Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
политические и экономические факторы;
социальные факторы;
научно-технический прогресс,
экологические факторы и др.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общая оценка уровня жизни населени………………………6
Виды уровня жизни. Доходы населения………………………………7
Потребление населением материальных благ и услуг……….…….13
Качество жизни как социально-экономическая категория………….16
2. УРОВЕНЬ И Качество жизни населения………………………20
Динамика уровня жизни………………………………………………20
Бюджетные проектировки……………………………………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов……………………………………………..…24
2.4 Уровень жизни населения Новосибирской области…………………27
2.5 Концепция долгосрочной целевой программы на 2011-2013 годы.29
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………36
Приложение
Согласно статистическим данным, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума последовательно снижается – с 0,455 млн. человек на конец 2008 года (13,5% от общей численности населения) до 0,450 млн. человек в 2009 году (13,5%). В целом динамика доли населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума снижается, что повышает оценку качества жизни населения.
Следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2009 года являются примерно 59% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов.
В
России государство использует механизмы
бюджетного распределения средств
весьма “вяло”. С помощью консолидированного
бюджета распределяется на социальные
функции государства порядка 35% бюджетных
средств, а с помощью федерального
бюджета - не более 21% от его расходов.
При этом непосредственно на социальные
нужды расходуется не более 15,5%
ВВП, что в 5-6 раз меньше доли, выделяемой
на социальные функции в развитых странах
и крайне недостаточно для России, для
которой характерна высокая степень региональных
и отраслевых различий. Подобная структура
бюджета, по мнению отечественных ученых,
характерна для государства ХIХ, а не ХХI
столетия.
Рисунок
2.1 – Бюджет России на начало 2011 года.
Как видно из рисунка 1, всего расходов составляет 9 трлн.886,9 млрд. рублей, основные социальные расходы направлены на пенсионное обеспечение, почти 4,4 трлн. рублей, потом идет образование 399,3 млрд. рублей, здравоохранение 390 млрд. рублей, культурное развитее 106,3 млрд. рублей. Дефицит бюджета составляет 2трлн.936,9млрд.рублей, что весьма значительно сказывается в недофинансировании социальных программ.
Для уменьшения бюджетного дефицита необходимо принять ряд экономических мер, это увеличение налогов, уменьшения государственных закупок.
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого
потенциала
как один из методов
Что касается методов оценки качества жизни населения, то целый
комплекс методов исследования: статистических, социологических,
экономико - математических.
На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке
качества жизни населения представляется социологический метод,
позволяющий получить богатую информацию о социальной диф- ференциации качества жизни, о проблемах удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения.
Анализ полученной в ходе социологических опросов информации
позволяет получить более детальную картину функционирования
социальных служб, оказывающих непосредственное влияние на жизнь
российского населения. Социологические исследования являются в настоящее время тем методологическим инструментарием, который позволяет через частные мнения и суждения населения определить болевые точки в социальной инфраструктуре, наметить пути их преодоления.
Менее перспективным, но так же востребованным в настоящее время,
является статистический метод исследования. Предметом статистического
метода является детальное изучение социально-демографических процессов.
Экономическая статистика рассматривает экономические явления в тесной
взаимосвязи с социальными процессами, и одни и те же показатели могут
быть использованы для анализа как экономических, так и социальных
аспектов. Например, показатели оплаты труда характеризуют, с одной
стороны, затраты на производство (экономический фактор), а с другой -
процесс распределения доходов (социальный фактор). Экономико-математический метод исследования заключается в построении модели (образа реального процесса или явления), т. е. возможности изучения реального процесса не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного.
При оценке качества жизни одним методом не обойтись, поэтому
используется несколько методов исследования. Данные методы позволяют
получить богатую информацию о качестве жизни, о проблемах
удовлетворения потребностей различных групп и слоев населения.
Одним из самых важных методов выступает индекс развития человеческого потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала ( ИРЧП ) является
экономическим индексом, применяемым для характеристики качества жизни
в различных
странах. Он рассчитывается как средняя
арифметическая из трех наиболее наглядных
индикаторов уровня жизни:
(9)
где – индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения;
– индекс уровня образования населения;
(10)
где – индекс грамотности среди взрослого населения;
– индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.
– индекс реального валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать
по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5)
уровень.
Мировая
карта ИРЧП членов ООН за 2010 (данные
2008), представлена на рисунке 2.2. Страны
разделены по основным категориям.
Рисунок
2.2 – Мировая карта ИРЧП членов ООН за
2010 (данные 2008).
У
России ИРЧП варьируется в пределах
0,700-0,850, что свидетельствует о
неплохих предпосылках для развития
человеческого потенциала. Хотя по
сравнению с другими странами Россия находится
на 65 месте по ИРЧП, на первом месте Норвегия
с уровнем развития 0,938.
2.4 Уровень
жизни населения Новосибирской области.
По итогам 2010 года средняя величина дохода жителей Новосибирской области составила 15692 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы с учетом изменения уровня цен составили 100% по отношению к 2009 году — таким образом, благосостояние среднего новосибирца, несмотря на существенный уровень инфляции, не снизилось.
Кроме того, работающим новосибирцам удалось повысить свой уровень доходов: реальная заработная плата по итогам года увеличилась на 4,9% по сравнению с предыдущим годом и в абсолютном выражении составила 18506,7 рубля. Среднемесячная заработная плата в Новосибирской области представлена на графике 2.1.
График
2.1 – Среднемесячная заработная плата
в Новосибирской области.
По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2011 года, суммарная задолженность составила 50,9 млн. рублей. По сравнению с данными на 1 декабря 2010 года она снизилась на 34,5%. Из общей суммы задолженности 45,3 млн. рублей (89%) приходится на обрабатывающие производства, 2,7 млн. рублей (5,3%) – на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки и 1 млн. рублей (2%) – на организации, занятые добычей полезных ископаемых. При этом почти 90% всего объема просроченной задолженности по заработной плате сложилось в 2008-2009 гг. из-за отсутствия у организаций собственных средств.
Наиболее высокую зарплату в 2010 году получали специалисты, занимающиеся финансовой деятельностью: ее средний размер составит 38,8 тысячи рублей, что более чем в два раза превышает среднеобластной уровень. А меньше всех — в среднем 8,6 тысячи рублей — получали работники сельского хозяйства: это вдвое меньше средней заработной платы по области.
При этом величина прожиточного минимума в Новосибирской области в IV квартале 2010 года составила 6000 рублей, увеличившись по сравнению с I кварталом на 5,5%. Наиболее сильно вырос прожиточный минимум для детей — на 6,5%, а вот минимально необходимый размер доходов для трудоспособного населения увеличился на 5,2%. Более наглядно представлено на графике 2.2.
График 2.2 – Величина прожиточного минимума в Новосибирской области в 2010 году, руб.
2.5 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная
поддержка
населения России» на 2011-2013 годы.
В настоящее время социальная защита населения является одной из
немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все
большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих
в ее сферу.
В числе приоритетных задач в 2010 году была и остается поддержка
людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной
социальной политики, направленной на повышение качества жизни
населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности
малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России
являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению
уровня
и качества жизни населения. Повышаются
пенсии, различные виды
пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия
дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев
населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов,
семей, имеющих детей - инвалидов, неполных семей, многодетных мало- обеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия
является социальным государством, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека. Под социальным государством понимается государство, главной
задачей которого является достижение такого общественного прогресса,