Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 03:14, автореферат
Актуальным направлением научных исследований сегодня является развитие экспортного потенциала отечественных предприятий в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Значительные заделы экспортного потенциала промышленности были заложены еще в советское время, однако на сегодняшний день можно констатировать, что экспортный потенциал предприятий машиностроения используется крайне слабо. Доля отечественных предприятий на наиболее перспективных мировых рынках продукции обрабатывающей промышленности крайне мала и снижается, одновременно с этим, российский рынок занимают зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран.
Апробация работы. Основные теоретические результаты исследования апробированы на ряде промышленных предприятий, а также докладывались на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях. Теоретические и методические разработки применяются в учебном процессе Саратовского государственного социально-экономического университета при проведении семинарских и практических занятий.
По результатам исследования опубликовано 9 работ общим объемом 5,95 печатных листа, в том числе 3 статьи общим объемом 1,5 п.л. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа выполнена на 175 страницах, содержит 31 рисунок, 24 таблицы, 3 приложения. Список литературы включает 148 наименований.
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Современные условия
развития международного разделения труда справедливо ставят
задачу перед хозяйствующими субъектами
по формированию и эффективному управлению
собственным экспортным потенциалом.
Причем особую актуальность этот процесс
приобретает
Предприятия, обладающие
экспортным потенциалом, эффективно им
управляющие, развивающие его, будут
более устойчивы и
Рамки энергосырьевой экспортной специализации ограничивают возможности наращивания отечественного экспортного потенциала, не позволяют российским производителям включаться в международную кооперацию производства и сбыта, затрудняют налаживание интеграционного взаимодействия с другими странами, в то время как эти направления являются перспективными для формирования и реализации экспортного потенциала отечественных предприятий.
Формированию и развитию экспортного потенциала уделяется недостаточно внимания, его рассмотрение осуществляется фрагментарно, без одновременной привязки к производственной, внутриэкономической и импортной деятельности, и к тем качественным изменениям, которые произошли в системе внешнеэкономической деятельности на макро, мезо, и микроуровнях.
Экспортный потенциал предприятия не функционирует изолированно, замкнуто, происходит процесс взаимопроникновения потенциалов хозяйственных систем различных уровней: народного хозяйства, отрасли, региона, предприятия. Экспортный потенциал предприятий машиностроительной отрасли промышленности не может развиваться отдельно от экспортных потенциалов других уровней: отрасли, региона, народного хозяйства в целом.
Основное назначение экспортного потенциала состоит в том, чтобы развивать отрасли и предприятия промышленности, интенсифицировать производство.
Существуют различные подходы к определению экспортного потенциала предприятия. Многие из них устарели и не соответствуют современным условиям хозяйствования, когда предприятия действуют на глобализированном экономическом пространстве в соответствии с нормами и требованиями ВТО. Отсутствует комплексная методика по определению экспортного потенциала предприятия, его оценке и выработке методов управления им. Важным моментом является разработка адекватных механизмов управления и развития экспортного потенциала предприятия, отвечающих условиям ВТО.
Исходя из анализа существующих определений и собственного взгляда на исследуемую научную проблему, нами предлагается определение понятия экспортного потенциала предприятия, основанное на критическом анализе существующих подходов, анализе современного развития международного разделения труда и международных торгово-промышленных отношений и собственных измышлениях.
Под экспортным потенциалом предприятия понимается совокупная способность предприятия, основанная на его производственных и экономических возможностях, осуществлять продажи производимой продукции за рубеж, привлекать прямые иностранные инвестиции и участвовать в международных кооперационно-промышленных процессах.
Таким образом учтены современные особенности осуществления хозяйственной деятельности, включающие необходимость не только прямых поставок продукции, но и участия предприятий в международных кооперационных процессах для эффективного развития экспортного потенциала.
При управлении таким
сложным экономическим
На основании анализа различных работ отечественных и зарубежных исследователей и собственных измышлений, в работе выявлен, обоснован и систематизирован ряд факторов, оказывающих влияние на экспортный потенциал предприятий: общие внешние факторы, влияющие на экспортный потенциал промышленных предприятий (НТП, политические факторы, конъюнктура мировых рынков, государственное регулирование и международные организации); факторы, влияющие непосредственно на экспортный потенциал конкретного предприятия (потребители, конкуренты, национальное государственное регулирование и поддержка национальных экспортеров, поставщики импортных комплектующих и компонентов, партнеры по международной промышленной кооперации, инфраструкутура); факторы, формирующие экспортный потенциал конкретного промышленного предприятия (наличие современного импортного оборудования, наличие инновационной продукции, участие в международных кооперационно-промышленных процессах, наличие импортных комплектующих и компонентов для производства экспортной продукции, участие в деятельности особых экономических зон, стратегия развития ВЭД, финансовый потенциал и др.).
На основании предложенной классификации факторов экспортного потенциала разработана структурная модель экспортного потенциала предприятия и факторов, влияющих на его развитие. Модель позволяет схематически представить строение экспортного потенциала современного предприятия, выявлять внутренние составляющие и резервы повышения,экспортного потенциала; определять факторы, влияющие на экспортный потенциал, и, соответственно, управлять ими. Модель учитывает особенности экспортного потенциала именно предприятий машиностроения и положена в основу разработки экономической методики оценки экспортного потенциала последних.
В диссертации предложена методика оценки развития экспортного потенциала предприятий машиностроения. Суть методики состоит в определении элементной структуры экспортного потенциала предприятия и разработке системы показателей-индикаторов, с выделением ключевых целевых показателей для конкретного предприятия машиностроения (табл. 1).
Таблица 1
Содержание элементной
структуры экспортного
№ п/п |
Элементы потенциала |
Показатели-индикаторы |
1 |
2 | |
1 |
Производственный потенциал |
Стоимость основных производственных фондов |
Фондоотдача | ||
Коэффициент обновления основных производственных фондов | ||
Доля импортного оборудования в структуре основных производственных фондов | ||
Доля уникального инновационного оборудования в структуре основных производственных фондов | ||
2 |
Финансовый потенциал |
Общая рентабельность |
Объем реализации | ||
Чистая прибыль | ||
Величина оборотных средств | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности | ||
Коэффициент финансовой устойчивости | ||
Коэффициент финансовой активности | ||
Коэффициент платежеспособности | ||
Сумма государственных субсидий, полученных на развитие НИОКР и экспортного производства | ||
Сумма государственного гарантирования экспортных поставок продукции предприятия | ||
Сумма государственного кредитования экспортных поставок продукции предприятия | ||
Сумма государственного страхования экспортных поставок продукции предприятия | ||
3 |
Трудовой (кадровый) потенциал |
Численность персонала |
Производительность труда | ||
Доля управленческих служащих, занятых в ВЭД, в общей численности служащих | ||
Доля управленческих служащих, осуществляющих таможенное декларирование экспортируемой продукции, в общей численности служащих | ||
4 |
Экспортные возможности |
Объем продаж по экспорту |
Темпы роста экспорта | ||
Доля экспорта в реализации | ||
Прибыль от экспорта | ||
Рентабельность экспорта |
Продолжение табл. 1
№ п/п |
Элементы потенциала |
Показатели-индикаторы |
1 |
2 | |
5 |
Рыночный потенциал |
Наличие международных сертификатов |
Количество контрагентов на внешнем рынке | ||
Количество стран-импортеров продукции | ||
Доля продукции предприятия поставляемой в страны дальнего зарубежья | ||
Экспортная номенклатура | ||
6 |
Конкурентоспособность экспортной продукции |
Доля продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам |
Стоимость 1 кг экспортируемой продукции | ||
Доля экспортируемых видов продукции в общем ассортименте производимой продукции | ||
Удельный вес импортных высококачественных компонентов и комплектующих в конечной продукции | ||
Удельный вес инновационной продукции | ||
Удельный вес продукции со знаком соответствия требованиям таможенного союза | ||
Доля производимой продукции, попадающей под государственное гарантирование и страхование экспортных поставок | ||
7 |
Инфраструктура |
Доля таможенных деклараций, оформленных с использованием электронного декларирования |
Удельный вес таможенных деклараций, поданных в таможенный орган с ошибками | ||
Количество критичных ошибок в таможенных декларациях, повлекших доначисление таможенных платежей или возбуждения дел об административном правонарушении | ||
Срок таможенного оформления | ||
8 |
Участие в международной промышленной кооперации |
Количество зарубежных партнеров-субконтракторов или контракторов |
Уровень международной кооперации в производстве продукции | ||
Количество таможенных деклараций, оформленных в соответствии с таможенными процедурами переработки | ||
Количество таможенных
деклараций, оформленных в соответствии
с таможенными процедурами |
Предлагаемая экономическая методика адаптирована для предприятий машиностроительного комплекса, охватывает все составляющие экспортного потенциала и позволяет выделять целевые показатели-индикаторы развития экспортного потенциала предприятий.
В элементной структуре экспортного потенциала предприятий машиностроения выделены следующие составляющие: производственный потенциал, финансовый потенциал, трудовой потенциал, экспортные возможности, рыночный потенциал, конкурентоспособность экспортной продукции, инфраструктура, участие в международной промышленной кооперации.
В отличие от существующих
методик, в состав предлагаемой методики,
кроме классических производственных
и финансовых, дополнительно введены
следующие показатели-
поставок; количество критичных ошибок в таможенных декларациях, повлекших доначисление таможенных платежей или возбуждения дел об административном правонарушении; срок таможенного оформления; уровень международной кооперации в производстве продукции; количество таможенных деклараций, оформленных в соответствии с таможенными процедурами переработки; количество зарубежных партнеров-субконтракторов или контракторов.
На основании разработанной методики оценки развития экспортного потенциала предприятий была выбрана совокупность предприятий машиностроения и сформирована система показателей для оценки уровня развития и выявления резервов экспортного потенциала данных предприятий. При проведении эмпирического исследования в современных условиях, нам необходимо опираться на возможность получения данных для расчетов, исходя из этого система была составлена из показателей базирующиеся на публикуемых данных бухгалтерской отчетности предприятий, данных государственных статистических органов и таможенной статистике. Таким образом оценка уровня развития экспортного потенциала предприятий была проведена по следующим показателям (табл. 2). Однако при необходимости можно значительно расширить систему дополнительными показателями, что только увеличит точность результатов анализа.
Использование данной методики в сочетании с математической моделью, позволяет осуществлять оценку уровня развития экспортного потенциала предприятий. В основе расчета итогового показателя оценки предприятия лежит сравнение предприятия по каждому показателю с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Эталоном сравнения является как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.