Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:09, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Трансформация процесса развития конкурентоспособности как комплексных систем (отраслей), хозяйствующих субъектов, а также создаваемых ими объектов (товаров или услуг) крайне актуальна в условиях динамичного развития рыночных факторов внешней среды. Изучение данной проблемы с учетом особенностей российской экономической модели обусловлено рядом причин, одной из которых является кризис промышленных предприятий, характеризующийся спадом их производства, потерей конкурентных позиций отечественной продукции на мировых рынках, отсутствием стратегически обоснованного механизма эффективного управления конкурентоспособностью созданной производственной ценности.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговые исследования в машиностроении теория.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий

Малхасьян Лусинэ Сергеевна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Краснодар 2007

Работа выполнена на кафедре мировой экономики Кубанского государственного университета

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Трансформация процесса развития конкурентоспособности как комплексных систем (отраслей), хозяйствующих субъектов, а также создаваемых ими объектов (товаров или услуг) крайне актуальна в условиях динамичного развития рыночных факторов внешней среды. Изучение данной проблемы с учетом особенностей российской экономической модели обусловлено рядом причин, одной из которых является кризис промышленных предприятий, характеризующийся спадом их производства, потерей конкурентных позиций отечественной продукции на мировых рынках, отсутствием стратегически обоснованного механизма эффективного управления конкурентоспособностью созданной производственной ценности.

Повышение конкурентоспособности любого объекта – эволюционный процесс, обусловленный невозможностью принятия эффективных управленческих решений только на основе предшествующего опыта или его экстраполяции, требующий создания специфических моделей и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий. Отсюда необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности как самих отечественных предприятий, так и их продукции, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность продукции», ее основных факторов и методов оценки.

Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью продукции, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории конкурентоспособности продукции, и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку теории управления конкурентоспособностью продукции внесли зарубежные ученые М. Альберт, Г. Армстронг, С. Брю, В. Вонг, П. Дракер, Т. Коллинз, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, К. Макконелл, М. Мескон, М. Портер, С. Рэпп, Ф. Хедоури. Исследованию теории конкуренции и конкурентоспособности посвящены работы отечественных экономистов Г. Азагальдова, Г. Азоева, С. Барашкова, Е. Горбашко, М. Долинской, П. Завьялова, Ю. Кормнова, А. Кунаева, И. Лифица, И. Соловьева, Р. Фатхутдинова, А. Юданова и многих других.

Однако в большинстве работ управление конкурентоспособностью продукции рассматривается по отдельным блокам и элементам, при этом исследователи подходят к категории с качественной стороны без учета динамичных изменений рыночной среды. В связи с этим необходима разработка системной методики и подходов к формированию системы управления конкурентоспособностью продукции с учетом переосмысления научного наследия, зарубежного опыта, разработки теоретических, методических и прикладных подходов, адекватных современной экономической ситуации.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по совершенствованию процесса управления конкурентоспособностью продукции на отечественных промышленных предприятиях путем определения потребительских свойств и средневзвешенной ценности продукта на реальных сегментах рынка.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

исследовать теоретические основы сущности и составляющих элементов конкуренции и конкурентоспособности продукции на национальном, региональном и отраслевом уровнях;

уточнить понятие конкурентоспособности продукции на микроуровне;

обосновать и систематизировать методы управления конкурентоспособностью продукции как основного направления реализации объективных процессов развития экономических подсистем;

сформировать современную методику измерения конкурентоспособности продукции на основе иерархической системы показателей конкурентоспособности с учетом их весомости и апробировать ее на рыночном сегменте бытовых кухонных плит;

разработать графический метод оценки уровня конкурентоспособности продукции (метод секторов), позволяющий учесть при оценке весомость показателей конкурентоспособности продукции;

создать программный продукт, выступающий инструментом оценки результативности предполагаемых к внесению в продукцию изменений и позволяющий быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособности любой продукции.

Предмет диссертационного исследования – система экономических отношений, складывающихся в процессе управления конкурентоспособностью отечественной продукции.

Объектом исследования выступают предприятия отрасли общего машиностроения, производящие бытовые кухонные плиты.

Теоретической и методической основой диссертационной работы послужили фундаментальные концепции отечественных и зарубежных авторов в области становления и развития положений теории менеджмента и конкурентоспособности, законодательные и нормативные документы государственных органов. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе таких научных методов, как метод экспертных оценок; диалектический метод познания экономических явлений; методы линейного программирования; табличный, графический, индексный методы; статистические методы.

Информационно-эмпирическая база исследования включает в себя материалы Росстата, периодических изданий, анкетных исследований; данные учета и отчетности субъектов хозяйствования; результаты монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также материалы международных и региональных научно-практических конференций по изучаемой проблеме.

Положения, выносимые на защиту.

1. Основное внимание в современной российской экономической литературе уделяется определению конкурентоспособности с точки оценки уровня рыночной привлекательности предприятий, отраслей, кластеров и регионов, однако конкурентоспособность рыночного продукта еще малоизученна. Для выбора эффективной конкурентной стратегии бизнеса рассмотрение конкурентоспособности товара исходя из свойств его потенциальных потребителей является важнейшим аспектом. Именно поэтому диссертационное исследование посвящено изучению потребительских свойств товара с позиций его конкурентоспособности. Такой подход, на наш взгляд, заслуживает должного внимания, ведь зачастую предприятия, осваивая новые рынки сбыта, сталкиваются с тем, что товары, которые пользуются спросом на одном рынке, оказываются абсолютно неконкурентоспособными на другом.

В связи с этим предложено универсальное понятие конкурентоспособности продукции как совокупности качественных, маркетинговых и экономических характеристик продукции, отличающих ее от аналогичных по степени удовлетворения потребностей и создания дополнительной ценности для потребителя.

2. Конкурентоспособность продукции промышленных предприятий – категория динамичная, измеримая и управляемая, что позволяет с позиций кибернетического подхода в полной мере применять к ней (как к объекту управления) положения и идеи общей теории управления и понимать под управлением конкурентоспособностью продукции (менеджментом конкурентоспособности) непрерывный циклический процесс чередования общих функций управления конкурентоспособностью продукции.

3. Специфика управления конкурентоспособностью продукции на промышленном предприятии заключается в том, что результативность большинства общих функций управления во многом определяется полнотой и качеством реализации первичной функции – планирования, а именно такими ее составляющими, как комплексный анализ рынка производимой продукции и самой продукции, оценка уровня ее конкурентоспособности по отношению к товарам-конкурентам.

Неполный анализ рыночной ситуации, субъективный анализ продукции собственного производства в сочетании с нерепрезентативной оценкой уровня конкурентоспособности могут не только свести на нет эффект от реализации остальных управленческих функций, но и привести к иррациональному распределению материальных, финансовых, трудовых ресурсов, а следовательно, и к потере уже завоеванных продукцией позиций на рынке.

Относительно управления конкурентоспособностью на промышленном предприятии в качестве частных функций организации и координации целесообразно выделить организацию и координацию: 1) разработки товара; 2) поставки сырья и материалов; 3) производства товаров; 4) реализации товаров; 5) послепродажного обслуживания.

4. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции, следующая, как правило, за комплексным анализом рыночной ситуации, необходима для выработки оптимальных управленческих решений при оценке перспектив производства; установлении и корректировке цен на производимую продукцию; контроле качества товаров; подготовке рекламной информации; оптимизации производственного ассортимента.

Анализ недостатков существующих методов оценки конкурентоспособности позволил разработать оригинальный расчетный метод оценки уровня конкурентоспособности продукции, основанный на включении в оценочную группу показателя по экономическим параметрам наряду с показателями качества и маркетинговыми показателями, что дает возможность присвоить ему соответствующий коэффициент весомости. В качестве базы сравнения следует рассматривать не лучший образец среди оцениваемых, выбор которого затруднителен, а оптимальные значения по каждому показателю. Данное решение позволило существенно расширить круг исследуемой продукции и включить в ее состав образцы, неидентичные по функциональному назначению. На этой основе разработан программный продукт, который позволяет быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособности любой продукции, объективно отражает результаты оценки и выступает инструментом оценки результативности предполагаемых к внесению в продукцию изменений на основании результатов мониторинга рынка. Продукт адаптирован для оценки уровня конкурентоспособности бытовых кухонных плит.

5. Большинство графических методов оценки уровня конкурентоспособности продукции имеет ряд существенных недостатков, не только снижающих репрезентативность оценки, но и затрудняющих процесс ее проведения. Так, при оценке не учитываются весомости показателей конкурентоспособности, значение показателя конкурентоспособности во многом определяется порядком расположения показателей.

Новый метод оценки уровня конкурентоспособности продукции (метод секторов) позволил графически и математически точно отразить обобщенный показатель конкурентоспособности продукции. В радар конкурентоспособности были внесены следующие изменения: показатели конкурентоспособности продукции представлены не отрезками, как на радаре, а площадями секторов; весомости показателей соответствуют углам секторов, а квадратный корень от значений показателей – их радиусам

6. Современные рыночно-ориентированные бизнес-структуры не соотносят цели своего развития с изменениями в структурах управления на основе реализации принципов конкурентоспособности продукции. Возникла острая необходимость реструктуризации систем управления предприятиями машиностроительной отрасли для создания инновационной структурной единицы, специализирующейся на управлении конкурентоспособностью продукции и выполняющей как общие, так и специфические функции управления, которые нацелены на реализацию инновационных конкурентных преимуществ производителей за счет быстрого освоения результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект от качественных параметров приобретаемой продукции.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в разработке инструментов и методов механизма управления конкурентоспособностью продукции на промышленных предприятиях и оценки ее уровня на основе иерархической системы рыночно-ориентированных показателей.

Конкретно элементы научной новизны сводятся к следующему:

уточнено и дополнено понятие конкурентоспособности продукции как упорядоченной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных качественных, маркетинговых и экономических характеристик продукта, которые отличают его от аналогичных по степени удовлетворения потребностей потребителя;

раскрыты сущность и значение функционального подхода к управлению конкурентоспособностью продукции (на промышленном предприятии), под которым понимается непрерывный циклический процесс чередования общих и специфических функций управления конкурентоспособностью; к специфическим функциям предлагается отнести управление ценой, качеством, продвижением, инновационным циклом;

обоснован концептуальный подход к разработке метода оценки уровня конкурентоспособности продукции на стадии производства, заключающийся в правомерности включения в расчет интегрального показателя, наряду с групповыми показателями качества и маркетинговыми показателями, группового показателя по экономическим параметрам, что дает возможность присвоить ему соответствующий коэффициент весомости, отражающий степень значимости данного фактора для потребителей; на базе подхода разработана компьютерная программа, позволяющая быстро и достоверно производить оценку уровня конкурентоспособности товаров производителей и их конкурентов, являющаяся эффективным инструментом альтернативного планирования на промышленных предприятиях;

предложены методические подходы к количественной оценке конкурентоспособности продукции на промышленных предприятиях на основе разделения исходного понятия «конкурентоспособность» на составляющие с выделением конкурентоспособности цены потребления продукции; качества продукции; престижности и имиджа марки, популярности страны-производителя;

Информация о работе Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий