Управление маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:49, реферат

Описание работы

Маркетинг позволяет объединить в один «технологический процесс» общефирменное стратегическое планирование и планирование маркетинга, а организационные формы управления, его функции и контроль подчинить стратегическим целям и задачам. В результате хозяйственные единицы получают возможность действовать подобно хорошо слаженному оркестру под управлением опытного дирижера.

Организация маркетинга на предприятии имеет существенное значение для нацеленности всех подразделений и служб на достижение поставленных задач, координации их деятельности и определение центров ответственности за выполнение маркетинговых функций.

Содержание

Введение

1. Основные элементы системы управления маркетингом

2. Кадры маркетинга и кадровая политика фирмы в сфере маркетинга

3. Анализ действующей системы управления маркетингом

4. Совершенствование системы управления маркетингом

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление маркетингом.docx

— 46.70 Кб (Скачать)

    Оценку  качества и эффективности работы отдела (подразделения, службы) маркетинга можно дать по ряду показателей [6]:

  1. Показатели использования активов:
  • доля реализации товаров за денежные средства, %;
  • прирост объема портфеля заказов, % к предшествующему году;
  • оборачиваемость запасов готовой продукции, оборотов в год;
  • степень использования производственных мощностей, %;
  • отношение стоимости нереализованной продукции к общей стоимости продаж, %.
  1. Показатели маркетинговых издержек:
  • уровень маркетинговых затрат, % к объему реализованной продукции;
  • отношение маркетинговых затрат к прибыли от реализации товаров, %;
  • отношение суммы скидок с цены к объему продаж, %;
  • доля маркетинговых услуг сторонних организаций в общей сумме маркетинговых расходов, %;
  • удельный вес управленческих расходов в маркетинговых издержках, %.
  1. Показатели уровня обслуживания потребителей:
  • уровень выполнения договорных обязательств по своевременности, комплектности и качеству продукции, % к договорным параметрам;
  • удельный вес доходов от реализации услуг в общем объеме реализации товаров и услуг, %;
  • скорость продаж (время от получения заказа до его использования), дней;
  • объем заказов в расчете на одного клиента, тыс. рублей;
  • число жалоб покупателей и возвратов товаров.

    Такую систему показателей можно использовать при экономической оценке качества и эффективности деятельности отдела маркетинга, ее анализе и премировании персонала. 

    3. Анализ действующей  системы управления  маркетингом 

    При реализации планов маркетинга возникает  множество различных отклонений от разработанных планов и программ, поэтому отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом  выполнения заложенных в план мероприятий.

    Этапы контроля за выполнением годовых  планов маркетинга включают в себя следующие мероприятия:

  1. В него закладываются контрольные показатели в разбивке по месяцам или кварталам;
  2. Проведение замеров показателей рыночной деятельности фирмы;
  3. Выявление причин серьезных сбоев в деятельности фирмы;
  4. Принятие мер по исправлению положения и ликвидация разрывов      между целями и результатами.

    Маркетинговая составляющая контролинга служит достижению всех поставленных фирмой целей в бизнесе. Изначально контролинг использовался для решения поставленных задач в рамках предприятия, ориентированного на прибыль. Практика показала, что фирма выживает на рынке, только действуя активно в сфере «персонал - фирмы» и «экономическая среда фирмы» на основе четкого плана. Поэтому в рамках контролинга уделяется особое внимание разработке программ совершенствования и развития персонала фирмы, постоянному росту их квалификации, а также планомерному улучшению внутренней среды фирмы, ее организации.

    Контролинг, нацеленный на решение маркетинговых  проблем, выступает эффективным  средством управления на фирме. Задача контролера - при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения от намеченного, достигнуть цели. Сравнение  реальных и плановых результатов  осуществляется для своевременного определения места возникновения  затруднений с реализацией плана и для обеспечения получения плановой прибыли и достижения других намеченных показателей с помощью регулирующих мероприятий.

    Регулирующая  деятельность контролинга - сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, подсказать им необходимые действия, помочь осуществить их для достижения плановых рубежей в целом.

    Механизм  контролинга основан на целом ряде принципов [1]:

  • Принцип движения и торможения. Создание и сохранение условий для успеха связано с понятием «инновация». «Инновация» - термин - фаворит в современной экономической риторике, она как «изменение и обновление» имеет место при введении в работу фирмы чего-то нового, прогрессивного. Контролинг обязан активно воздействовать на тех, кто тормозить процесс, добиваться постоянного обновления всей деятельности фирмы, особенно в сфере маркетинга;
  • Принцип своевременности. Контролинг, как маркетинговая философия, ориентирован на будущее, служит раннему выявлению новых возможностей и рисков для фирмы. Способность к своевременному реагированию на изменение рынка зависит от временного интервала между возникновением нового шанса и риска и конкретными действиями, а также от времени, необходимого для выработки изменения плана и его внедрение;
  • Принцип стратегического сознания. Реализуется тогда, когда любые решения и действия фирмы принимаются с позиции соответствия стратегическим программам. Соблюдение этого подхода - важнейшая задача контролера. Стратегическая задача - фильтр, предотвращающий реализацию оперативных решений или модифицирующий их при несоответствии их стратегическому плану;
  • Принцип документации. Его цель - создание возможности проверки того, соблюдались ли цели и задачи стратегического контролинга в действительности. Информация должна быть представлена в виде письменного сообщения, систематически, наиболее полно и наглядно.

    Практика  свидетельствует, что маркетинг - наиболее «больное» место большинства  российских предприятий. Проблема производства продукта уже давно отошла на второй план, а способность предприятия  продавать произведенную продукцию  является наиболее важным индикатором  для потенциальных инвесторов [1].

    Многие  предприятия предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или  создать вновь систему маркетинга предприятия. Какие же меры могут  быть предприняты руководителями предприятия  для повышения ее эффективности?

    Учитывая, что некоторые предприятия находятся  в сложном финансовом положении, ряд маркетологов (А. Идрисов) рекомендует в системе контроля деятельности начать с действий, которые не требуют значительных затрат. Обычно это меры организационно - управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно повысить эффективность службы маркетинга и сбыта. Безусловно, было бы желательно провести детальное исследование рынка, определить потенциал различных групп потребителей, оценить возможности компании и конкурентные преимущества, а также разработать новую маркетинговую стратегию, учитывающую эти преимущества и потенциал рынка. Более эффективно эту работу можно провести с участием консультантов по управлению. Но перечисленные ниже шаги могут быть проделаны предприятием и без посторонней помощи.

    Для анализа эффективности управления маркетингом на конкретном предприятии  необходимо:

  1. Оценить, какое положение на предприятии занимает директор по маркетингу (маркетингу и сбыту). Если на предприятии таких управляющих несколько, определить одного, который будет обладать не только исчерпывающими полномочиями, но и нести всю полноту ответственности за результаты деятельности компании на рынке. Обычно менеджер, ответственный за маркетинг и сбыт, является вторым после генерального директора человеком в управляющей команде предприятия.
  2. Проанализировать, кто и как выполняет на предприятии следующие функции:
Функции Описание
Разработка  стратегии Определение направлений  совершенствования старой и разработки новой продукции.
Исследования  рынка Анализ сбыта  продукции. Исследование рынков. Определение  наиболее привлекательных рынков сбыта. 
Продвижение продукции на рынок Выставки, презентации. Реклама. Стимулирование спроса. 
Сбыт  конечным потребителям Прямые контакты с покупателями (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции  потребителей на продукцию предприятия.
Сбыт  посредникам Контакты с  посредниками (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции  посредников на продукцию предприятия. 
Административная  поддержка сбыта Обработка информации о сбыте продукции или услуг. Материально - техническая поддержка  сбыта.
Логистика Управление  доставкой и хранением продукции.
Управление  платежами Контроль платежей, управление дебиторской задолженностью.
Юридические вопросы (контрактация)  Подготовка  контрактов и других юридических  документов, связанных со сбытом продукции  или услуг предприятия. 

    Необходимо  назначение ответственных за выполнение данных функций, наделение их полномочиями и ресурсами, определение критерий оценки их работы и ответственности. Система вознаграждения сотрудников  подразделения маркетинга и сбыта  должна быть связана с результатами деятельности компании на рынке.

  1. Описать продукты или услуги, предоставляемых предприятием:
  • наименование продукта;
  • преимущества и недостатки;
  • важнейшие конкурентные преимущества.
  1. Определить потребителей предприятия (целевые группы потребителей) и оценить потенциал каждой целевой группы потребителей согласно таблицы:
Продукт  А  Б
Потребитель 1 Высокий  Средний
Потребитель 2 Средний Низкий
Потребитель 3 Высокий  Высокий
 
   
  1. Сформулировать  для каждой целевой группы потребителей ответы на следующие вопросы:
  • причины, по которым клиенты покупают продукты или услуги предприятия;
  • причины, по которым клиенты отказываются от покупки продуктов или услуг предприятия;
  • описать способы продвижения продукции целевым группам потребителей, определить наиболее эффективные из них;
  • проанализировать ценовую политику предприятия, как цены на продукцию предприятия отличаются от цен конкурентов;
  • проанализировать систему скидок с учетом системы дистрибьюции продукции;
  • оценить вклад каждого продукта в покрытие общих издержек предприятия;
  • определить типичные размеры сделок (крупные, средние, малые) и их объемы в денежном и натуральном выражении;
  • определить приоритеты, сконцентрировать свои усилия и ресурсы только на тех продуктах, которые вносят наиболее значительный вклад в покрытие общих затрат и только на тех целевых группах потребителей продукции, которые имеют наивысший потенциал;
  • определить точку безубыточности предприятия (минимальный допустимый объем продаж) в денежном выражении;
  • рассчитать индивидуальный план продаж для каждого сотрудника;
  • определить минимальное количество сделок, которое должно совершать компания за отчетный период;
  • проанализировать эффективность работы отдела продаж: какое количество контактов устанавливается ежемесячно, какое количество клиентов покупает продукцию и на какую сумму;
  • определить количество контактов, которое должна обеспечить компания для того, чтобы достичь необходимого объема продаж;
  • определить количество контактов и клиентов, которое должен обеспечить один сотрудник отдела продаж;
  • определить такую систему мотивации персонала, которая будет ориентировать сотрудников службы маркетинга и сбыта на достижение результатов;
  • проанализировать, чем занимаются сотрудники службы маркетинга и сбыта в течение рабочего дня;
  • с учетом данных анализа выполнения задач и функций определить состав и количество сотрудников отдела маркетинга и сбыта;
  • проанализировать процесс продаж и определить критические стадии (поиск контактов или доведение информации до клиентов, инициирование интереса, определение потребностей клиента, подготовка предложения, получение оплаты). Которые требуют совершенствования;
  1. Разработать план маркетинга, в котором отразить:
  • какие продукты продавать и кому;
  • ценовая политика;
  • система распределения;
  • методы продвижения продукции, как предприятие будет информировать клиентов о своих продуктах и услугах.
  1. Определить план продаж и другие показатели, по которым будет оценены результаты деятельности подразделения маркетинга и сбыта.

    Для большей эффективности процесса продаж служба маркетинга должна регулярно  представлять в отдел продаж разработанные  программы маркетинговых «атак», ориентированные на целевые группы потребителей.

    Несмотря  на то, что представленный выше перечень задач выглядит внушительно, это  только начало на пути создания эффективной  службы маркетинга и сбыта, но без  их реализации вряд ли можно добиться успеха на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Совершенствование  системы управления  маркетингом 

    Происходящее  в последние десятилетия глубокое внедрение маркетинга, его принципов  и методов в деятельность хозяйственных  единиц коренным образом преобразует  ее. Наиболее значимое, преобразующее  воздействие оказывает маркетинг  на хозяйственные организации, их политику, практику, организационно - управленческие формы, методы деятельности, а в конечном итоге - на эффективность и прибыльность в том случае, если он является началом, а отнюдь не окончанием делового цикла  фирмы.

    Вся современная мировая практика подтверждает правоту вывода, сделанного известным  американским экономистом П. Дракером: «Необходимо поставить специалиста по маркетингу в начале, а не в конце производственного процесса и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса… Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование выпуска, экономический анализ, ровно, как и на распределение, сбыт и предоставление услуг по продукту» [4].

    Маркетинг стал не только частью деятельности хозяйственных  единиц - он потребовал коренного ее преобразования либо модернизации многих базисных положений. Кроме того, применение маркетинга вызвало необходимость  пересмотра места принципа универсальной  рациональности, на котором основывались до недавнего времени современные  теории управления, и который означает попытки найти внешнюю логику, построить абстрактную модель процесса принятия решений внутри фирмы, мотивации персонала разного должностного уровня, процесса выбора альтернатив действий фирмы при различных состояниях рынка.

Информация о работе Управление маркетингом