Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить требования, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с необходимыми для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5
1.1 Понятие маркетинга. 5
1.2 Особенности маркетинга в российской экономике. 10
1.3 Маркетинговые исследования на предприятии черной металлургии. 11
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ОАО «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.к. Серова». 20
2.1 Характеристика промышленного предприятия. 20
2.2 Анализ маркетинговых работ на ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» 24
2.3 Рекомендации по совершенствованию маркетинга на ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова». 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 52
Маркетинговое управление становится необходимым в условиях насыщения конкурентного рынка товарами и услугами, превышения предложения над спросом, т.е. образования рынка покупателя[4].
Сравнение рынка продавца и рынка покупателя показывает, что на рынке продавца товарный ассортимент беден, конкуренция отсутствует, покупатель находится в полной зависимости от продавца.
На рынке покупателя
– противоположная картина. Рынок
насыщен различными товарами и услугами
на любой вкус. Товаропроизводители
и продавцы конкурируют между
собой в борьбе за покупателя. Покупатель
сам решает, что и когда покупать,
и этим определяет, какие следует
производить товары.
1.2 Особенности маркетинга в российской экономике
Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т.е. на потребителя[5].
Возникнув в
США на рубеже XIX и XX вв. как одно из
направлений экономических
Часто считают,
что маркетинг может
Адаптацию западного
маркетинга к российским условиям можно
выполнить более успешно, если в
полной мере овладеть уже достигнутым
высоким уровнем развития этой области
знаний и рассматривать маркетинг
не только как тщательно продуманную
специфическую деятельность, но и
как философию руководства.
1.3 Маркетинговые исследования на предприятии черной металлургии
Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей[6].
Из этого основополагающего принципа вытекают следующие цели:
- знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар или услугу, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия производственных, научно-технических и хозяйственных решений;
- максимально приспосабливать производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Выпускать такие товары, которые ждет потребитель, т.е. производить то, что продается;
- воздействовать на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;
- развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем и в первую очередь по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;
- организовать доставку товара в таких количествах, в такое время и такое место, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя;
- обеспечить целевое управление всем процессом: «научные разработки, производство, реализация, сервис»;
- не опаздывать с выходом на рынок с новой, особенно высокотехнологичной продукцией;
- разбивать рынок на относительно однородные группы потребителей, т.е. осуществлять сегментацию рынка, и ориентироваться на те сегменты, в отношении которых предприятия обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся типом покупателя и их потребностями;
- завоевывать рынок товарами наивысшего качества и надежности;
- добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих товаров и услуг; оказывать содействие торговым посредникам, обеспечивая их складами готовой продукции для ее немедленной поставки потребителям, оказывая помощь в решении технических проблем и обучения персонала;
- ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка;
- использовать в максимально возможной мере организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность руководителей за работу на отдельных товарных рынках.
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.
Целевая ориентация
и комплексность маркетинга –
это слияние в один поток всех
элементов маркетинговой
Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например, изучение товара или прогнозирование рынка, не дает должного эффекта. Только комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.
На результаты
маркетинга оказывает большое влияние
внутренняя или внешняя среда
предприятия. Внутренняя среда может
частично или полностью контролироваться
руководством предприятия или службой
маркетинга. К факторам внутренней
среды относятся уровень
Внешняя среда,
или то окружение, в котором действует
предприятие, состоит главным образом
из участников рыночных отношений. От
их поведения, целевых установок
и интересов в большей или
меньшей степени зависят
Принято разделять все факторы внешней среды, не поддающиеся воздействию и не являющиеся таковыми.
Наиболее важным
фактором внешней среды, поддающийся
воздействию, является поведение покупателей
продукции предприятия. С помощью
системы формирования спроса и стимулирования
сбыта, маркетинговых коммуникаций
предприятие в состоянии
Классическим
примером факторов внешней среды, не
поддающегося воздействию, является государственное
законодательство, регулирующее предпринимательскую
и иные формы хозяйственной
Предприятие в
своей хозяйственной
Коммуникационная
обеспечение управления маркетинга.
Коммуникативная подфункция в маркетинге
обеспечивает предприятию активное
воздействие на внешнюю и внутреннюю
среду и поэтому она
Во многих работах западных и отечественных маркетологов коммуникационное обеспечение управления производством и сбытом часто недооценивается, когда речь идет о функциях маркетинга. Коммуникационная система в других работах представлена только в виде каналов для передачи рекламных посланий и другой информации, направленной на потребителя, на сообщение потребителю сведений о товаре. Толкование этой подфункции маркетинга, а также самой системы не совсем правильно, особенно на современном этапе конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынках. Очень важными становятся, например, мероприятия по связи с общественностью, направленные на повышение престижа предприятия и социально-экономического содержания его деятельности.
Многие крупные
заводы для решения этих задач
должны создавать структурные
Маркетинг как
системное явление выступает, прежде
всего, как единство подходов к исследованиям,
разработке и реализации товаров. Организация
маркетинговой деятельности предприятия
предполагает установление четкой последовательности
и взаимосвязи действий, процедур,
которая вытекает из определенных связей
структурных подразделений
Прежде всего, отметим внешнюю среду, которая оказывает непосредственное воздействие на внутреннюю среду и на саму деятельность предприятия.
Внешняя среда включает следующие факторы: экономические; политические, социальные; географические; научно-технический прогресс; рыночные.
К экономическим
условиям, воздействующим, на систему
маркетинга извне, относят, как правило,
состояние мировой экономики, инфляцию,
уровень доходов и т.п. Специфика
маркетинговой деятельности часто
зависит от той фазы экономического
цикла, в которой находится экономика
в данный момент. Подъем обычно характеризуется
ростом экономики. Поэтому на этой стадии
предприятие стремится
Инфляционные процессы непосредственно оказывают влияние на государственную политику, на потребительское поведение и, следовательно, на маркетинговую деятельность предприятия. Инфляция приводит к зримым изменениям программ маркетинга, особенно в области установления цены на изделие и контроля за издержками.
Уровень дохода
– еще один экономический фактор,
непосредственно оказывающий
Рис.1.1. Схема маркетинговой