Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:50, курсовая работа
Цель – рассмотрение влияния упаковки товаров на потребительские свойства и информированность покупателя.
Задачи работы:
-рассмотрение процесса создания упаковки;
-рассмотрение методов работы с упаковкой;
-рассмотрение практики создания упаковки.
l. СОЗДАНИЕ УПАКОВКИ ТОВАРА 6
1. Сотрудничество дизайнера и маркетолога 6
2. Этапы работы маркетолога над созданием упаковки продукта 10
3. Основные критерии оценки вариантов упаковки 18
4. Информация на упаковке 21
5. Соответствие принципу концентрации внимания 22
ll. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С УПАКОВКОЙ 25
1. Упаковка подобна красивой одежде 25
2. Дополнительная защита и закрепление на рынках 27
3. Изыски не для эконом – класса 28
lll. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ УПАКОВКИ ДЛЯ ПАРФЮМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Упаковка – это носитель закодированной информации не только о самом продукте, но и о производителе. Поэтому, на первом этапе работы очень важно учесть эмоциональное отношения потребителя к создателю продукта. Для только вступивших на рынок или небольших производителей стоит задача обратить на себя внимание и возбудить интерес к продукту при невозможности крупных затрат на рекламу. Достичь этого можно использованием оригинальных дизайнерских решений. Образ же крупного, хорошо зарекомендовавшего себя производителя в глазах покупателя формируют убедительность и характер обращения к историцизму и традиционализму в образе марки. При выборе концепции дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: что покупатели ждут и чего хотят от известного производителя?
В целом, задачи дизайна должны соотноситься с общей стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта:
Основные стратегии при проектировании упаковки.
Стратегия |
Цели |
Задачи при проектировании упаковки | |
1. | Прямой вызов | Уверенно заявить о себе как о лучшей (или достойной) альтернативе лидерам. Прямой вызов конкурентам и их самым сильным маркам. | Выявление сильных
сторон дизайна лидирующих марок
конкурентов и |
2. | Имитация | Достижение максимальной схожести с лидером. | Использование
аналогичных конкурентам |
3. | Наступление | Атака более слабых позиций конкурентов и вытеснение слабых противников. | Выделение марок и корпоративного блока с помощью изобразительных средств. |
4. | Инфильтрация | Использование ошибок и упущений конкурентов. | Выделение и демонстрация преимуществ упаковки собственного продукта на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов.Заполнение пустующих мест в продуктовой линии (размер, форма, характер использования упаковки). |
5. | Оборона | Укрепление позиций | Устранение ошибок, недоработок в дизайне, укрепление корпоративного блока. |
После того, как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традиционности, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.
Рассмотрим подробно некоторые моменты, которые маркетолог должен учесть при формулировке технического задания на разработку упаковки продукта.
Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции:
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе (товарный знак или товарную марку, зарегистрированное в юридическом порядке графическое обозначение фирмы и ее товаров, служащее для отличия товаров данной фирмы от изделий других фирм); логотип – оригинальное написание полного и сокращенного наименования фирмы; слоган (фирменный лозунг, девиз фирмы).
Восприятие композиционных решений упаковки.
Вид композиции | Восприятие |
Симметричность |
|
Ассиметричность |
|
Зарубежные и
отечественные специалисты
Дизайн упаковки, как известно, определяет первое впечатление потребителя о товаре. Положительное или отрицательное отношение к продукту может сформироваться, если цветовое решение упаковки не соответствует жизненным установкам и убеждениям человека.
В техническом задании на разработку упаковки маркетолог должен определить количество и значимость (размер) основных информационных элементов, отметить возможность включения элементов изобразительных и указать их желаемое процентное соотношение на упаковке. Роль изобразительных элементов возрастает в области лекарственных средств, где простая, порой прямоугольная, форма упаковки является серьезным ограничением для развития фантазии дизайнера. Успех дизайна в этом случае зависит от того, насколько удачно организованы плоскости.
Особые требования предъявляются к упаковке лекарственных препаратов. Информационные и изобразительные элементы на упаковке лекарственного средства.
Информационные элементы | Изобразительные элементы |
|
|
Первый шаг в оценке макетов, предложенных дизайнерами, это рассмотрение по «принципу исключения», выявление явно негативных моментов. Маркетолог сам должен ответить на вопросы:
Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки могут быть следующими:
Причины возникновения дискомфорта при восприятии упаковки.
Причина возникновения дискомфорта | Недостатки дизайна |
Информации на упаковке не читается или читается с трудом | Использованы сложно читаемые шрифты. Надпись теряется на фоне. Надписи расположены под углом, неудобным для чтения. |
Лекарственное средство не удерживает взгляд | Изображен набор разрозненных элементов, композиция не сбалансирована.Акценты расположены вблизи границ. Расположение цветовых и тональных пятен не структурировано. |
Упаковка имеет «дешевый» вид | Использованы неудачные сочетания цветов. Много ахроматических тонов (оттенки серого). Неудачно подобраны шрифты. Качество фотографий и рисунков низкое. Применены стандартные, часто используемые фактуры, заливки и символы из библиотек Corel Draw, других широко доступных программных продуктов. |
Далее
можно производить более
Соответствие принципу KISS.
В разработке дизайна продукции, как и во многих других областях, все большее применение находит принцип KISS (“Keep It Short and Simple”) – держись простоты и краткости. Ключевой вопрос: не слишком ли сложен для понимания покупателя созданный образ продукта? Он должен быть понятен без дополнительных объяснений – это общепринятое требование к изображению (не только реалистическому) и иллюстрации.
Сочетание изображений на упаковке и вида продукта.
Покупатель при первом взгляде на упаковку, даже с расстояния, должен безошибочно ответить на вопрос: «Что это за продукт?» Важно это не только в случаях, когда потребление данного вида продукта еще не стало привычным (лекарственные препараты; изделия медицинского назначения и медицинской техники; диагностические, дезинфицирующие средства; предметы ухода за детьми, средства личной гигиены; предметы оптики; минеральные воды; лечебное, детское и диетическое питание; пищевые добавки лечебного и профилактического назначения; косметическая и парфюмерная продукция и др.).
Ограничение количества цветов и элементов.
Главных информационных элементов, основных контрастов и цветов должно быть немного. Рекомендуется использовать не более пяти основных цветов. Это правило не исключает использование блендов (диффузионных цветовых растяжек) этих пяти цветов. Число главных информационных элементов (надписей, изображений) тоже желательно ограничить пятью, но иногда можно пользоваться формулой «семь плюс-минус два».
Самое главное – не обмануть ожидания покупателя. Если на упаковке присутствуют изображения самого продукта или его частей, они не должны выглядеть приукрашенными.
Выделения упаковки из общего ряда можно добиться применением контрастных цветов к определенным элементам. Схематическое изображение основных и второстепенных контрастов спектральных цветов носит название «треугольников Делакруа». Три цвета образует самые сильные контрасты друг с другом: красный – желтый – синий. Несколько более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого цветов. Принцип контрастности применим не только к спектральным цветам, но и к смешанным, где он работает менее интенсивно.
Пары цветов, расположенные друг напротив друга таким образом, что их можно соединить радиусом (красный – зеленый, оранжевый – синий, фиолетовый – желтый), называются дополнительными. Их отношение представляет собой гармонию, часто встречающуюся в природе: плоды и ягоды в листве, спелая пшеница на фоне неба, цветы альпийских лугов, лоза, украшенная гроздью спелого винограда. Поскольку сочетания дополнительных цветов связаны в подсознании человека с дарами природы, применение их на упаковке лекарственных средств вызывает ощущение природности, натуральности.