Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:46, реферат
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Ценность вознаграждения, является
наиболее важным элементом
Самая «популярная» проблема, возникающая по поводу ценности вознаграждения, заключается в том, что люди редко уделяют достаточно времени и внимания тщательной оценке своих потребностей. Более того, т.к. за деньги действительно можно купить множество вещей, которые способны удовлетворить самые разные потребности, подчинённые очень часто входят в заблуждение и начинают верить, что деньги - это самое лучшее вознаграждение. Такие идеи приводят к разочарованию и неудовлетворению.
Служащие, которые пытаются получить удовлетворение от работы только с помощью денег, часто страдают от недостатка самоуважения, чувства невостребованности своего интеллекта, навыков и способностей.
Г. Валентность.
Маслоу использовал термин «
По Вруму, валентность - это
мера ценности или
Валентность вознаграждения
Основу модели теории ожидания
составляют четыре
Теория ожидания Врума
-Процесс сравнения потребностей подчинённых с вознаграждениями, получаемыми ими от организации, должен быть систематическим.
- Подчинённым часто требуется помощь, чтобы осознать связь между затраченными усилиями, полученным результатом, вознаграждением и удовлетворением потребностей. Их уверенность растёт, если они видят, что менеджер уделяет большое внимание этой взаимосвязи и поощряет своих подчинённых придерживаться конкретного курса действий.
- Так как для разных людей приоритетными являются самые разнообразные потребности и, следовательно, ценность вознаграждения, полученного от организации, для всех неодинакова, менеджер может усилить мотивационный потенциал вознаграждений, если поймёт, какие стимулы наиболее эффективны для каждого подчинённого.
-Менеджеры должны усилить мотивационный
потенциал самой работы, которую они предлагают
своим подчинённым. Кроме этого, они должны
постоянно демонстрировать свои способности,
как менеджеров, давать значимые вознаграждения,
когда цели организации достигнуты.
Теория справедливости.
Теория справедливости, популяризированная
Дж. Стэйси Адамсом, постулирует,
что люди субъективно
1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
2.
«Какое вознаграждение я
Вознаграждение в данном
При проведении этих двух
Теория справедливости, возможно, самая
лёгкая для восприятия из всех
мотивационных моделей, и она
обладает наибольшей ценностью
для менеджера, который хочет
понять мотивацию своих
Вот несколько ключевых
- Проблемы с подчинёнными возникают тогда, когда они чувствуют, что с ними несправедливо обошлись.
- Очень трудно сказать, как подчинённые воспринимают зависимость между тем, что они вкладывают в свою работу и тем, что они получают от неё. Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают ли их подчинённые, что к ним относятся справедливо.
- Стандарты менеджеров для измерения вклада подчинённых в общую работу и для определения подходящего уровня их награды должны быть известны всем ещё до того, как работа началась, и должны быть представлены в как можно более ясной и понятной форме.
- Служащих больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а по сравнению со своими коллегами.
Если вклад превышает
Если вознаграждение превышает вклад
человека в достижение целей организации,
он испытывает чувство вины, т.к. считает,
что «обманывает» своего менеджера. Приверженцы
теории справедливости уверены, что каждое
из этих двух негативных ощущений воздействует
на мотивацию и заставляет человека действовать
так, чтобы восстановить чувство справедливости.
Такое поведение заключается в том, что
человек или начинает работать менее усердно,
или прилагает больше усилий, чтобы преодолеть
чувство вины. Другие рабочие, ощутившие
несправедливое отношение к себе, могут
пытаться изменить поведение своих товарищей
по работе для того, чтобы восстановить
справедливость. В конечном итоге, служащие
могут просто изменить свои взгляды на
сравнительную ценность вкладов и вознаграждений
или путём сознательной переоценки своих
изначальных запросов, или с помощью такого
умственного защитного механизма, как
рационализация.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Комплексная процессуальная
Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:
- затраченные усилия
- восприятие
- полученные результаты
- вознаграждение
- уровень удовлетворенности
Содержание модели Портера - Лоулера
сводится к следующему: чтобы
достичь определенных
Значительное влияние на
Восприятие вознаграждения
Портер и Лоулер на основе
анализа предложенной модели
сделали вывод о том, что
результативный труд ведет к
удовлетворению. Это заключение
коренным образом отличатся от
тех позиций, на которых
Заслуга Портера и Лоулера
заключается в том, что их
теория внесла основной вклад
в понимание мотивации.
Теория мотивации Дугласа Макгрегора.
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания, которые получает подчиненный;
- качество выполнения задания;
- время получения задания;
- ожидаемое время выполнения задачи;
- средства, имеющиеся для выполнения задачи;
- коллектив, в котором работает подчиненный;
- инструкции, полученные подчиненным;
- убеждение подчиненного в посильности задачи;
- убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
- размер вознаграждения за проведенную работу;
- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от
руководителя и, в то же время,
«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
«Теория Y» соответствует
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное
влияние на развитие
Теории Макгрегора были
Мотивация персонала в организациях.
Целесообразно будет
Они объединяются в
Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.