Управление ассортиментом торговой организации малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Для любого розничного торгового предприятия главной задачей является определение оптимального ассортимента магазина, благодаря чему можно добиться получения максимальной прибыли. В создании рациональной структуры товарных групп, их категорий заключается стабильность предприятия. Постоянный анализ и контроль ассортимента важен для преодоления проблем, связанных с затовариванием, уменьшением объема продаж. Своевременное отслеживание оборачиваемости отдельных групп товаров и выявление неликвидной продукции является неотъемлемым залогом успеха работы розничного торгового предприятия.
Цель работы заключается в определении проблем формирования ассортимента розничного торгового предприятия.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 57.75 Кб (Скачать)
  1. Проблема формирования рационального ассортимента
  2. Несовершенство ценовой политики и метода ценообразования

     Предлагается  путем АВС анализа выявить  неликвидные группы или категории  товаров, ввести метод расчета продажной  цены на товар. В настоящее время  предприятие использует эмпирическими методами анализа, пользуясь опытом, практикой работы и прогнозами.

     Магазин «Шикарный наряд» работает в г. Лобня в течении 9 лет. Все это время основной товарной группой была «Верхняя мужская женская одежда». За данный промежуток времени рынок города достаточно насытился. Этому способствовали ряд факторов:

     1. Население г. Лобня около 70 тыс. человек.

     2. Данная ассортиментная групп  «Верхняя одежда», а в частности  категория «Пальто для зимы»,  изготовлено из качественных  материалов, изделия обладают высокой  степенью носкости и прочности  – поэтому не каждый потребитель  будет менять свой зимний наряд  каждый год.

     В результате насыщения рынка происходит затоваривание магазинов и складов  – этой проблеме необходимо найти рациональное решение.

     Данное  предприятие уже принимает меры по решению этой задачи, но существует фактор, который не дают полноценно решить эту проблему: на рынке г. Лобня присутствуют предприятия-конкуренты, работающие с поставщиками г. Москва, с которыми работает и наше предприятие.

     Есть  и преимущества данного способа  решения задачи:

     1. Ценовая политика более благоприятная  у магазинов «Шикарный наряд» – она нацелена не на завышение цен продукции, а на высокую оборачиваемость товаров, быстрое обновление коллекций и за счет этого получение прибыли.

     2. В магазине присутствуют модели  всегда последней коллекции, наряду  с конкурентами, у которых зачастую  можно встретить продукции старых  сезонов.

     Для решения первой проблемы, связанной  с затовариванием, предлагается использовать один из предложенных вариантов:

     1) Рассчитать оборачиваемость товарной  группы «Верхняя одежда».

     2) Использовать АВС анализ

     Формула расчета оборачиваемости (3) 

      = Средний товарный запас (ТЗср) * количество дней (Д)/объем продаж (Т) (3) 

     Как показывает практика и данные таблицы 10, оборачиваемость весенних пальто выше, чем зимних, т. к. чем меньше коэффициент оборачиваемости, тем быстрее товар обновляется. Современная женщина предпочитает обновлять свой весенний – осенний гардероб более часто, чем зимний, с интервалом в 1 – 3 сезона, поддаваясь веяниям моды и нового стиля, а так как эта категория товаров в ценовом сегменте ниже, чем зимняя верхняя одежда – обновлять свой гардероб становить возможным для покупателей.

     С учетом оборачиваемости товаров (таблица 10), предлагается следующая структура ассортимента (таблица 11).(приложения 12, 13)

     В данный период времени предлагается сократить товарную группу «Верхняя одежда», оставив в ней только категории облегченной верхней одежды, а именно: Весеннее пальто, Осенние пальто, Плащи, Куртки. Это позволит сократить запасы зимнего пальто за счет продажи того, что имеется на складе, и увеличить оборачиваемость товаров за счет более полноценной работы отдельных видов категорий.

     2) АВС анализ

     Проведем  АВС анализ ассортимента магазина одежды «Сибирский наряд» по категориям. Параметром измерения будет служить объем продаж.Нас будет интересовать вклад каждой категории в общий объем продаж за 2011 г. (приложение14).

     Проанализировав, таким образом, вклад каждой категории  в оборот магазина, можно сделать  вывод, что какие-то категории нуждаются пересмотре, например Пальто зимнее. Возможно, эта категория имеет неадекватное ценообразование или произошло насыщение рынка данной категорией товаров.

     В таком случае можно предпринять  уменьшение ассортимента или на время  отказаться от данной категории, чтобы  избавиться от затоваривания на складе, пользуясь различными рыночными  методами: распродажей, скидками и т.д.

     Вторая  проблема – это метод определения  цены на товар. На предприятие официально не используется никакой метод, но система  образования цены более всего  приближена к методу «издержки плюс прибыль», т.е. к себестоимости продукции прибавляется определенная торговая наценка, в которую входят затраты на продажу, управленческие затраты, затраты на заработную плату и т.д. В данном случае предлагается воспользоваться методом «расчета цены на основе анализа безубыточности».

     Для этого необходимо определить точку  безубыточности и отталкиваться  от этого показателя.

     Суть  безубыточности: необходимо установить тот объем продаж, который обеспечит  получение прибыли. Для этого  необходимы следующие показатели:

     1. Постоянные издержки, Р (за месяц) = 341 тыс. руб. (в среднем)

     2. Переменные затраты, Р1 (за месяц) = 700 тыс. руб. (в среднем)

     3. Суммарные издержки (за месяц) = 1041 млн. руб. (в среднем)

     4. Валовый доход, V (за месяц) = 1500 млн. руб. (в среднем)

     5. Предельная прибыль (за месяц) = 800 тыс. руб.

     Формула точки безубыточности (4) 

     ТБ = Р/(V – P1)*V         (4) 

     ТБ= 640 тыс. руб. (приложение 15)

     Точка безубыточности составила 640 тыс. руб. в месяц. Это означает, что магазинам  «Сибирский наряд» нельзя снижать оборот ниже 640 тыс. руб. в месяц, иначе ее расходы превысят доходы.

     Определение цены происходит следующим образом  на примере офисного платья (приложение 16)

     К данному методу образования цены, предлагается так же добавить еще  один элемент – использование  индивидуального подход к определению  цены, т.е. к конечной цене товара по необходимости добавлять определенный процент, тем самым выделяя ту или иную категорию товара. На примере это выглядит следующим образом. Часто цена закупки разных категорий товара таких как, например, офисные брюки и брюки вечерние, одинакова, следовательно и цена продажи у них будет ровна. Но если закупочная цена и одинаковая, это не подтверждает тот факт, что и продажная цена должна быть ровна, продажную цену можно установить разную, основываясь на тенденциях моды, интересах и вкусах своих постоянных потребителей. Тем самым складываются следующие преимущества:

     1. Покупателю облегчается выбор  продукции, т. к. увидев товар одинаковой цены, но разный по внешнему виду и назначению, он начинает заблуждаться и в итоге может вообще отказаться от покупки.

     2. Дифференцируя цены на разные  категории товаров, появляется  возможность получения больших  объемов продаж, а тем самым  и прибыли.

     Таким образом, для продуктивной и прибыльной работы магазинов «Сибирский наряд» необходимо четко определить метод  ценообразования. Останавливаясь на способе  расчета цены на основе точки безубыточности важно не только жестко следовать  регламентам данного метода, но и  приспособить его к особенностям данной розничной сети, т. к. любой бизнес индивидуален невозможно, и нельзя использовать все методы ровно так, как предлагают учебные пособия. Поэтому предлагается добавить дифференциацию цены на последнем этапе расчета стоимости изделия (приложение 17) 
 

 

      Заключение 

     В ходе исследования работы магазина «Шикарный наряд» были выявлены основные проблемы, связанные с формированием ассортимента розничного торгового предприятия. К ним относятся: нерациональная структура ассортимента, вследствие чего, произошло затоваривание. Использование эмпирических методов в работе магазинов, основываясь на прошлых годах работы, интуиции и опыте. Упрощенный метод ценообразования: издержи плюс прибыль.

     Результатом работы является ряд предложений по усовершенствованию работы магазина. Во–первых, сформировать товарный классификатор и по необходимо дополнять его или изменять. Во–вторых, на период 2012 г. отказаться от закупок такой товарной категории, как Пальто зимнее, т. к. по расчетам оборачиваемости и проведения АВС анализа, данная группа оказалась неликвидной за период 2011 год. Для устранения проблемы затоваривания предлагается применить к данной категории активные методы продажи, используя, скидки, распродажи, ярмарки. В–третьих, откорректировать метод ценообразования, основываясь на точке безубыточности, а так же использовать индивидуальный подход к каждой категории товаров с точки зрения определения ее стоимости.

     Таким образом, результатом введения предлагаемых изменений будет увеличение прибыльности предприятия, его стабильности и  успеха. 

 

     Список  литературы 

  1. Баутов, А.Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – Вып. 3. – С. 18–32.
  2. Боровинский, Д.А. Что продавать? // Маркетолог. – 2004. – Вып. 2. – С. 6–10.
  3. Бузукова, Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
  4. Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики: курс управления ассортиментом / под ред. С. Сысоевой. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
  5. Варлей, Розмари. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг: учебник для вузов / Р. Варлей. – М.: Проспект, 2005. – 272 с.
  6. Герасименко Н.Т. Оценка конкурентного положения организации малого бизнеса на основе коэффициента рациональности ассортимента // Практический маркетинг. – 2004. – Вып. 92. – С. 17–22.
  7. Горлов, В.В. Книга директора магазина: практические рекомендации / В.В. Горлов. – СПб.: Питер, 2007. – 365 с.
  8. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебникдля студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 700 с.
  9. Комкова Е.А. Товарный портфель и управление закупками в рознице / Е.А. Комкова. – СПб.: Питер, 2008. – 348 с.
  10. Ландреви, Жак. Меркатор: Теория и практика маркетинга: пер. с фр. / науч. Ред. К.А. Якубовская. – М.: МЦФЭР, 2006. – 664 с.
  11. Мерцеляков, А.Н. Модель управления эффективностью торговой компании на основе оптимизации товарного ассортимента // Менеджмент сегодня. – 2003.

– Вып. 1.

  1. Новоселова, Н.А. Учет и контроль в розничном магазине / Н.А. Новоселова. – СПб.: Питер, 2007. – 183 с.
  2. Пашутин, С.А. Оптимизация издержек и технология формирования оптимального ассортимента // Управление персоналом. – 2005. – Вып. 5.
  3. Раицкий, К.А. Экономика и управление в организациях торговли: учебное пособие для вузов / К.А. Раицкий. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 192 с.
  4. Сазонова, Ю.А. Ассортиментная политика / работа над ошибками // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2009. – Вып. 2.
  5. Серегина, Т.К. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – Вып. 1.
  6. Снегирева В.В. Розничный магазин: управление ассортиментом по товарным категориям / В.В. Снегирева. – СПб.: Питер, 2005. – 441 с.
  7. Сысоева, С.В. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице. / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  8. Якубовская, К.А. Ассортиментная политика торгового предприятия // Маркетинг. – 2009. – Вып. 1.

Информация о работе Управление ассортиментом торговой организации малого бизнеса