Свременный сервис: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить причины столь низкого качества сервиса в России и КБР и предложить подходы, помогающие повысить качество обслуживания.
При написании данной работы были взяты на вооружение статьи из журнала «Туризм. Практика, проблемы, перспективы», подходы маркетинговой теории Филиппа Котлера, и информация из Интернета.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущностный характер сервиса
1. 1. Понятие сервиса и его необходимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. 2. Из истории сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. 3. Услуги (характер, свойства, качество) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Основные принципы современного сервиса
2. 1. Проблемы сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2. 2. Тенденции развития современного сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2. 3. Сервис в КБР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Работа содержит 1 файл

ref-23797.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Приведенные выше примеры подчеркивают важность и необходимость четко организованного сервиса.

     В качестве еще одного пути развития сервиса можно назвать внедрение инноваций в сферу услуг.

     Под инновацией – новым товаром или услугой – понимается не просто новый способ удовлетворения потребностей потребителя, но такой новый способ, который обеспечивает возможность получения дополнительного экономического или социального эффекта. В случае отсутствия такого эффекта, даже при условии существенных качественных изменений в характеристиках услуги, её можно определить, как «вновь созданную».

          Выделим основные типы инноваций в производстве услуг:

     - технические, связанные с внедрением новых видов техники, приспособлений, инструментов, а также технико-технологических приемов труда обслуживания. Наиболее заметная тенденция в современной сфере услуг связана с внедрением компьютерной техники, распространением информационно- технологических новшеств, облегчающих работу с клиентами и в целом весь процесс сервисного производства.

     - организационно- технологические, связанные с новыми видами услуг, более эффективными формами обслуживания и организационными нормами труда.

     - управленческие, ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента.

     - комплексные, охватывающие одновременно разные аспекты и стороны сервисной деятельности.   

     Различают устаревшие и современные (или прогрессивные) формы обслуживания. Ниже рассмотрим ряд современных форм, используемых как в разных странах, так и в нашей стране в основном в потребительском сервисе.

     Абонементное обслуживание связано с заключением между производителем и потребителем договора, согласно которому потребителю при условии внесения систематической небольшой платы предоставляется право на оперативное обслуживание, проведение плановых профилактических процедур и т.п. Данная форма обслуживания широко применяется при ремонте бытовой техники, услугах банно- прачечных предприятий, парикмахерских и др.

     Бесконтактное обслуживание предполагает следующие операции: предприятие сервиса устанавливает в подъездах домов или общежитий контейнеры- накопители. Заказчики складывают в контейнер белье для стирки или одежду для химчистки вместе с заполненной квитанцией. Чистое белье или одежда доставляется на дом заказчику в оговоренное время и взимается плата за услугу.

     Обслуживание на дому широко применяется при ремонте крупногабаритной техники (стиральные машины, телевизоры, холодильники, крупная мебель и др.). По определенному адресу могут также привозить заказанные блюда предприятия питания (рестораны, кафе). На дому могут обслуживать своих клиентов юристы, врачи и др. Осуществляется такая услуга после заказа потребителя в заранее оговоренное время. Плата взимается после оказания услуги.

     Прием заказов по месту работы состоит в том, что на том или ином предприятии фирма бытового обслуживания организует прием заказов на некоторые виды услуг – химчистку, стирку, ремонт бытовых приборов, обуви и т.п. Туда же привозят отремонтированные и чистые изделия.

     Самообслуживание позволяет удовлетворить потребителям некоторые свои потребности в бытовых услугах собственными силами. На фабриках-химчистках, в прачечных за небольшую плату клиенту предоставляется в пользование техническое оборудование для самостоятельной стирки и чистки вещей; в гостиницах проживающим дают возможность самим приготовить чай или кофе.

     Выездное обслуживание заключается в том, что выездные бригады предприятия сервиса осуществляют услуги по месту жительства или работы. Данная форма обслуживания широко применяется для оказания услуг населению в сельской местности.

     Комбинированная (комплексная) форма обслуживания заключается в предложении максимального количества услуг на одном месте при обеспечении минимального расхода времени потребителей.

     Выше перечислены наиболее распространенные  формы обслуживания в торговле, бытовом и финансовом сервисе.  На самом деле их существует  гораздо больше. При этом в  каждом направлении и сегменте сервисной деятельности они варьируются и подчас неповторимы. Так, весьма многообразны формы обслуживания в торговле, в посреднической деятельности, в оказании медицинских, рекреационных или юридических услуг и т.п. Практика сервиса постоянно умножает эти формы, что вызвано не только конкуренцией, но и необходимостью удовлетворять все более умножаемые общественные запросы.

     Источниками инноваций могут быть различные организации инновационного профиля, отдельные разработчики - инноваторы, материалы наблюдения за лидерами рыночной среды, организованных в рамках бенчмаркинга. Однако большинство идей (около 80%) инициируется потенциальными потребителями. Это обстоятельство необходимость интеграции инновационной и исследовательской функции, когда в рамках маркетингового исследования предпринимаются попытки поиска инноваций.  
 
 

    1. Сервис  в  Кабардино-Балкарии    

     Для жителей нашей республики (как, впрочем, и других регионов страны) ежедневными вопросами при посещении предприятий сферы услуг являются:

     – какие услуги (товары) и по  какой цене можно приобрести?

     – как встречают клиентов на  предприятиях сервиса?

     – как общаются с клиентами  на предприятиях сервиса?

     – сколько времени затрачивается  на получение необходимой услуги (приобретение товара)?

     Запросы клиентов, в основном, сводятся  к следующему: получить услугу (товар)  в наикратчайшее время, без  лишних затрат сил и за приемлемую  цену, в комфортной обстановке. По  тому, как решаются эти вопросы,  и судят о качестве обслуживания.

     Опрос клиентов сервисных фирм показал, что они ожидают фактов, а не фантазий; исполнения, а не пустых обещаний. В процессе исследований не удалось выявить никаких признаков того, что клиенты когда-либо руководствовались из ряда вон выходящими ожиданиями. Это подтверждают комментарии участников фокус - групп: Клиенты авторемонтной мастерской: компетентность (Установи причину с первого раза), объяснение (Объясни, почему необходим данный ремонт, приведи четкие аргументы), уважение (Не обращайся со мной, как с бессловесным существом). Постояльцы отелей: обеспечьте чистую комнату (не стоит класть длинноворсовый ковер, который невозможно отчистить, с микробами там можно буквально за руку здороваться); обеспечьте безопасную комнату (Надежный замок и чистый глазок); обращайтесь со мной, как с гостем (Порой тебя осматривают настолько придирчиво, словно решают, давать тебе комнату или нет); держите слово (Они сказали, что комната будет готова, но в результате я оказался без комнаты). Страхование автомобилей: держите меня в курсе (Об изменениях в Законе «о страховании» я должен был узнать не из газеты); будь на моей стороне (Не хочу, чтобы со мной обращались как с преступником, в случае наступления страхового случая); честная игра (Не отворачивайтесь от меня, как только что-нибудь происходит не так); оградите меня от катастрофы (мое состояние должно быть застраховано на случай форс-мажорных обстоятельств); обеспечьте своевременность предоставления услуг (Я хочу быстрого рассмотрения жалоб).

     Нетрудно заметить, что ни одно из положений не дает оснований предполагать завышенных, необоснованно высоких требований, которые некоторые из руководителей приписывают современным потребителям.  

     Когда что-то происходит не так, и с оказанием услуги возникают проблемы, доверие клиента может пошатнуться. В этот момент важно не ошибиться: верный шаг поможет поправить положение дел, а неверный - ухудшить. У нас чаще всего шаги оказываются неверными: компании не убеждают клиентов в возможности разрешения проблемы и не испытывают энтузиазма, если клиент настаивает на этом сам. Они не занимаются специальной подготовкой персонала или занимаются недостаточно; они не предоставляют работникам автономии для решения проблем; наконец, они не стремятся создавать информационные системы, которые позволили бы накапливать опыт разрешения критических ситуаций. Это основные, но далеко не все проблемы современного сервиса в Кабардино-Балкарии.

     Если у клиента появляется  проблема, то возможны три варианта  развития событий: клиент подает жалобу, и он удовлетворен ответом компании; клиент подает жалобу, и он не удовлетворен реакцией компании; клиент не подает жалобу и остается неудовлетворен. Большинство клиентов не подают жалоб, чтобы избежать конфронтации. Однако многие остаются наедине с неразрешенной проблемой, так как не имеют возможности обратиться в компанию или не уверены, что на их просьбу будет хоть какой-нибудь отклик. То, что клиент, даже встретившись с серьезной проблемой, может не обратиться в компанию, было подтверждено исследованиями, которые показали, что в 31% случаев потребители не жаловались, смирившись с потерей своих денег от некачественных товаров.

    А ведь легче всего организации сферы услуг выделиться, предложив услуги более высокого качества, чем у конкурентов. Как и производители до них, некоторые отрасли обслуживания уже присоединились к революционному движению за всеобщее качество. Осталось только фирмам понять, что, предлагая услуги самого высокого качества, они получат устойчивое конкурентное преимущество, которое приведет к увеличению продаж и прибыли. Правда, предложение услуги более высокого качества неминуемо повлечет за собой увеличение издержек. Однако инвестиции обычно окупаются, поскольку наиболее полное удовлетворение покупателей приводит к их устойчивой приверженности и увеличению продаж. Широкая номенклатура услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области обслуживания потребителей.            

     Аксиома: качество определяет потребитель. Качественная реализация сервиса зависит от того, насколько слаженно работают все элементы цепочки процесса оказания услуг. Это такие элементы, как персонал, выполняющий отдельные операции, оборудование, на котором работает персонал, а также «физическое окружение» процесса обслуживания. Сбой на любом из участков этой цепочки почти всегда вызывает снижение качества. Очень часто ответственность за невысокое качество обслуживания падает на контактный персонал, хотя истинная причина кроется в неправильной организации процесса «производства». Картина складывается из мелочей: представьте себе примерочную в магазине только с одним крючком для одежды, или даже совсем без крючков; несмотря на то, что по здравому смыслу их должно быть не меньше двух: для нашей одежды и для примеряемой, описанная ситуация у нас не столь редка. К немаловажным мелочам стоит отнести и освещение гостиничных номеров, настолько плохое, что в отсутствие дневного света невозможно читать (шить, писать и т.д.); или, например, банковские выписки, совершенно непонятные рядовому пользователю.   

     К сожалению, многие руководители организаций сферы обслуживания не придают большого значения нематериальным составляющим качества, а делают основной упор на наименее важном - на внешних атрибутах, предполагая, что это позволит скрыть огрехи в оказании непосредственно услуги.

     Сегодня в Кабардино-Балкарии перед сервисом стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры. Множество новых аспектов культуры сервиса приобретают в наши дни всеобщий, интернациональный характер. В этой связи в первую очередь следует указать на рациональные требования к культуре труда, связанные с технической и технологической стороной сервиса, с качеством и динамикой его развития, с психологией и этикой обслуживания.      
 
 
 
 
 
 

   
 

Заключение    

     Наше общество переживает период, когда многие формы обслуживания советского периода утрачивают преимущества и исчезают, а им на смену приходят новые формы обслуживания, распространенные в мире. Такие процессы особенно отчетливо видны на примере банковского обслуживания, туристских услуг, услуг связи и сделок с недвижимостью, ресторанного бизнеса, услуг и сфере культуры и т.п. Эволюция российской сферы услуг была подробно рассмотрена в первой главы данной работы.

     Переходный период создал ситуацию интенсивного поиска тех форм обслуживания, которые были бы пригодны для нашего потребительского рынка в кризисных условиях. В 90-х годах в крупных городах и в провинции возродились и широко функционировали некоторые формы обслуживания, которые, казалось, уже ушли в прошлое. В их возрождении заинтересованы, прежде всего, многие индивидуальные предприниматели, а также социальные группы потребителей с низкими и средними доходами. Так, во многих городах получила распространение мелкая розничная торговля не только на улицах, но и в городском, пригородном транспорте, на рынках. Дилеры, распространяющие предметы повседневного спроса (косметику, упаковки чая и кофе, бытовые мелочи и др.), проникают в учреждения и на предприятия, предлагают их персоналу свой товар.

     Развитие в нашем обществе, как  современных форм обслуживания, так и простейших разновидностей услуг свидетельствует о том, что в стране стали срабатывать факторы, которые недооценивались в советский период, несмотря на их предельную важность, - быстрота обслуживания, доступность услуг, облегчение деловой коммуникации между производителями и потребителями.

Информация о работе Свременный сервис: проблемы и перспективы развития