Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 02:43, реферат
SWOT-анализ в его современном виде появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского Исследовательского Института (Stanford Research Institute - SRI): Р.Стюарт (руководитель исследования), Мэрион Дошер, Отис Бенепе и Альберт Хэмфри (Robert Stewart, Marion Dosher, Dr Otis Benepe, Birger Lie, Albert Humphrey). Исследуя организацию стратегического планирования в компаниях из списка Fortune's 500 (исследование проводилось с 1960 по 1969 год), они в конечном итоге пришли к системе, которую назвали SOFT: Satisfactory, Opportunity, Fault, Threat. В дальнейшем моддель была модифицирована и переименована в представленный выше SWOT.
Оценка угроз помогает
заранее подготовиться и
Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» Майкла Портера :
1. Угроза вторжения (выход на рынок новых игроков);
2. Рыночная власть поставщиков
(например, неприемлемые цены аренды,
цены на сырье, качество
3. Угроза появления субститутов (товары/услуги–заменители);
4. Рыночная власть покупателей (ценовая чувствительность; переключение на другие формы получения услуг, ранее предоставляемых нами);
5. Действия конкурентов
(расширение их деятельности, создание
ими более привлекательных
Оценку возможностей и угроз можно осуществлять по той же методике, как сильные и слабые стороны. Например:
Вероятность наступления события |
Вероятность наступления события | |||||||
0.0 |
1.0 |
0.0 |
1.0 | |||||
Оценка силы фактора |
10 |
1. Проводить мониторинг, разработать программы использования |
2. Разработать программы, |
Оценка силы фактора |
10 |
1. Развивать способности |
2. Подготовиться: разработать | |
1 |
3. Игнорировать |
4. Исследовать альтернативные |
1 |
3. Проводить переодический |
4. Проводить постоянный | |||
Возможности |
Угрозы |
5.3. Смешанный SWOT анализ
Смешанный SWOT анализ — это попытка совместить первую и вторую формы проведения анализа. Для этого предварительно проводятся как минимум основные три вида стратегического анализа (обычно это STEP-анализ, анализ по модели "5 сил" Портера и анализ внутренней среды по одной из методик). Затем все факторы объединяются в единые таблицы, из которых формируется перекрестная матрица (как в экспресс-форме). Количественная оценка факторов обычно не производится. Достоинством этой формы является глубина анализа. К недостатку следует отнести психологический фактор: на практике очень часто дело заканчивается построением красивой матрицы и самоуспокоением ("ну, теперь мы знаем, чего нам ждать и чего бояться, так что больше нам ничего не нужно"), либо забвением всех факторов, вошедших в большую SWOT-таблицу: перед глазами и в памяти остаются только те факторы, которые вошли в матрицу.
6. SWOT -анализ конкурентов
6.1. Зачем проводить SWOT анализ конкурентов?
Некоторые предприниматели думают, что лучше всего – создавать и реализовывать свои планы, игнорируя конкурентов. Другие зацикливаются на отслеживании действий конкурентов (часто используя нечестные и нелегальные методы). Многие просто следят за конкурентами, копируя их удачные действия и реагируя на изменения.
Анализ конкурентов важен по нескольким причинам для стратегического планирования:
6.2. О чем нужно знать при SWOT анализе конкурентов
Какие вопросы нужно себе задать (или коллегам), когда составляете СВОТ/SWOT анализ конкурентов? Посмотрите список, может пригодиться:
6.3. Откуда взять информацию, чтобы сделать SWOT анализ конкурентов.
Все источники информации о наших конкурентах можно разделить на 3 группы:
Каждая часть этих данных по отдельности, возможно, не представляет большой ценности, но если собрать их вместе и правильно сгруппировать, можно получить полную картину состояния Ваших конкурентов. Сбор данных по такому принципу позволит Вам определить, какой информации не хватает в описании конкурентов и, соответственно, предпринять шаги по получению недостающей информации.
6.4. Что нужно знать предпринимателю о своих конкурентах
Табличка (см. ниже) поможет Вам собрать нужную информацию, чтобы сделать хороший SWOT анализ Ваших конкурентов.
Вы, конечно, можете добавить сюда множество другой информации, которая может быть полезна. Как бы там ни было, но самой сложное это придумать, как добыть всю эту информацию так, чтобы она была правдивой, актуальной и легальной (!).
Что Вы уже наверняка знаете о своих конкурентах:
Чего Вы пока не знаете, но хотите узнать о конкурентах :
7. SWOT анализ рассматриваемого предприятия
Для получения максимально объективных данных, к нашему SWOT анализу будет привлечено 10 специалистов, которые помогут нам выявить слабые и сильные стороны предприятия. Для данных специалистов была разработана особая матрица, в которой необходимо указать уровень развитости и важность показателя при анализе внутренней среды и влияние и вероятность при анализе внешней среды (см. приложение 1 "Форма для заполнения экспертами"). Эксперту необходимо проставить цифровые значения в виде "1" под пунктом, который по его мнению соответствует действительности.
Заполненная таблица экспертами имеет следующий вид (см. приложение 2 "Подведение оценок экспертов"). Печатная версия таблицы имеет сокращенный вид; убрана часть оценок экспертов, т.к. в печатной версии не является возможным целиком отобразить всю информацию.
В графе подведение итогов суммируются данные по уровню развитости, важности показателя (для анализа внутренней среды) и влияние и вероятность (для анализа внешней среды).
Для данных показателей мы
устанавливаем весовой
По степени важности:
Определяем фактическое состояние степени развитости. Если среднее значение будет больше "2", показатель будет сильно развит, если значение в диапазоне от 1 до 2, то показатель - средне развит, если значение меньше либо равно 1, то показатель слабо развит.
Вычисления: ((1*3) + (1*2) + (8*1)) / 10 = 1,3 , т.е. показатель средне развит.
Определяем фактическое состояние важности показателя.
Если среднее значение будет больше "2", важность будет иметь высокую степень, если значение в диапазоне от 1 до 2, то важность - средняя, если значение меньше либо равно 1, то важность будет низкой.
Вычисления: ((9*3) + (1*2) + (0*1)) /10 = 2,9 , т.е. показатель имеет очень важное значение (96,6% от максимального показателя).
Далее, по этой же методике, подводим итоге по оценке внешней среды.
На примере "торговой политики" проводим вычисления. Подводим итоги по вероятности.
Вычисления: ((1*3) + (8*2) +(1*1)) / 10 = 2 ,т.е. вероятность показателя "средняя".
Определяем влияние показателя: ((3*3) + (1*2) +(6*1)) / 10 = 1,7 , т.е. показатель торговой политики имеет нейтральный характер.
Далее, исходя из набранных баллов по показателям, оцениваем необходимость реализации. Данный показатель носит субъективный характер, т.е. мы отталкиваемся от показателей, полученных по фактическому состоянию. К примеру, для показателя "ценовой стратегии" сумма баллов по важности составило 29 из 30 возможных, т.е. 96,6% от максимального показателя. Показатель развитости набрал 13 из 30, т.е. 43% от максимального показателя. Это нам указывает на то что показатель ценовой стратегии крайне важен для нас, но в виду слабой развитости, требует непременного вмешательства и доработки.
Для внешней среды, показатель "текущее законодательство на рынке" набрал 30 из 30 баллов по состоянию вероятности, т.е. 100% от максимального показателя и 10 из 30 по влиянию, т.е. 33,3% - самый низкий из возможных показателей. Т.е. крайне высокая вероятность наряду с крайне негативным влиянием, указывает нам на то что данный момент требует пристального внимания и контроля.
Построение SWOT - матрицы (классический вариант).
Используя выше изложенные данные, мы готовы построить классическую СВОТ матрицу (приложение 3) и стратегическую СВОТ матрицу с дополнительными комментариями (приложение 4). Основываясь на данных из приложения №2, строим графическую диаграмму "Области необходимых изменений внешней среды" (приложение 5) и диаграмму "Области необходимых изменений внутренней среды" (приложение 6).
Источники :