К.С. Зазулинская
3 курс, МЭО, ДАБ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В современных
условиях одна из важнейших концепций
управления предприятием – это маркетинг,
призванный формировать рациональные
производственные программы, оперативно
реагировать на складывающиеся ситуации
на рынках сбыта продукции и , в конечном
итоге, побеждать в условиях конкурентной
борьбы.
При этом
маркетинг опирается на соответствующие
приемы и методы, овладение которыми
требует серьезных знаний и
практических навыков.
Глобализация
современной мировой экономики является
решающим фактором развития международного
маркетинга. Одно из распространенных
мнений специалистов заключается в том,
что сейчас происходит переход от исторического
периода, для которого была характерна
абсолютизация интересов собственной
национальной, что было вполне оправданным
и логичным, к другому этапу – глобальной
экономике, не имеющей единого жесткого
регулирующего аппарата.
Глобализация
– это источник значительного
улучшения условий для потребителей.
Товар, да и все факторы производства
– капитал, труд, информация –
движутся все более свободно
и становятся доступными всем
и по более дешевой цене.
Международная
политика глобального маркетинга
применяется в основном к таким
товарным группам, потребление
которых прямо не связано и
не зависит от национальной
культуры, обычаев, привычек. Например,
интенсивность использования моющих
средств, предметов личной гигиены,
лекарственных препаратов, аудио-
и видеоаппаратуры и других
товаров, применение которых зависит
главным образом от благосостояния
потребителей, а не от культурных или иных
традиций той или иной страны. Типичными
примерами глобальных компаний являются
Coca-Cola, Procter& Gamble, Eastman-Kodak, Sony, Toshiba и др.
«Мы, как гражданин глобального экономического
сообщества…» - этими словами начинался
годовой отчет компании Toshiba 1992 года.
Современные
тенденции развития международного
маркетинга можно характеризовать
следующими положениями:
- высокие темпы развития инфраструктуры международного маркетинга (создание центров по маркетинговым исследованиям, международных рекламных агентств, учебных центров);
- увеличение доли затрат на маркетинг (в себестоимости традиционных товаров индивидуального пользования расходы на маркетинг составляет приблизительно 25%, а в новой продукции – до 70%) (по данным исследований института маркетинга Германия);
- использование современных технических средств, в маркетинге (программ с математическим обеспечением, кредитной и чековой систем, сети Интернет)
- ориентация на концепцию социально-этического маркетинга: изменение происходящие в обществе влекут за собой изменения в системе ценностей потребителей, отношение людей к окружающей среде, безопасности своего существования, что оказывает влияние на разработку стратегии маркетинга;
- изучение спроса с целью детальной сегментации рынков в условиях современной международной конкуренции;
-
внимание акцентируется на понятии “качество маркетинга”, которое представлено в таких аспектах как философский, поведенческий, информационный, организационный, социальный, аспект принципа действия и дифференциации.
Следует отметить,
что в настоящее время международное
развитие перестало быть уделом только
крупных предприятий. Малые и
средние фирмы также стремятся
к выходу за рубеж, чтобы расти
и развиваться. Целями стратегии
международного развития могут быть:
- расширение потенциального рынка и благодаря экономии на масштабах достигать более высоких результатов;
- продление жизненного цикла товара путем выхода на рынки, находящиеся на более ранних стадиях развития (в то время как на внутреннем рынке этот товар уже достиг фазы зрелости);
- диверсификация коммерческого риска за счет обслуживания покупателей, находящихся в разной экономической ситуации, а также использование более благоприятных конкурентных условий на внешних рынках;
- контроль над конкурентами путем диверсификации позиций и наблюдения за действиями конкурентов на зарубежных рынках;
- снижение производственных затрат за счет использования сравнительных преимуществ разных стран;
- загрузка избыточных производственных мощностей за счет экспорта товаров;
- достижение географической диверсификации путем выхода с существующими товарами на новые рынки;
- обслуживание ключевых потребителей, в том числе и находящихся в других странах.
Тенденции развития современного международного
маркетинга связаны с динамичным
развитием мирового хозяйства, конкуренцией
товаропроизводителей на мировом рынке,
с интернационализацией и интеграцией
общества. Руководители должны понять,
что нет смысла производить то, что никто
никогда не купит, а значит необходимо
иметь в своем штате людей, знающих и понимающих
нужды населения. Только так можно обеспечить
стабильный рост прибыли предприятия.Понимание
принципов международного маркетинга
и следование им на практике позволит
белорусским предприятиям плавно интегрировать
в мировую экономику.