминации.
  • Осветить особенности монополистической конкуренции.
  • Дать общую оценку олигополистических структур

     1. Рынок: понятие и классификация

     Наиболее  простое определение можно выразить так: рынок - это соединение спроса и предложения. Рынок - это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики, а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики [1, c. 68].

     Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.

     Первый  отличительный признак рынка - взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.

     В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца, который фактически навязывает покупателям свои товары по высоким ценам.

     Во  втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей, которые своими деньгами голосуют за товары тех или иных производителей.

     На  рынке продавца действуют, главным  образом, сбытовые организации, в то время как на рынке покупателя - фирмы, ориентированные на маркетинговый подход. В табл. 1 приведены основные, наиболее характерные, различия между этими двумя подходами [2, c. 112].

     Второй  отличительный признак рынка  - его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

Таблица 1 - Сравнение рынков потребительских товаров и товаров промышленного назначения

Параметр Товары
 
потребительские
промышленного назначения
Структура рынка Географическая  децентрализация Географическая  концентрация
Тип потребителя Массовый Небольшое число
Конкуренция Множественная Монополистическая
Тип товара Относительно  простой, стандартизированный по потребительским свойствам Технически  сложный, часто по индивидуальным заказам
Потребности Личные и  семейные Производственные  и социально-экономические
Решение о покупке Принимается лично  или на семейном совете, нередко  спонтанно Принимается продуманно, коллегиально
Требования  к сервису и распределительной сети Существенные, но не всегда решающие для покупки Очень существенные и всегда решающие для покупки
Методы  покупки Часто эмоциональные, реже рациональные В основном рациональные
Влияние рекламы Значительное Менее значительное
Каналы  продвижения Многоступенчатые, заканчиваются розничной торговлей Короткие, одно-, двухступенчатые, часто производитель - покупатель
Источники информации Прейскуранты, рекламные издания, СМИ Прейскуранты, коммерческие предложения, переговоры с агентами и производителями
 

      Третий  признак современного рынка - стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.

      Изучая  современный рынок, нельзя не рассматривать  вопрос о классификации различных  типов рынков, образующих рыночное хозяйство. Их можно представить в виде трех основных рынков: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

      Рынок товаров и услуг требует наличия товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Этот рынок, в свою очередь, можно разделить на рынок товаров и услуг потребительского спроса и рынок товаров промышленного назначения.

      Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал.

      Финансовый (или денежный) рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, кредитов, облигаций, акций и предполагает наличие фондовых и валютных бирж.

      Все эти три рынка взаимосвязаны  и взаимно влияют друг на друга. В  то же время они могут подразделяться на различные субрынки или секторы (секторы - это части рынка, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета рыночных отношений) и рыночные сегменты. И в этом случае рынок представляет собой достаточно разветвленную структуру, которую можно классифицировать по различным критериям, например:

      по  экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок сырья, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок ноу-хау и т.д.);

      по  географическому положению (местный, национальный, мировой рынки);

      по  уровню конкуренции (монополистический, олигополистический, чистой конкуренции, монополистической конкуренции);

      по  отраслевому принципу (автомобильный, компьютерный, бытовой техники, сельскохозяйственной техники и т.п.);

      по  характеру продаж (оптовый, розничный  рынки).

      При этом необходимо учитывать, что при любом  подходе к классификации  рынков границы между  ними имеют весьма условный характер.

      Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными  признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды  и рынок легкого платья.

      Основной подпор классификации рынка является материально-вещественная форма товара. Степень агрегирования потребительских благ зависит от цели исследования. Могут быть выделены следующие уровни детализации:

      а) общегрупповой –  по видам товаров (услуг): радиотовары, одежда, мебель и т.д.

      б) видовой – по видам  товаров в каждой группе: телевизоры, радиоприемные устройства и т.д.

      Существует  множество различных  признаков классификации  товарных рынков. Использование  тех или иных признаков  зависит от цели исследования. Одним из важных признаков товарных рынков является территориальный охват. Анализ рынка в каждом конкретном исследовании проводится в рамках внутреннего (совокупного) рынка, внешнего (мирового) регионального (определенного территориального подразделения).

      Исследование  совокупного внешнего и внутреннего  рынков, как правило, носят стратегический характер и проводятся по укрупненным товарным группам. При исследовании регионального товарного  рынка (экономический  район, республика, город) наряду с региональными особенностями необходимо учитывать состояние совокупного рынка.

      Товарные  рынки могут различаться  по характеру конечного  использования товара:

      - рынки товаров  потребительского  назначения (ТНП);

      - рынки товаров  производственного  назначения.

      Специфика исследования рынков ТНП связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей: большое внимание  в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведению потребителей. Характерной особенностью товаров производственного назначения является тесная связь с производственным процессом.

      Классификация рынка может проводиться  и по способности  товаров удовлетворять  потребности определенных групп потребителей: рынок мужской, женской  одежды, рынок товаров  для фотолюбителей, туристов, охотников и т.п. Особенности исследования таких рынков является учет взаимосвязей различных форм и средств удовлетворения определенной потребности.

      Различные типы товарных рынков могут быть выделены по срокам использования  товаров: товары длительного  использования, среднего  срока пользования, краткосрочные (одноразовые). Специфика такой квалификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции, поэтому при исследовании этих рынков особое внимание уделяется изучению наиболее эффективных методов сбыта и распределения конкретных товаров.

2. Виды рынков и  их особенности

        2.1. Совершенная конкуренция

     К основным чертам данного типа рынка относятся [3, c. 168]:

    1. Большое число независимо действующих продавцов;
    2. Стандартизированный товар;
    3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;
    4. Свободный вход и выход из отрасли;
    5. Отсутствие не ценовой конкуренции.

Рынок, где множество фирм продают товар  и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.

     Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять, каким вероятным образом воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствие конкурирующих продавцов на рынке.  Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирующей прибыль.

<

Информация о работе Виды рынков