Управленческий труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:00, доклад

Описание работы

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Управленческий труд………………………………………………………...3
2. Производительность управленческого труда……………………..............6
3. Экономическая эффективность управленческого труда…………………..9
4. Социальная эффективность управленческого труда…………….............12
Заключение………………………………………………………………..........15
Список использованной литературы…………………………………………16

Работа содержит 1 файл

контрол.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

Анализ  и обобщение существующих точек  зрения как отечественных, так и  зарубежных специалистов по вопросу  сущности понятий «производительность» и 
«эффективность» управленческого труда, показателей и методов определения последней позволил прийти к следующим выводам.

«Эффективность» и «производительность» управленческого  труда – понятия не тождественные. Во-первых, потому, что не тождественны понятия «эффект труда» и «продукт труда». Эффект труда не всегда исчерпывается  его количественным выражением, очень  часто отдельные элементы эффекта  не могут быть измерены. Однако последнее  не является свидетельством того, что  неизмеримые элементы эффекта труда  не должны быть приняты во внимание при определении результата трудовой деятельности. Во-вторых, «эффективность труда» по сравнению с «производительностью труда» является понятием более широким, независимо от того, идет речь о физическом или умственном труде. 
Так, производительность труда вообще представляет собой отношение количества продукции, выраженной в соответствующих единицах, к затраченному на ее производство труду. При определении же эффективности труда полезный эффект не может измеряться только количеством продукции, поскольку продукт труда может быть полезным и бесполезным, необходимым и излишним. 
Следовательно, понятие «производительность труда» применимо не ко всем видам труда вообще и в сфере управления в частности. Производительность труда, как показатель, приемлема только для тех видов труда, результаты которых поддаются количественному измерению. Однако невозможно судить о результатах труда того или иного руководителя исходя из объема переработанной им информации, количества изданных приказов и устных распоряжений. Следовательно, здесь результаты труда не могут характеризоваться лишь его производительностью. В третьих, при определении производительности труда затраты учитываются в виде затрат рабочего времени, как правило в сфере материального производства. При определении же эффективности труда затраты выражаются в стоимостной форме как в сфере материального производства, так и в сфере обслуживания, научно-технической подготовки.

Эффективность труда от его экономической эффективности  отличается тем, что в качестве величины эффекта при определении последней  учитывается лишь экономический  результат деятельности, в то время  как эффективность включает в  себя как экономическую, так и  социально-политическую стороны результата деятельности.

Таким образом , эффективность управленческого труда представляет собой отношение полученного полезного результата (эффекта) к затратам живого и овеществленного труда в сфере управления и определяется не только величиной экономического эффекта, но и социально-политическими результатами управленческой деятельности. Производительность управленческого труда является одним из важнейших, но не единственным показателем его эффективности. Производительность управленческого труда характеризует взаимосвязь между результатами управленческой деятельности, выраженными выполненным объемом работ, и затратами управленческого труда (живого труда). 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

       

       Глава 3. Экономическая эффективность управленческого труда 

Понятие “эффективность” используется очень  широко и применяется обычно в  точном смысле слова: эффективно то, что  приводит к результату; эффективный значит действенный.

Эффективность управленческого труда – это  соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или  затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного  эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс , растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.

Обобщающие  оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта  – цеха, предприятия. Можно принять  хорошее своевременное решение, сбалансированный план. Однако, это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие, воспитательные меры воздействия на коллектив, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами. Сами по себе управленческие решения или план – только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление. Нельзя ожидать высокой эффективности, если принятый план или решение плохо обоснованы, не обеспечены ресурсами. Но хороший план или решение также могут быть не выполнены из-за невысокого уровня организаторской работы на последующих этапах.

Эффект  управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет  количественных измерителей. 
И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.

Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в  тесном единстве и взаимосвязи. По своей  роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они  не равнозначны: социальная эффективность  как обобщающая, конечная, и в  этом смысле главная; экономическая  – как первичная, исходная, и в  этом смысле основная. На современном  этапе наибольшее развитие получил  критерий экономической эффективности  управленческого труда, поскольку  он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда.

Основой для оценки экономической эффективности  управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости  единицы продукции. При этом очень  важно учитывать такие характеристики: 
. Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда; 
. Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда; 
. Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.

Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот или  иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии денег, времени  или численности кадров управления будет показателем эффективности  лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической  эффективности управления можно  говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в  большей мере улучшилось качество управления. Наиболее распространенным показателем  определения эффективности управления является отношение общего или конечного  результата производства к совокупным затратам по управлению. 
Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это отношение общего результата производства к численности работников аппарата управления.

Эффективность управленческого труда – категория  социально- экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов управленческой деятельности, выраженных технико-экономическим  и социальным результатом, с расходами  на их достижение. За общий критерий экономической эффективности управленческого  труда принимают максимальный результат  на единицу расхода или минимальный  расход на единицу результата. Конкретное количественное выражение критерий обретает с помощью системы показателей, посредством которых соизмеряются расходы и полученные результаты.

Две величины – результат и расход – имеют реальную ценность при  определении эффективности управления, только будучи сопоставленными одна с другой. Высокий результат обесценивается, если для его цели израсходованы непомерно большие суммы и средства. Но бывают и противоположные случаи, когда нужно израсходовать большие средства, чтобы получить требуемый эффект. Примером может послужить внедрение электронно-вычислительной техники. Значительные капиталовложения на ее закупку оправданы, так как в итоге действительно улучшились социально-экономические результаты, в конечном счете снизился относительный процент управленческих расходов на единицу продукции.

Сформулированный  критерий одновременно и абсолютный и относительный. 
Абсолютность его выражается в том, что нет другой возможности объективно, без личного пристрастия оценить реальный вклад системы управления в целом и работающих в ней людей в достижение полученных экономических и других результатов.

Следует оговориться, что полного соответствия расходов результатам нет и не может быть. Здесь всегда будет присутствовать элемент относительности и вероятности. Отклонение в отрицательную или положительную сторону возможно в силу того, что любой социальный процесс неповторим, каждый процесс развивается в своеобразных условиях. Поэтому количественный эквивалент оценки лишь приблизительно верно отражает реально выполненную системой управления работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 4. Социальная эффективность управленческого труда 

Управленческий  труд – труд в значительной мере опосредованный, и не всегда можно  определить, на каком этапе или в каком звене создаются (или не создаются) предпосылки для достижения выдвинутой цели, конечного результата. Есть и такие результаты, которые трудно поддаются количественной и качественной оценке с помощью технико-экономических методов.

Эффективность социального управления можно довольно точно определить и измерить, исследуя цепь «цель-результат-расходы». При  сопоставлении результата с расходами  ставится задача: показать степень  экономичности управления, т.е. дать ответ на вопрос, «ценой каких расходов достигнуто данное приближение к  цели». Тогда под эффективностью следует понимать как степень  достижения цели, так и степень  экономичности расходования ресурсов.

Чисто экономические критерии превращаются в социальные; переплетаясь друг с  другом они образуют единую систему критериев и показателей эффективности общественного производства. Конечный эффект (результат) является скорее ориентиром в системе оценки эффективности управления, чем непосредственно количественным показателем.

При создании системы оценки эффективности  управления особо важно установить правильное соотношение между ближайшим  и более отдаленным во времени  результатом. Если система оценки направлена на достижение непосредственных результатов (например, повышение производительности труда, прибыли и др.) в рамках ограниченного во времени периода, то может создаться ситуация, когда  сотрудники системы управления не будут  заинтересованы в решении стратегических для данной системы вопросов.

Оценка  по конечному результату на основе мотивированных целей и долгосрочных программ предпочтительней, ибо она  дает возможность руководителю проявлять  инициативу, решать задачи творчески.

Возможность оценивать эффективность социального  управления объясняется тем, что  оно является относительно обособленной подсистемой в любой социальной системе и носит обслуживающий  характер. В обеих подсистемах  – управляющей и управляемой  – занято определенное число людей, располагающими соответствующими материальными  или духовными средствами воздействия. 
Подсистема управления создается и существует не для себя, а для обеспечения правильного функционирования и развития второй подсистемы, создающей материальные или духовные блага.

Следовательно, вопрос об эффективности управляющей  подсистемы можно решать только таким  образом: каков вклад системы  управления в решение тех или  иных социально значимых задач и  каково ее участие в достижении целей, стоящих пред конкретной организацией?.

Главным критерием является степень воздействия  на управляемую подсистему. И в  связи с тем, что система управления относительно самостоятельна и функционирует  в виде целостного комплекса, выделяется еще одна группа критериев эффективности. Это вторичные критерии. Они формируются  на базе первичного критерия и дают ответ на вопросы, связанные с  внутренним состоянием системы управления, с ее способностью действовать с  возрастающей степенью эффективности. Их называют критерии-факторы, ибо информация, полученная посредством их, используется для оптимизации функционирования и развития управляющей подсистемы. Вторичные факторы можно разделить  на две большие группы: факторы, связанные  с качественной характеристикой  элементов управленческого трудового  процесса, средств труда, и факторы, связанные со степенью их использования (организация управления и управленческого труда, технология управления, регулирование управленческой деятельности).

Информация о работе Управленческий труд