Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:05, контрольная работа
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
Сущность и виды организационных структур.
Комплексный и системный подходы в управлении.
Структуры маркетинговой службы.
Основные виды проблем в маркетинге.
Российский
Государственный
Аграрный Заочный
Университет
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
предмету «Управление
и маркетинг в АПК»
Выполнила
студентка
5 курса
Вариант
5
1. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1.
Организационная структура
2.
Следует предусматривать
3.
Формирование структуры
4.
Между функциями и
5.
Организационная структура
Важный фактор формирования управленческих структур – уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический.
Главные понятия бюрократического типа организационных структур – рациональность, ответственность и иерархичность.
Второй
упомянутый – органический тип структур
управления имеет сравнительно недолгую
историю и возник как антипод
бюрократической организации, модель
которой перестала удовлетворять многие
предприятия, испытывающие необходимость
в более гибких и адаптированных структурах.
Характеристики типов структур управления
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения, саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур. Все эти виды сводятся к следующим видам организационных структур:
Линейный – используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организации, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.
Функциональный: характерные его черты – углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей.
Объединение по функциональному принципу предусматривает объединение специалистов одного профиля под началом отдельного менеджера.
Смешанная
структура наиболее применяемая. При
ней функциональные подразделения
действуют на правах штаба при
линейных руководителях, помогая им
в решении отдельных управленческих
задач. Основу линейно-функциональной
структуры составляет «шахтный» принцип
построения и специализация управленческого
персонала по функциональным подсистемам
организации.
2. Системный подход позволяет получить более полное описание системы, в отличие от комплексного (всестороннего) подхода.
Системный подход является универсальным методом исследования, основанным на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей, и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Системный подход позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том, что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, что повышает эффективность принимаемых решений.
Под
системным подходом обычно понимают
часть диалектики (науки о развитии),
исследующей объекты как
При рассмотрении системного подхода как метода исследования организаций следует учитывать то обстоятельство, что объект исследования всегда многогранен и требует всестороннего, комплексного подхода, поэтому к исследованию следует привлекать специалистов различного профиля. Всесторонность в комплексном подходе выражает частное требование, в системном же подходе — она представляет собой один из методологических принципов.
Можно сказать так, что комплексный подход вырабатывает стратегию и тактику, а системный подход вырабатывает методологию и методы [1]. В этом случае происходит взаимное обогащение комплексного и системного подходов. Для системного подхода характерна формальная строгость, которой нет у комплексного подхода. Системный подход рассматривает исследуемые организации как системы, состоящие из структурированных и функционально организованных подсистем (или элементов). Комплексный подход используется не столько для рассмотрения объектов с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения исследуемого объекта.
Разделение
системы на части (элементы) может
быть выполнено в различных
3. Деятельность маркетинговых служб в сельскохозяйственных организациях строится в соответствии с Положением о службе маркетинга, а деятельность работников маркетинговой службы регламентируется должностными инструкциями.
При разработке Положения о службе маркетинга необходимо руководствоваться действующими законодательными актами и уставом организации.
В Положении определяются основные задачи службы, ее состав, размер и структура, а также порядок управления ею, взаимоотношения с другими службами, степень организационной и хозяйственной самостоятельности, права и ответственность (закрепление средств производства, имущества, материальное стимулирование труда).
В отличие от Положения должностные инструкции адресуются непосредственно исполнителям, на которых возлагается выполнение определенных обязанностей.
Должностные инструкции нужны для четкого определения служебного положения, обязанностей, прав и персональной ответственности каждого работника, а также для того, чтобы обязанности подчиненных работников не могли быть расширены или сужены произвольно, по желанию отдельных руководителей. По трудовому законодательству администрация при приеме на работу должна определить круг обязанностей каждого работника и характер его работы в соответствии со специальностью и квалификацией. Должностные инструкции служат нормативно-правовой основой для правильного применения мер дисциплинарного и материального воздействия на лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей.
Каждый вновь вступающий на данную должность работник с помощью должностных инструкций имеет возможность в предельно короткий срок освоить сферу своей деятельности.
Должностные инструкции должны способствовать рациональному разделению управленческого труда и равномерной загрузке всех работников аппарата управления.
Ниже
приводится примерное положение
о службе маркетинга и должностная
инструкция начальника отдела маркетинга.
4. Потребности, желания и спрос. Организация как активный субъект рынка должна стараться понять потребности, желания и спрос своих клиентов.
Первичные человеческие потребности— это чувства необходимости удовлетворения основных нужд, надобностей, ощущения нехватки чего-либо. Для существования человеку необходимы пища, воздух, вода, одежда, жилище, отдых, развлечения. Потребность, направленная на конкретный объект, способный удовлетворить ее, приобретает форму вторичной потребности — конкретного желания.
Вторичные потребности принимают различные формы в различных культурах. Едва ли кто-то из жителей России сочтет деликатесом жареную саранчу, но в некоторых культурах жареная саранча – деликатес. Изучать потребности своих потенциальных клиентов и выступать с предложениями, удовлетворяющими эти потребности. В связи с этим маркетологи должны уметь выявлять всю глубину желаний клиента. Для этих целей указывают на возможность выделить пять типов потребностей:
1) заявленные потребности: например, клиент хотел бы приобрести недорогой автомобиль;
2) действительные потребности: клиент в действительности хочет купить недорогой в эксплуатации автомобиль, но не обязательно дешевый;
3) незаявленные потребности: клиент ожидает хорошего обслуживания со стороны персонала автодилера;
Сегментирование, целевые рынки и позиционирование. Удовлетворить с помощью одного предложения всех потребителей, нуждающихся в удовлетворении данной потребности, невозможно. Поэтому маркетологи делят рынок на сегменты.
Сегменты — это группы клиентов, предъявляющих схожие требования к товарам, услугам, другим предметам маркетинга. Сегменты выявляют на основе демографических, психологических, поведенческих и других характеристик клиентов. Затем маркетологи оценивают, какие из сегментов представляются наиболее перспективными, и принимают их в качестве целевых рынков. Для каждого выбранного сегмента — целевого рынка организация разрабатывает предложение. Предложение позиционируется в сознании целевых клиентов, образующих целевой рынок, как некая ценность — источник выгодного удовлетворения потребности.