Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:29, доклад
Несколько лет назад начал развиваться новый вид интернетшопинга — сайты коллективных покупок. Groupon и LivingSocial — самые известные в мире компании на этом рынке. Groupon работает и в России, но у нас также есть и чисто отечественные проекты (Biglion, «КупиКупон», BigBuzzy и др.). Суть бизнеса состоит в том, что на сайте компании размещаются купоны, дающие большую (до 90%), но временную скидку на конкретный товар или услугу. Компании-партнеры, разместившие купон, получают большой приток клиентов, а сам сервис — плату за купоны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....………3
Обзор российского рынка купонных (скидочных) сервисов………....6
Сущность рынка купонных (скидочных) сервисов, основные тенденции и показатели……………………………………………..6
1.2 Анализ игроков и регионального рынка сайтов коллективных покупок……………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……….....19
По оценке экспертов, в
общей сложности, купоны позволили
людям сэкономить только за год около
$0,5 млрд. Многие покупатели, получив
хорошие скидки, впоследствии зачастую
превращаются в постоянных клиентов.
В марте 2011 года 5 лидеров российского
купонного рынка совокупно
По данным сайта Zina.ru, проанализировавшего 12,5 тыс. акций от 40 порталов, распределение по категориям акций в Москве и Санкт-Петербурге отличается от регионального. Так, в двух столицах чаще всего предлагались скидки на процедуры салонов красоты (30-34%), а доля акций по выгодному приобретению товаров и услуг составила всего 19% (рисунок 2). В то же время в регионах подавляющая часть акций представляла собой предложения по продаже со скидкой товаров и услуг (53%), а предложений в категории «красота» было отмечено всего 20%. Что касается третьего места, то жителей Москвы и Санкт-Петербурга призывают больше развлекаться (10% предложений), а жителей регионов - учиться (7%).
Рисунок 2. Основные категории акций в Москве, Санкт-Петербурге и регионах России, предлагаемые на купонных сервисах*
Несмотря на относительную новизну рынка, на нем уже отмечаются и негативные явления. В частности, у некоторых сервисов есть проблемы с этикой: часто оказывается, что объявленные скидки вовсе не такие большие, как заявляется клиенту, и лишь кажутся привлекательными. Во-вторых, зачастую потребительницы (а чаще всего это женщины) приобретают совершенно ненужные им товары и услуги только за счет привлекательной дозы изощренного маркетинга.
Кроме этого, часто возникают проблемы с качеством предоставляемых услуг. Оплаченная скидка чревата не только низким качеством услуги, но и соответствующим отношением. Клиентов с купонами заведения не любят. Что касается риска оплатить услугу и не получить купон – потребителю можно не беспокоиться. Все проблемы решает служба поддержки сайта в течение суток.
Еще один риск для покупателя купона – высока вероятность того, что он не сможет воспользоваться услугой в удобное ему время из-за чрезмерного наплыва клиентов.
По данным опроса, проведенного рекрутинговым порталом Superjob (1,2 тыс. респондентов), на вопрос "Нравится ли вам пользоваться купонными сервисами?" 20% ответили "Однозначно да", 41% - "Скорее да", 23% - "Скорее нет" и 16% - "Однозначно нет" (рисунок 3). По мнению экспертов, ажиотаж вокруг сервисов схлынет, как это всегда бывает с любой новинкой: в свое время так же стремительно взлетали продажи мелодий по SMS, но сейчас этот сервис уже не столь актуален.
Рисунок 3. Отношение пользователей к купонным сервисам
Говоря о прогнозах рынка, эксперты отмечают, что вряд ли кому-то из скидочных сервисов второго эшелона удастся потеснить четверку крупнейших проектов. Однако, уже сейчас мелкие проекты пытаются объединиться с целью получения большей прибыли и определения дальнейшего пути развития.
Тенденция идет к уменьшению количества игроков на рынке сервисов, предлагающих купоны со скидками. Крупнейшие участники российского рынка идут в двух направлениях: в регионы и в страны СНГ и ближнего зарубежья.
Groupon, Biglion, КупиКупон – все они конкурируют не только в крупных и мелких городах России, но также борются за клиентов на рынках ближайших географических соседей РФ.
Так Groupon, являясь крупной международной сетью, обладает достаточным финансовым ресурсом. Представительства этой компании есть уже во многих государствах, и с большой долей вероятности появятся еще во многих странах.
Biglion является одним из крупнейших игроков рынка России. Сервис тоже обладает значительными средствами, имея неплохое влияние на прилегающих к России рынках. Недавно Biglion купил белорусский проект Bongo.by. Ребрендинг белорусского сайта произойдет в самое ближайшее время. Еще одно представительство Biglion открылось в Казахстане. В отличие от Беларуси, в Казахстане Biglion просто вышел на рынок, без предварительной покупки местного бизнеса.
В каждой из стран СНГ есть 1-2 лидера рынка, которые укрепляют свои позиции. Высока вероятность того, что постепенно общее количество сервисов коллективных покупок будет сокращаться. Не каждый может выдержать конкуренцию с крупными международными сетями типа Groupon, который запросто может «отхватить» до 30% рынка, и даже больше, в каждой из этих стран.
Приход на рынки новых крупных игроков заставляет местных лидеров тоже мобилизировать свои силы, что приводит к жесткой конкуренции и может послужить причиной к сокращению общего количества купонных сайтов. Те, чьих ресурсов будет недостаточно, либо просто прекратят свое существование, либо вольются в состав более влиятельных конкурентов.
Поскольку потенциал рынка еще не исчерпан, более мелкие сервисы коллективных покупок еще вполне уверенно могут сосуществовать со своими крупными аналогами. Однако, рано или поздно, они в полной мере ощутят на себе давление конкурентной борьбы со стороны лидеров рынка. Тогда и станет видно, насколько жизнестойкими они являются на самом деле. Значительной части таких сервисов придется уступить свои позиции.
Такая тенденция прослеживается, но тем не менее, возможностей для того, чтобы зарабатывать на продаже купонов с коллективными скидками еще достаточно. Сокращение количества игроков — это не однодневный процесс, а напротив — достаточно длительная персектива. Необходимо лишь иметь этот факт ввиду, для того, чтобы выбрать эффективную и оптимальную стратегию при открытиии новго бизнеса коллективных покупок, или при управлении уже существующим.
По мнению аналитиков, более вероятен следующий сценарий: на рынке появятся узкоспециализированные проекты, у которых получится стать лидерами в выбранном сегменте. Примером может служить Kupibonus.ru, который смог входит в список лидеров, специализируясь исключительно на продаже скидочных сертификатов в сфере красоты и здоровья.
По прогнозу исследовательской компании BIA/Kelsey, мировой рынок коллективных покупок вырастет с $873 млн в 2010 году до $3,93 млрд в 2015 году.
Поскольку рынок купонных услуг сам по себе является виртуальным, то посещаемость сайтов купонных сервисов является одним из основных показателей «величины» этих сервисов, а значит, и их рыночной привлекательности.
Наряду с количеством посетителей, ключевым показателем посещаемости является количество просмотров. Соотношение количества просмотров и количества посетителей отражает, сколько страниц веб-сайта в среднем просматривает один посетитель, т.е. «глубину» изучения потребителем его контента.
В Топ-5 по количеству посетителей и числу просмотренных страниц входят купонные сервисы Biglion, Kupikupon, Groupon, Vigoda и Bigbuzzy. На первом месте в совокупном рейтинге по обоим показателям находится Biglion, на втором – Kupikupon, на третьем – Groupon Russia. Bigbuzzy опережает Vigoda по количеству посетителей, но у Vigoda больше просмотров, т.е. в среднем один посетитель Vigoda просматривает большее число страниц. |
Стоит отметить, что наиболее
крупные игроки на данном рынке имеют
преимущество, поскольку обладают возможностью
предложить потребителям большее количество
акций с более выгодными
География присутствия в России и ближнем зарубежье в 2012 г.. |
Показатели географической представленности купонных сервисов, рассматриваемые в данном исследовании: количество городов и стран покрытия, охват населения, скорость развития. Для пяти крупнейших (наиболее посещаемых) купонных сервисов составлены рейтинги по всем показателям.
Максимальное число городов покрывает купонный сервис Myfant – 98. Данный сервис оказывает услуги исключительно на территории Российской Федерации. По количеству стран покрытия лидирует купонный сервис Kupikupon, помимо России осуществляющий деятельность на территории Украины, Беларуси, Казахстана, Эстонии, Латвии и Литвы. |
Охват населения по городам покрытия - это все население городов, где функционирует рассматриваемый купонный сервис (текущая емкость рынка).
По охвату населения лидирующую позицию занимает сервис Kupikupon: потенциальными клиентами этого сервиса являются 71,7 млн. человек. |
Заключение
Купонные сервисы в
России получили развитие всего несколько
лет назад. В основу бизнеса заложена
идея западных проектов, которые работают
не один год и уже успели завоевать
популярность у пользователей. Сайты-сервисы
предоставляет своим
Эффект акции зависит
от числа проданных купонов, но в
то же время, компании-участники
Дополнительный эффект для участников заключается в заказе других услуг во время проведения акции - например, посещение аквапарка со скидкой, и покупка напитков за полную стоимость.
Выгода для предпринимателей может быть очень значительной - расширение клиентской базы, быстрое информирование аудитории о компании, возможное начало хорошей программы лояльности. В плюсе остается каждый участник акции: потребитель услуги получает скидку, заведение – новых клиентов, а сервис – свой процент от продаж купонов. Эксперты считают, что рынок купонных сервисов продолжит развиваться в России, однако крупные игроки, начавшие деятельность на рынке первыми, в дальнейшем будут оставаться в лидерах.
Список использованных источников
По материалам сайтов:
1.http://marketing.rbc.ru/
3.http://www.klub-skidok.ru/
4.http://bishelp.ru/svoe_delo/
6.http://www.klub-skidok.ru/
8.http://www.klub-skidok.ru/
10.http://www.klub-skidok.ru/
12http://rokf.ru/home/2011/07/