Управление маркетингом, структура маркетинговых служб

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – Изучить сущность управления и контроля в маркетинге.
Задачи, решенные для достижения поставленной цели:
- изучение основных функций управления маркетингом;
- изучение организации маркетинговой деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность и основные функции управления маркетингом
Сущность и управление маркетингом……………….………………………..7
Основные функции управления маркетингом………………………………..8
Глава 2 Организация маркетингом
2.1 Служба маркетинга…………………………………………………………...12
2.2 Сущность организации маркетинга………………………………………….13
Глава 3 Практическая часть…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

       Планирование определяет основные задачи и критерии разработки планов, структуру и резервы планов, устанавливает исходные данные и определяет общую организацию процесса.

       На  современном этапе считается  наиболее целесообразным применение систем стратегического планирования, позволяющих ориентировать всю плановую работу на наиболее перспективные для фирмы направления. [3]

       1.2.2 Информационное обеспечение

       Информационное  обеспечение маркетинговой деятельности является ключевой задачей организации всей системы управления. Такая роль информации объясняется общей ориентацией концепции маркетинга на изучение и всесторонний анализ рынков, потребителей и других факторов внешней среды.

       Потребность в разнообразной и достаточной  по объему информации обуславливает  использование системного подхода  и формирование маркетинговых информационных систем (МИС) на предприятии. Такие системы включают в себя подсистемы внутренней и внешней информации, отслеживание результатов деятельности и анализа. [3]

       1.2.3 Коммуникационное  обеспечение

       Коммуникационное  обеспечение маркетинга заключается в создании системы обмена информацией на всех этапах МИС. Эта система включает источники получения первичной информации, методы представления первичных данных, создание баз данных и экспертные оценки. [3]

       1.2.4 Контроль

       Контроль представляет собой форму воздействия на производственно-коммерческую деятельность предприятия, основанную на сравнении фактических результатов работы с запланированными.

       В рамках управления маркетингом рекомендуется  осуществлять контроль по нескольким направлениям:

       1. Проверка соответствия реальных показателей плановым заданиям в определенные временные периоды проводится по таким показателям как объем продаж, рыночная доля, уровень затрат на производство, доход, прибыль, поведение потребителей, состояние конкурентов.

       Цель  подобного контроля состоит в определении фактических отклонений потребителей и выработке корректирующих мер. Он осуществляется высшим руководством фирмы, а также руководителями среднего звена.

       2. Контроль прибыльности получил распространение в крупных фирмах, выпускающих широкий и разнообразный ассортимент товаров, в крупных торговых фирмах, реализующих товары с помощью большого числа каналов товародвижения на многих целевых рынках.

       Цель  такого контроля заключается в отслеживании эффективности отдельных товаров, особенно операций в системе товародвижения. Обычно он осуществляется ревизионной службой предприятия.

       3. Стратегический контроль означает, что предприятие должно периодически рассматривать и критически переоценивать перспективные и социальные ориентиры своей деятельности. Динамичное развитие общества, структурные изменения в сфере производства, изменение принятой обществом системы ценностей, приводят к тому, что предприятие, стремящееся к долговременному успеху, должно периодически пересматривать перспективные цели своей деятельности, методы и формы маркетинговой деятельности.

       Организация контроля в фирме опирается на обратные связи, сформированные в рамках информационной и коммуникационной подфункции управления.

       В настоящее время широкое распространение  получил ситуационный анализ, как метод контроля положения предприятия на конкурентном рынке. В ходе ситуационного анализа организация определяет свои маркетинговые возможности и проблемы, с которыми может столкнуться. Ситуационный анализ дает ответы на вопросы:

  • каково нынешнее положение фирмы?
  • в каком направлении она движется?

       С этой целью анализируются рынки  фирмы. Ее товары, состояние НИОКР, внешняя и внутренняя среда, конкуренты и конкуренция, цели, программы и методы маркетинга, организация маркетинга, применяемые формы и методы товародвижения, ценообразование, продвижение, методы и программы стимулирования сбыта и формирования спроса. Как правило, ситуационный анализ предшествует этапу разработки стратегии фирмы в процессе стратегического планирования. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Организация маркетинга

       2.1 Служба маркетинга

       Организация маркетинга на предприятии предполагает формирование структурного подразделения (службы маркетинга) для управления всеми видами маркетинговой деятельности.

       Формирование  структурного специального подразделения маркетинга (службы, отдела) — это в современных условиях российской экономики важнейшее (а сегодня недостающее) звено в управлении предприятием. Совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности оно создает единый интегрированный процесс. Этот процесс направлен на удовлетворение запросов рынка и получение на этой основе прибыли.

       Во  главе службы маркетинга предприятия  стоит, как правило, второе лицо после руководителя — директор по маркетингу. В состав маркетинговой службы входят работники, занимающиеся изучением рынка, созданием товарного ассортимента, политикой цен, каналами распределения, торговлей, стимулированием сбыта, рекламой.

       Таким образом, организация маркетинга на предприятии — это, во-первых, осознание новой функции по взаимодействию предприятия с рынком. Во-вторых, разработка управляющей системы маркетинговой деятельности. В-третьих, создание специализированной службы, обеспечивающей реализацию маркетинга на предприятии совместно с другими подразделениями.

       Задачи  службы маркетинга

       Задачи  службы маркетинга вытекают, по существу, из основных принципов маркетинга. В число обязательных задач должны входить:

       • сбор, обработка и анализ информации о рынке, спросе

       на  продукцию предприятия;

       • подготовка данных, необходимых для  принятия решений по эффективному использованию производственного, финансового, сбытового и тому подобного потенциала в соответствии с требованиями рынка;

       • активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта.

       Функции службы маркетинга

       Служба  маркетинга призвана обеспечить выполнение на предприятии всех функций маркетинговой  деятельности. В типовом наборе они  могут быть представлены в следующем  виде.

       1. Комплексное изучение рынка включает:

    • исследование и анализ основных показателей рынка (ем-1 кость, конъюнктура, конкурентная среда и т.п.);
    • прогнозы развития спроса (долго- и краткосрочные);
    • изучение потребителей (отношение к товару, фирме, мотивы поведения, предпочтения и т.п.);
    • изучение деятельности конкурентов (маркетинговая политика, сильные и слабые стороны и т.п.);
    • сегментация рынка, анализ параметров сегментов, позиционирование и т.п.;
    • определение «ключевых факторов успеха» и разработка комплекса маркетинговых усилий (маркетинга-микс);
    • разработка стратегических и оперативных планов, проведение анализа и контроля на целевых рынках.

       2. Формирование продуктовой политики  предприятия предполагает:

    • разработку продуктовых линий и ассортимента товаров;
    • оценку состояния и повышение уровня конкурентоспособности товаров;
    • подготовку предложений по разработке новых товаров;
    • развитие марочной политики, упаковки, сервисного обслуживания и др.

       3. Определение ценовой политики  предприятия означает:

    • выбор ценовой ориентации на собственные затраты, состояние спроса, конкурентной среды;
    • разработку системы стимулирующих цен.

       4. Создание каналов распределения  и выбор средств продажи товаров охватывает:

    • формирование каналов распределения;
    • выбор торговых посредников;
    • анализ и прогноз объема и структуры продаж;
    • разработку форм и методов реализации товаров (прямые продажи, персональные продажи, продажи с использованием информационных технологий и т.д.).

       5. Развитие коммуникативных связей  предприятия с рынком включает:

    • подготовку маркетинговых обоснований проведения рекламных кампаний, «ПР-кампаний»;
    • участие в престижных некоммерческих мероприятиях
    • («паблисити»);
    • проведение выставок, презентаций, демонстраций;
    • поощрения покупателей;
    • стимулирование работников сбыта и продавцов;
    • формирование положительного имиджа предприятия.

       Права службы маркетинга

       Служба  маркетинга разрабатывает и представляет на утверждение руководству предприятия:

       • планы (программы, проекты) маркетинга надолго-, средне- и краткосрочные периоды;

       • предложения по взаимосвязям и координации  деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;

       • предложения о поощрении работников службы маркетинга и других функциональных и линейных служб за успехи в реализации маркетинговых усилий предприятия.

       Служба  маркетинга разрабатывает и согласовывает:

       • финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью подразделений, которые входят в службу маркетинга;

       • проекты отчетных и прогнозных документов, касающихся маркетинговой деятельности предприятия. 

       2.2 Сущность организации маркетинга

       Организация маркетинга представляет собой структурное построение, позволяющее управлять выполнением маркетинговых функций, устанавливать ответственность и подчиненность при выполнении конкретных работ и видов деятельности.

       Каждая  фирма создает маркетинговое  подразделение таким образом, чтобы оно наиболее полно и эффективно обеспечивало выполнение всех необходимых функций и достижение поставленных целей.

       В зависимости от размеров и специализации предприятия, объемов и вида продукции, каналов сбыта структуры отделов маркетинга будут                 различаться.[4]

         Наиболее часто встречаются следующие  типы структуры:

  • функциональная;
  • товарная;
       

рыночная 

       
  • региональная;
  • товарно-рыночная.
 

       Далее рассмотрим сущность каждой из этих организационных структур.

       2.2.1 Функциональная организация службы маркетинга

       Функциональная  организация службы маркетинга предполагает, что ответственность за выполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц (рис 2.1). Функциональная организация является в определенном смысле базовой (для остальных типов) и наиболее распространенной формой организации отдела маркетинга.

       Функциональная  служба маркетинга целесообразна для  предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико, а производственная и сбытовая деятельность постоянна и однообразна. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции такая служба маркетинга обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления. Однако при расширении номенклатуры выпускаемой продукции ее маневренность резко снижается, поскольку период реакции на изменение внешних условий заметно возрастает. В целом функциональную организацию службы маркетинга характеризует слабая гибкость стратегии, так как она ориентирована на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений. 

       

       Рисунок 2.1- Функциональная организация службы маркетинга 

       2.2.2 Товарная организация службы маркетинга

       Товарная  организация службы маркетинга предполагает, что эта служба разделена по отдельным товарам (товарным группам) и для каждого товара (товарной группы) имеется свой управляющий, руководящий подразделением сотрудников, которые выполняют соответствующие функциональные задачи маркетинга (рис. 2.2).

           

       Рисунок 2.2-Товарная организация службы маркетинга 

       Товарная  организация службы маркетинга эффективна для предприятий с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на многочисленных однородных рынках, особенно если:

  • требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому товару значительно различаются;
  • объем сбыта по каждому товару достаточный, чтобы оправдать расходы на организацию своей службы маркетинга.

       Товарная  организация службы маркетинга обходится  значительно дороже, чем функциональная в связи с увеличением расходов на оплату труда сотрудников. [4]

       2.2.3 Рыночная организация службы маркетинга  

       Рыночная  организация службы маркетинга предполагает, что эта служба разделена по отдельным  рынкам (в том числе географическим) или по отдельным сегментам рынка (рис. 2.3).

       

       Рисунок 2.3- Рыночная организация службы маркетинга 

       Применение  рыночного типа организации эффективно, если предприятие производит товары ограниченной номенклатуры, но реализует их на достаточно большом количестве рынков, различающихся условиями реализации. Рыночная организация службы маркетинга предполагает, что для каждого рынка должна быть создана своя стратегия маркетинга. [4]

       2.2.4 Региональная организация службы маркетинга

       Региональная (выделение рынков по географическому  признаку) организация службы маркетинга является разновидностью рыночной структуры  организации.

       Географическая  структура  предусматривает  группировку  специалистов по маркетингу, в первую очередь бытовиков, по отдельным географическим регионам (рис 2.4). Такая организация позволяет бытовикам жить в регионе, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. [5] 

         
 
 
 
 
 

       Рисунок 2.4- Географическая организация службы маркетинга  

2.2.5 Товарно-рыночная (матричная) организация службы маркетинга

       Некоторые фирмы создают смешанные системы, сочетающие преимущества различных  систем. Примером такой системы может  служить товарно-рыночная организация, в которой присутствуют одновременно управляющие по товарам и управляющие по рынкам, т.е. образуется матричная организация (рис.2.5).

       Товарно-рыночная организационная структура включает товарно-функциональную и рыночно-функциональную структуры.

       Товарно-функциональная организация службы маркетинга на предприятии предполагает сочетание функционального и товарного подходов, когда работники специализируются на выполнении отдельных функций по каждому товару и координируют свои действия. Такая структура помогает, в частности, преодолеть недостаток товарной организации, связанный с большим набором обязанностей одного сотрудника.

       Рыночно-функциональная организация службы маркетинга на предприятии предполагает сочетание функционального и рыночного подходов, когда каждый отдел службы маркетинга отвечает за работу с определенным рынком (сегментом). 
 

       Управляющие по рынкам

         

        Управляющие по товарам

       

       

       

         

         

       Рисунок 2.5- Матричная организация службы маркетинга 
 

       Матричная организационная структура целесообразна при широкой номенклатуре товаров и большом числе рынков, на которых работает предприятие. Однако, следует иметь в виду, что создание таких систем требует больших затрат и может порождать конфликты.

Каждая  организационная структура имеет  свои сильные и слабые стороны. В табл. 2.1 представлены сильные и слабые стороны основных организационных структур маркетинга. [5]

Таблица 2.1- Особенности типов служб маркетинга

       Сильные стороны        Слабые  стороны
       Функциональная  организация
Простота  управления, отсутствие

множественной подчиненности.

Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника.

Возможность функциональной специализации маркетологов в области профессиональной квалификации.

Конкуренция между  сотрудниками,

способствующая  росту эффективности работы.

Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров.

Отсутствие механизма  поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности.

Конкуренция между  сотрудниками, «местничество», борьба за частный, а не за общий интерес.

Отсутствие планирования реализации конкретных товаров на конкретных рынках.

       
       Товарная  организация
Полный  маркетинг каждого товара

Оперативное реагирование на требование рынка.

Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей каждого товара.

       
Широкий круг обязанностей одного сотрудника затрудняет рост его квалификации.

Наличие дублирующих  функциональных

подразделений.

       
       Рыночная  организация
Лучшая  координация служб при выходе на рынок.

Возможность разработки комплексной

программы выхода на рынок.

Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики.

       
Сложная структура.

Низкая степень  специализации работы отделов.

Дублирование  функций.

Плохое знание товарной номенклатуры.

       
       Товарно-рыночная организация
Лучшая  организация работы при выходе на рынок.

Возможность разработки комплексной

программы выхода на рынок.

Более достоверный  прогноз рынка с учетом его специфики.

Достаточно полное знание товара.

       
Высокая себестоимость  содержания службы.

Возможность конфликта при неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга).

       
 

При организации  маркетинговой структуры предприятия  необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. простота маркетинговой структуры (чем проще структура, тем легче управлять ею и выше шансы на успех);
  2. число функций специалиста должно быть ограничено (чем больше товаров в его ведении, тем меньше функций, с которыми он в состоянии справиться);
  3. малозвенность маркетинговой структуры (чем меньше звеньев в структуре, тем оперативнее передача информации);
  4. гибкость и приспособляемость.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

       Задание:

       1.Какую организационную службу маркетинга вы предлагаете? Почему?

         а) Фирма производит электронасосы марок 1-ЭН и 2-ЭН, отличающиеся мощностью. Потребителями данных насосов являются предприятия европейской части России. В последующие пять лет фирма не предполагает изменений в номенклатуре выпускаемой продукции и прогнозирует работу на сложившихся рынках. Продукция фирмы высокого качества, пользуется доверием и спросом потребителей.

       б) Фирма выпускает сборные дачные домики, реализуемые в основном в  Подмосковье. Домики, как правило, бывают трех видов: однокомнатные с кухней, двухкомнатные с кухней, двухкомнатные с кухней и верандой. Через один год начнется выпуск еще пяти видов дачных домиков, комплекта дачной мебели для спальни, гостиной комнаты и кухни, будут собираться парниковые устройства, дачные заборы, летние души и хозяйственные сараи.

       в) Крупная компания занимается транспортными  перевозками, производством музыкальных инструментов, машинной выделкой ковровых изделий, сборкой кофемолок и миксеров, а также кухонных комбайнов. В дальнейшем компания собирается значительно (до 70% в общем объеме выпуска) увеличить производство бытовой электротехники и полностью прекратить производство музыкальных инструментов, продав данный цех другой компании, и сохранить остальные виды производства на имеющемся уровне.

       г) Фирма производит лаки и краски для  окрашивания металлических поверхностей. Рынок сбыта жестко сегментирован, основными потребителями являются автомобильные заводы. Основная стратегия фирмы: повышение качества выпускаемой продукции.

       А) Фирме, производящая электронасосы, я предлагаю использовать функциональную службу маркетинга. Эта фирма 5 лет не изменяет продукцию это плюс для функциональной структуры, но после 5 лет  произойдут изменения в номенклатуре товаров, что приведет к резкому снижению маневренности, поскольку период реакции на изменение внешних условий заметно возрастает. В целом функциональную организацию службы маркетинга характеризует слабая гибкость стратегии, так как она ориентирована на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений.

Б) Я предлагаю  Фирме использовать товарную организацию службы маркетинга. Товарная организация службы маркетинга эффективна для предприятий с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на многочисленных однородных рынках.

В)Компания, занимающаяся транспортными перевозками, производством музыкальных инструментов, машинной выделкой ковровых изделий, сборкой кофемолок и миксеров, а также кухонных комбайнов я предлагаю использовать товарную организацию службы маркетинга. Товарная организация службы маркетинга обходится значительно дороже, чем функциональная в связи с увеличением расходов на оплату труда сотрудников. Однако такие затраты вполне оправданны, если фирма выпускает принципиально различные изделия или товарная номенклатура насчитывает существенное число ассортиментных позиций.

Г)Фирма, производящая лаки и краски для окрашивания металлических поверхностей я предлагаю использовать рыночную службу маркетинга. Применение рыночного типа организации эффективно, если предприятие производит товары ограниченной номенклатуры, но реализует их на достаточно большом количестве рынков, различающихся условиями реализации.

 

2. Постройте  кривые ЖЦТ (жизненного цикла  товара) и прибыли (таблица 8). Ответьте  на следующие вопросы:

  • Определите границы основных этапов ЖЦТ. Насколько успешно протекает жизненный цикл этого товара и почему?
  • Определите, когда производство потеряло экономический смысл и почему?
  • Как изменялись удельные издержки на протяжении 5 лет и возможные причины их изменений?
 

Таблица 1- Исходные данные

Показатели годы
1 2 3 4 5
Кварталы(нарастающий  итог)
I II III IV
а)продано  продукции,ед. 100 200 300 450 400 400 400 320
б)цена за единицу 50 50 50 45 38 35 30 25
в)издержки 7000 9000 12000 14000 14500 14000 14000 13500
г)выручка 5000 10000 15000 20250 15200 14000 12000 8000
д)прибыль -2000 1000 3000 6250 700 0 -2000 -5500
е)удельные издержки 70 45 40 31,11111 36,25 35 35 42,1875
 

       Рисунок 1 

       1)Товар  удовлетворяет интересы рынка  и сбыт начинает существенно  расти вместе с прибылью. В  конце концов сбыт товара падает  и прибыль тоже, это можно объяснить несколькими причинами: изменение вкуса потребителей и появляется конкуренция.

       2)Производство  потеряло экономический  смысл, когда прибыль снизилась, затраты увеличились, то есть на этапе спада, поскольку объем продаж и перспективы прибыли снижаются, некоторые фирмы сокращают свои инвестиции и покидают рынок.

       3)Удельные  издержки в первый год уменьшились, а в остальные – увеличились до 42,2 При увеличении объёма производства удельные издержки уменьшаются. А при уменьшении объёма производства увеличиваются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В процессе маркетинга разрабатывается и производится набор товаров и услуг, обеспечивающий определенный уровень жизни общества. Поэтому важным моментом для правильной организации маркетинговой деятельности является управление маркетингом.

       Исходя  из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

       1. Управление маркетингом рассматривается  как вид деятельности, направленный  на решение проблем и организацию  планомерного, целесообразного функционирования  фирмы.

       2. Выделяют четыре основные функции  управления маркетингом: планирование, информационное обеспечение, коммуникационное обеспечение и контроль, которые очень важны для управления маркетингом, независимо от размера и специализации фирмы.

       3. Управление маркетингом может осуществляться с позиций пяти альтернативных подходов: концепции совершенствования товара, концепции совершенствования производства, концепции интенсификации коммерческих усилий, концепции чистого и социально-этичного маркетинга. Исходя из этих концепций, эффективность управления маркетинговой деятельностью фирмы определяется достижением последней следующих целей: достижение максимально возможного высокого уровня потребления; максимально широкий выбор товаров, предоставляемых потребителям; максимальное повышение качества жизни общества в целом и отдельных потребителей.

       4. Организация маркетинга представляет собой структурное построение, позволяющее управлять выполнением маркетинговых функций, устанавливать ответственность и подчиненность при выполнении конкретных работ и видов деятельности. К основным типам организационных структур относятся: функциональная организация, товарная, рыночная, товарно-рыночная (матричная) организации службы маркетинга. Каждая организационная структура имеет свои сильные и слабые стороны. Но независимо от того, какую из этих организаций маркетинга использует конкретная фирма, важно, чтобы она осуществлялась эффективно.

       5. Правильный выбор организационной  структуры управления маркетингом  только создает предпосылки для  эффективной работы маркетинговых  служб. Поэтому необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы.

       6. Управляющий по маркетингу (маркетинг-директор) – это должностное лицо фирмы,  занимающееся маркетинговым анализом, исследованиями, планированием, претворением  в жизнь и контролем. Он должен  удовлетворять общим требованиям,  предъявляемым к кадрам управления (компетентность, высокие моральные качества и т.д.) и, кроме того, он должен удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга, а также выполнять определенные ему функции.

       Интерес к маркетинговой деятельности и, соответственно, заинтересованность в наиболее эффективном управлении ею усиливаются по мере осознания все большим числом организации в сфере предпринимательства, международной сфере и некоммерческой сфере того, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андреева  О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. Пособие – М.: Дело, 2001.- 224 с.
  2. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: учебное пособие –   М.: Инфра-М, 2000. - 285с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод с англ. В.В. Боброва; Общая редакция Е.М. Пеньковой. Издание осуществлено по заказу АОЗТ «Литера плюс»- СПб.;1994.-696 с.
  4. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-631 с.
  5. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 080111- «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин.- 5-е изд.,стер.- Москва: Омега-Л, 2007.-656 с.: ил., табл.
  6. Маркетинг. Выбор лучшего решения. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д.- М.: «Экономика», 1993.-224 с.
  7. Романов А.Н.  "Маркетинг"- М.: Изд. "Юнити" , 1995.-458 с.

Информация о работе Управление маркетингом, структура маркетинговых служб