Управление развитием экспортного потенциала предприятий машиностроительного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 03:14, автореферат

Описание работы

Актуальным направлением научных исследований сегодня является развитие экспортного потенциала отечественных предприятий в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Значительные заделы экспортного потенциала промышленности были заложены еще в советское время, однако на сегодняшний день можно констатировать, что экспортный потенциал предприятий машиностроения используется крайне слабо. Доля отечественных предприятий на наиболее перспективных мировых рынках продукции обрабатывающей промышленности крайне мала и снижается, одновременно с этим, российский рынок занимают зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран.

Работа содержит 1 файл

rusakov.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Показатели оценки уровня развития экспортного потенциала предприятий

 

 

Показатель

ФГУП НПП «Алмаз»

ФГУП НПП «Контакт

ОАО «Тантал»

ФГУП ПО «Корпус»

ОАО «СЭЗ им. Орджоникидзе»

1

Объем экспорта, тыс. дол

662

417

537

5

647

2

Стоимость 1 кг экспортируемой продукции, дол

6489

37,9

4

40319

2304

3

Количество стран-импортеров,ед.

2

4

2

1

2

4

Доля в экспорте стран дальнего зарубежья, %

100

26

0,0

0,0

0,0

5

Экспортная номенклатура,                       в соответствии с товарной позицией ТНВЭД, ед

2

2

2

1

1

6

Темпы роста экспорта, ед

0,91

0,0

0,3

0,0

0,5

7

Доля экспортируемых видов в общем ассортименте производимой продукции, %

54

4,4

7,5

11

8,4


 

Комплексный анализ и  оценка экспортного потенциала предприятий  по предлагаемой методике позволили  оценить реальный экспортный потенциал  конкретных предприятий, степень его  использования и выявить резервы  его развития (рис. 1).

Исходя из диаграммы, очевидно, что не все предприятия  машиностроения полностью используют свой экспортный потенциал. У большинства  предприятий имеются значительные резервы развития экспортного потенциала. Однако во многом развитие экспортного  потенциала не может целиком зависеть только от самого предприятия. Необходима государственная поддержка перспективных инновационных экспортоориентированных производств.

В Саратовском регионе  имеется значительный экспортный потенциал  в области электронного машиностроения. Предпосылки к этому исторически сформировались еще во времена существования СССР. Большое количество предприятий электронной промышленности были закрытыми предприятиями военно-промышленного комплекса, что давало широкие возможности для их развития в советский период, и значительно усложнило их вхождение в рыночную экономику. Тем не менее, многие предприятия электронной промышленности Саратовского региона обладают значительным промышленным и инновационным потенциалом, и, как представляется нам, - экспортным.

Мировой опыт показывает, что совершенствование электронной  продукции и наращивание объемов  ее производства и экспорта является важным направлением в развитии национальной промышленности и экономики. Продукция электронного машиностроения занимает лидирующую роль в мировом экспорте готовой продукции. Радиоэлектроника используется ведущими промышленными странами как рычаг удержания мирового экономического превосходства. Развивающиеся страны рассматривают развитие электронной промышленности как наиболее эффективный способ подъема экономики и вхождения в мировой рынок.

 

 Рис. 1. Оценка уровня использования экспортного потенциала предприятий


 

В настоящее время  уровень развития электронного машиностроения России не соответствует мировому уровню. Ведущие страны мира значительно превосходят отечественные показатели по экспорту электронной продукции. Доля российских предприятий в мировой экспорте электронных компонентов весьма незначительна, и составляет гораздо меньшую величину, чем аналогичные показатели развитых стран – в среднем не более 0,05%.

Российские предприятия  электронной промышленности поставляют на мировой рынок продукции в 215 раз меньше Китая, в 187 раз меньше США, в 2 раза меньше Индии. В целом  присутствие отечественных предприятий на мировом рынке радиоэлектроники сопоставимо с предприятиями Польши, Австралии и др.

Проведенный, на основе разработанной  методики оценки экспортного потенциала, анализ выявил следующие негативные тенденции в развитии экспортного потенциала предприятий электронного машиностроения:

- крайне низкая доля  предприятий электронной промышленности  в структуре экспорта, тенденция к снижению этой доли;

- снижение объемов  экспорта и нестабильность экспортных  поставок большинства предприятий электронной промышленности (рис 2);

- прекращение экспорта  продукции предприятий электронной  промышленности, обладающими экспортным  потенциалом (ФГУП НПП «Контакт»,  ФГУП «ПО Корпус»);

- узкая географическая структура экспорта продукции предприятий электронной промышленности (табл. 3);

- недостаточное использование  резервов развития экспортного  потенциала предприятиями электронной  промышленности (см. рис. 1).

Рис. 2. Изменения объемов экспорта предприятий электронного машиностроения, тыс. дол

 

В основном, экспортируемая продукция электронной промышленности классифицируется в 85 товарной группе Товарной номенклатуры ВЭД «Электрические машины и оборудование». Нами было проведено  исследование баланса ввоза\вывоза данной товарной группы. Экспорт данной продукции осуществляют исследуемые предприятия. Сбор и анализ статистических данных позволил выявить, что поставки за рубеж отечественной электронной продукции составляют в среднем 30% от ввоза аналогичной продукции из-за рубежа. Очевидно, что здесь имеется резервы развития экспортного потенциала в части увеличения поставок продукции за рубеж.

 

Таблица 3

Товарно-географическая структура экспорта предприятий                         электронного машиностроения

 

Предприятие

Экспортируемая продукция (товарная позиция по ТН ВЭД)

Страна-импортер

Доля страны                      в экспорте предприятия, %

ФГУП НПП «Алмаз»

8540 Лампы бегущей волны (ЛБВ), их комплектующие

Китай

100

ФГУП НПП «Контакт

8535 Вакуумная коммутационная аппаратура: контакторы; выключатели и т.д.

Азербайджан

17

Украина

27

Казахстан

30

8540 Лампы электронные

Тайвань

26

ОАО «Тантал»

3916 Профиль ПВХ

Казахстан

31

8541 Диоды СВЧ; оптопары

Украина

69

ФГУП ПО «Корпус»

8533 Потенциометр

Украина

100

ОАО «СЭЗ им. Орджоникидзе»

8502 Датчик положения; электрически вращающийся преобразователь.

9014 Блок датчиков линейных ускорений

Украина

100


 

Потенциальные возможности  развития экспортного потенциала предприятий  электронного машиностроения кроются  в  развитии  прямого  экспорта  продукции;  экспорта  специфичной продукции, в том числе военного назначения или для авиакосмической отрасли, через государственные структуры; в формировании и развитии инновационно-экспортоориентированных  кластеров на территории области с участием предприятий электронной промышленности; в формировании международных кооперационных проектов, в том числе с участием потенциальный партнеров из Китая, Казахстана и др.; в применении различных таможенных процедур, заменяющих прямой экспорт или импорт (процедуры переработки на таможенной территории, процедуры временного ввоза для ввоза необходимого оборудования); в развитии партнерских взаимовыгодных отношений со странами-участницами Таможенного союза и др.

На основе обобщенного  опыта эффективного функционирования предприятий в экспортной сфере, разработана модель формирования и реализации экспортной стратегии предприятия, адаптированная                               для отечественных предприятий. Суть модели состоит в оценке экспортного потенциала предприятия и контроле эффективности реализации экспортной стратегии посредством оценки целевых показателей деятельности предприятия, относящихся к его экспортной деятельности. Данная модель позволяет провести комплексную оценку экспортного потенциала: оценить состояние предприятия (его производственный, трудовой, финансовый потенциал); оценить уровень его экспортной активности. Модель предполагает выбор экспортной стратегии на основе различных вариантов и в соответствии   с   установленными критериями. Контрольный   этап реализации  экспортной стратегии осуществляется на основе анализа целевых показателей ее осуществления.

Новизна предлагаемого  подхода к формированию и реализации экспортной стратегии заключается  в том, что выбор типа стратегии  осуществляется в соответствии с установленными критериями. В модели также раскрывается сущность этапа разработки и реализации стратегии в отличие от существующих в научной литературе моделей, в которых фиксируется лишь факт наличия этапа реализации, но не раскрываются элементы этого этапа и их содержание.

В диссертации предложен механизм развития экспортного потенциала предприятий электронного машиностроения по основным стратегическим направлениям, в соответствии с целевой программой развития радиоэлектронной промышленности, адаптированный к нормам ВТО и условиям Таможенного союза (табл. 4).

Механизм состоит из основных стратегических направлений  и элементов стимулирования и  поддержки, обеспечивающих достижение целей развития на макро и микро  уровне. Элементы механизма включают в себя следующие меры: снижение налогов на экспорториентированные предприятия; отмену таможенных пошлин на импорт или лизинг уникального оборудования для модернизации предприятий; стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции определенных товарных групп (в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД Таможенного союза); компенсация части процентных ставок по экспортным кредитам; использование экономических таможенных процедур переработки и временного ввоза с целью значительного снижения затрат на таможенные операции; применение международной промышленной кооперации для повышения эффективности внешнеторговой сделки и др.

 

 

 

Таблица 4.

 

Механизм развития экспортного потенциала предприятий машиностроения                по основным стратегическим направлениям

 

Макроуровень

Стратегическое направление

Элементы механизма

1

Увеличение объема продаж изделий  российской электронной компонентной базы и изделий радиоэлектроники на внутреннем и внешнем рынка

Выделение и активизация государственной  структуры по поддержке индустриального экспорта.

Стимулирование экспорта товаров  по кодам ТНВЭД, включающее: государственное  гарантирование и страхование внешнеэкономических  рисков; государственное кредитование экспорта товаров; государственное  кредитование и субсидирование ориентированных на экспорт НИОКР и экспортоориентированных производств, в соответствии с нормами ВТО.

Расширение объема финансовых ресурсов, выделяемых на развитие экспорта, с  удилением особого внимания на распределение  финансовых ресурсов на периферию.

Совершенствование таможенных процедур и мер таможенно-тарифного регулирования, включая своевременное возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте.

Совершенствование процедуры декларирования машинотехнической продукции в  части ее классификации по ТН ВЭД, определения таможенной стоимости и экспортного контроля.

Развитие инфраструктуры ВЭД.

2

Сокращение технологического отставания российской электронной промышленности от мирового уровня

Налоговое стимулирование, включающее снижение основных налогов для  предприятий машиностроения («налоговый маневр»).

Снижение ставок ввозных пошлин на импорт уникального оборудования для создания или модернизации основных производственных фондов предприятий  машиностроения.

Стимулирование иностранных инвестиций  отечественные в экспортоориентированные предприятия.

Таможенные и налоговые льготы для стимулирования лизинга современного импортного оборудования.

3

Обеспечение возможностей для развития всех отраслей промышленности

Создание особых экономических зон и «технопарков», с участием предприятий электронного машиностроения.

Формирование инновационно-экспортоориентированных  промышленных  кластеров.


 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 4

 

Микроуровень

Стратегическое направление

Элементы механизма

1

Обеспечение  обновляемости основных фондов предприятий электронной  промышленности и стимулирование создание современных высокотехнологичных  производств

Применение механизмов международного лизинга при ввозе современного технологического оборудования.

Экономические таможенные процедуры:

- таможенная процедура переработки  на таможенной территории для  ввоза сырья и компонентов  с освобождением от налогов  и пошлин с дальнейшим вывозом  готовой продукции за рубеж; 

- таможенная процедура временного  вывоза для экспорта оборудования на условиях международного лизинга;

Таможенные льготы, включающих льготное налогообложение при ввозе уникального  технологического оборудования, не производимого  в стране, для формирования или  обновления основных производственных фондов предприятий

2

Создание крупных и эффективных  диверсифицированных структур (холдинги, концерны), способных конкурировать  с лучшими иностранными фирмами, работающими в области радиоэлектроники

Участие в «технопарках» ориентированных на экспорт предприятий машиностроения.

Участие в особых экономических  зонах.

Формирование промышленных экспортиториентированных зон.

Создание инновационно-экспортоориентированных  кластеров или участие в деятельности последних.

Участие в международных кооперационных процессах с зарубежными компаниями.

3

Организация производства массовой интеллектуально  насыщенной и конкурентоспособной  высокотехнологичной радиоэлектронной продукции

Применение субконтрактации для  освоения конкурентоспособной инновационной  продукции и выхода на новые рынки.

Создание совместных инновационно-экспортоориентированных  производств, с участием стратегически важных и взаимодополняющих партнеров.

Информация о работе Управление развитием экспортного потенциала предприятий машиностроительного комплекса