Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 02:43, реферат
SWOT-анализ в его современном виде появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского Исследовательского Института (Stanford Research Institute - SRI): Р.Стюарт (руководитель исследования), Мэрион Дошер, Отис Бенепе и Альберт Хэмфри (Robert Stewart, Marion Dosher, Dr Otis Benepe, Birger Lie, Albert Humphrey). Исследуя организацию стратегического планирования в компаниях из списка Fortune's 500 (исследование проводилось с 1960 по 1969 год), они в конечном итоге пришли к системе, которую назвали SOFT: Satisfactory, Opportunity, Fault, Threat. В дальнейшем моддель была модифицирована и переименована в представленный выше SWOT.
Сильные стороны (С) нашей фирмы: С1 |
Слабые стороны (СС) нашей фирмы: СС1 | |
Возможности, предоставляемые внешней средой (В): В1 |
С1 позволяет нам воспользоваться
В1 и В2 |
СС1 может помешать нам
воспользоваться В2 и В4 |
Урозы внешней среды (У): У1 |
С2 позволит нам противостоять
У1, У2 и У5 |
СС2 может привести фирму
к тяжелому положению в случае
возникновения У3, У5 и У6 |
Как можно видеть, из данной матрицы пропадают факторы, которые, например, позволяют нам развиваться в настоящем и будущем, если они не связаны с теоретическими возможностями и угрозами внешней среды. К примеру, сильная сторона "наличие менеджеров высокой квалификации" может исчезнуть из экспресс-анализа, если для нее не подберется соответствующая возможность или угроза. Практика показывает, что такие угрозы как "глобальный экономический кризис" категорически не включались в SWOT-анализ, между тем, упомянутый фактор "наличие менеджеров высокой квалификации" в условиях кризиса может вообще превратиться из сильной стороны в слабую, если у компании нет средств обеспечить их работой: уволить таких сотрудников бывает намного сложнее, нежели маркетологов, продавцов или рабочих, а заработная плата и бонусы у них оказываются существенно выше.
5.2. Сводный SWOT анализ
Сводный SWOT анализ, в котором должны быть представлены основные показатели, которые характеризуют деятельность фирмы в текущий момент и намечают перспективы будущего развития. Поэтому его следует делать не "ДО" и не "ВМЕСТО", а только ПОСЛЕ проведения всех остальных видов стратегического анализа. Достоинством такой формы проведения анализа является то, что он позволяет в некотором приближении дать количественную оценку тех факторов, которые были выявлены (даже в тех случаях, когда объективной информации об этих факторах у фирмы нет). Еще одним достоинством является возможность (на основе проведения всех видов стратегического анализа) сразу перейти к выработке стратегии и разработать комплекс мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей. Очевидным недостатком является более сложная процедура проведения анализа (в ходе стратегических сессий, в которых участвует топ-менеджмент фирмы, она может занять 1-2 дня в зависимости от глубины проработки факторов).
Проведение Сводного SWOT анализа
На первом этапе проводятся различные виды стратегического анализа, призванные выявить ключевые факторы, влияющие в настоящее время или могущие повлиять на ситуацию в фирме в перспективе (временной горизонт — от 1 до 5-10 лет, но иногда берутся и более длительные сроки, например, для вывода новых лекарств на рынок от момента их изобретения проходит 15-20 лет, а в стратегическом анализе предусматривается и необходимость содержания лабораторий, в которых только будут разрабатываться эти препараты, причем даты "изобретения" далеко не всегда можно предсказать).
Полученные в ходе анализа данные заносятся в соответствующие ячейки матрицы (см. Таблицу 1).
В ходе дальнейшего анализа используются различные методы для анализа каждой ячейки матрицы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Анализ сильных и слабых сторон фирмы
Сильные и слабые стороны — уровень компетенций фирмы (внутренняя среда, зона А на рис.1).
Сильные стороны — это не то, что компания может делать, а только то, в чем она действительно сильна. Сильные стороны компании определяются:
К сильным сторонам относятся все отличающие ее компетенции в области:
Слабые стороны — все те же самые ресурсы и компетенции, которые мы выделяли в сильных сторонах, но мешающие нормальной работе компании или препятствующие достижению поставленных целей, либо ресурсы и компетенции, которые есть у фирмы, но которые не вошли в ее сильные стороны.
К слабым сторонам иногда относят отсутствие необходимых ресурсов и компетенций, однако только в случае, когда компания по своим технологическим или иным причинам не может обеспечить себя ими.
Анализ слабых сторон помогает
выявить те особенности фирмы, которые
мешают ей эффективно функционировать
или которые могут
Поскольку в большинстве случаев выявленные в ходе анализа сильных и слабых сторон факторы являются качественными, их обычно перечисляют в виде простого списка в соответствующих графах матрицы, показанной в Таблице 1.
Для более объективного анализа можно оценить каждый фактор с помощью весов (от 0 до 1) и шкалы Лайкерта (выбирать можно любые значения: от 0 до 5, от 1 до 7, от 0 до 100 и т.д. Я в примере показываю шкалу от 0 до 10, но вы можете использовать ту, которая для вас удобнее).
Методика расчетов факторов SWOTанализа.
Каждый из выявленных факторов заносится в таблицу 2:
Таблица 2. Пример расчета факторов внутренней среды
Фактор |
Оценка |
Вес |
Коэффициент |
Зона А. Внутренняя среда. Сильные стороны | |||
1. Управление | |||
1.1. Фактор 1 |
|||
1.2. Фактор 2 |
|||
... |
|||
2. Операционный менеджмент (организация производства) |
|||
2.1. Фактор 1 |
|||
2.2. Фактор 2 |
|||
... |
|||
И т.д. |
Под Оценкой в таблице
понимается экспертная оценка силы фактора.
Вес означает оценку веса фактора, т.е.
вероятность наступления
Таким же образом можно оценить слабые стороны.
Необходимость исчисления коэффициента
обуславливается тем, что простая
констатация силы фактора не всегда
оказывается актуальной. Например,
фактор "слияние двух основных конкурентов"
может быть признан очень существенным
(к примеру, оценка 10), в то же время
вероятность этого слияния
Для тех менеджеров, которые воспринимают графические изображения лучше, чем табличные, те же данные (фактор, Оценка, Вес) могут быть размещены в матрице. Попадание фактора в тот или иной квадрант матрицы позволяет сразу определить, какие меры следует предпринять (рис. 4).
Рис. 4. (Матрицы оценки сильных и слабых сторон фирмы)
Вес фактора для рынка |
Вероятность обострения | |||||||
0.0 |
1.0 |
0.0 |
1.0 | |||||
Оценка силы фактора |
10 |
1. Не стимулировать, постепенно снижать значимость |
2. Поддерживать, развивать, искать возможности расширения |
Оценка силы фактора |
10 |
1. Постепенно избавляться, |
2. Срочно предпринимать усилия по улучшению ситуации | |
1 |
3. Не тратить усилий на поддержку |
4. Усиливать, стимулировать, |
1 |
3. Можно игнорировать, проводить периодический контроль |
4. Проводить профилактическую | |||
Наши сильные стороны |
Наши слабые стороны |
Таблица 3. Наши сильные стороны позволяют нам добиться поставленных целей:
Сила фактора (0-10) | ||||||
Функции |
Сильные стороны |
Наша фирма |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Конкурент 3 |
Конкурент 4 |
Управление |
Фактор 1 |
|||||
Фактор 2 |
||||||
... |
||||||
... |
||||||
И далее по методу на рис.4 |
Слабые стороны можно оценивать по такой же схеме. Сравнение с конкурентами позволяет определить, насколько весомы наши достоинства и недостатки по сравнению с конкурентами. В результате появляется возможность обратить внимание на те позиции, по которым мы существенно отличаемся от конкурентов, и разработать стратегию, позволяющую усилить ключевые сильные стороны и снизить потенциально опасные слабые стороны.
Для более развернутого представления данных и выработки решений по каждому из выявленных факторов можно использовать другую таблицу:
Таблица 4. Наши слабые стороны мешают нам добиться поставленных целей:
Функции |
Проблема |
Сила (важность) |
Вес (вероятность обострения) |
Возможные последствия |
Возможные пути решения |
Управление |
Проблема 1 |
||||
Проблема 2 |
|||||
... |
|||||
... |
|||||
и т.д. по методу на рис. 4 |
Силу и Вес определяем также, как в таблице 2.
Анализ возможностей и угроз
Возможности и угрозы — неподвластны фирме (внешняя среда, зоны В и С на рис.1), но могут существенно повлиять на ее деятельность.
Основная задача фирмы — быть готовой воспользоваться возможностями и нивелировать последствия угрожающих событий.
Оценка возможностей поможет
не упустить ее в случае возникновения.
Для уже существующих, но пока не
используемых фирмой возможностей важен
сам факт их выявления и фиксации.
Анализ возможностей обычно включает
три взаимосвязанных