Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
политические и экономические факторы;
социальные факторы;
научно-технический прогресс,
экологические факторы и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общая оценка уровня жизни населени………………………6
Виды уровня жизни. Доходы населения………………………………7
Потребление населением материальных благ и услуг……….…….13
Качество жизни как социально-экономическая категория………….16
2. УРОВЕНЬ И Качество жизни населения………………………20
Динамика уровня жизни………………………………………………20
Бюджетные проектировки……………………………………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов……………………………………………..…24
2.4 Уровень жизни населения Новосибирской области…………………27
2.5 Концепция долгосрочной целевой программы на 2011-2013 годы.29
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………36
Приложение

Работа содержит 1 файл

Уровень жизни.docx

— 1.91 Мб (Скачать)

который основан на закрепленных правом принципах  социального равенства,

всеобщей  солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции

Российской  Федерации указывается также, что  в России охраняются труд и

здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер

оплаты    труда,   обеспечивается   государственная   поддержка    семьи,

материнства, отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан, статьей 39

Конституции   Российской Федерации   устанавливаются   государственные

пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Для   решения поставленных  задач   необходимо, чтобы главными

условиями   предоставления  социальной помощи населению считалось не

только малообеспеченность и наличие трудной жизненной   ситуации, с

которой   заявитель  не смог   справиться   самостоятельно, используя все

доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на

оценку  гражданами своего положения и уровня жизни.

     Целями  программы являются:

     - содействие   гражданам, проживающим   на территории России, в

поддержании уровня   жизни, создании   условий для   выхода из трудной

жизненной ситуации;

     - содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение

ее качества;

     - содействие  активному   участию ветеранских организаций края в

общественной  жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.

     Реализация    основной   цели   Программы    достигается   решением

следующих задач:

     - предоставление   единовременной   адресной   материальной   помощи

гражданам, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

     - предоставление  единовременной адресной материальной помощи

социально  незащищённым семьям, проживающим  в  домах с печным

отоплением, требующим ремонта;

     - оказание дополнительных мер  социальной поддержки для повышения

качества  жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт

жилья одиноко   проживающим  пенсионерам старше 65 лет,   компенсация

расходов  труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная

социальная  помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной

войны, умерших до 12 июня 1990 года, на  установку (замену) памятника,

надгробия;

     - компенсация   расходов   на   проезд   по  территории   Российской

Федерации один раз в год реабилитированным лицам;

     - создание   условий для участия ветеранских организаций в жизни

общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с

ветеранами  и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.

     Реализация  долгосрочной целевой программы позволит экономично

распределять  денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки

ситуации в каждом случае, что в  свою очередь обеспечит доступность

государственной поддержки для нуждающихся в  ней граждан в необходимой

мере  и даст равные с остальным населением возможности потребительского

выбора.

     Конечным  результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной

программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах

как между  группами населения, так и между территориями края.

     Таким образом, из проведенного анализа, можно  сделать следующие

выводы:

     - качество и благосостояние населения как свойства, составляющие

среду   и   систему обеспечения   жизнедеятельности   населения, начинает

постепенно  повышаться благодаря различным  социальным программам.

Значит,  государство   заинтересованно   в   повышении   благосостояния

населения и улучшения качества его жизни.

     - по  индексу развития человеческого потенциала Россия по своему

рейтингу  отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного

показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на

такие показатели, как: продолжительность  жизни, уровень  образования и

ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

     - государством принимаются различные  меры по повышению уровня и

качества  жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и

компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных

мер   по социальной  поддержке  наименее защищенных слоев населения:

одиноко проживающих  граждан пожилого возраста, инвалидов, семей,

имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспечен- ных семей.

 

      Заключение 

     Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы  можно сказать, что уровень жизни  населения России постоянно изменяется. Если смотреть тенденции этого изменения, то видно уменьшение уровня жизни населения России в последние годы.

     На  основании изложенного сделаем  ряд выводов:

     Во-первых, несмотря на то, что и доходы и  расходы населения с каждым годом  растут, разница между доходами и  расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

     Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет  несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые  в данной отрасли, используются в  изучении мероприятий по социальной защите населения России.

     В-третьих, с помощью экономико-статистического  анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или  ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых  для поддержания высокого культурного  уровня населения России.

     В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

     Обеспечение сельскохозяйственных предприятий  трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение  оплаты труда – важнейшее условие  успешного развития сельского хозяйства  и превращение его в высокоэффективную  и высокопроизводительную отрасль.

     Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

     Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся  напряженной ситуации. Все большее  число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса  социально-экономических преобразований в стране.

     Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая  должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны  к снижению доли граждан, реально  нуждающихся в помощи государства.

     При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно  нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность  за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

     В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение  минимальных и других фиксированных  доходов населения до величины прожиточного минимума. Необходимо также принять  экстренные правовые, экономические  и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках  с выплатой заработной платы. 

 

      Список использованной литературы 

  1. Булатова, А.С. Экономика/ под ред. А. С. Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ.: - 2003 г.
  2. Видяпин, В.И. Экономическая теория/ под ред. В.И. Видяпина – М.: ИНФРА-М., - 2003 г.
  3. Добрынин, А.И. Экономическая теория/ под ред. А.И. Добрынина - С. – П.: ПИТЕР.: - 2001 г.
  4. Елисеева, И.И. Социальная статистика/ под ред. И.И. Елисеевой- 3-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2002 г.
  5. Носова, С.С. Экономическая теория/ С.С. Носова- М.: Дашков и К., - 2003 г.
  6. Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин – М.: Юнити-Дана., - 2002 г.
  7. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы/ Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999
  8. «Основные социально-экономические показатели России» - Госкомстат РФ., - 2001 г.
  9. Федеральный закон №123-ФЗ от 24. 10. 97 г. «О прожиточном минимуме в РФ»

Список  интернет источников

10. Федеральная  служба государственной статистики: http://www.gks.ru

11. Чернова, Т.В. Экономическая статистика/ Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999 г.: http://www.aup.ru

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области: http://www.novosibstat.ru

13. Статистика уровня жизни и потребления населения: http://www.stat-mat.com

14. Всероссийский центр уровня жизни: http://www.vcug.ru

15. Российские  реформы в цифрах и фактах: http://www.kaivg.narod.ru

     Приложение А

Информация о работе Уровень жизни