Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:39, контрольная работа
Современную экономику можно с увереностью назвать «инновационной экономикой». Разработка и внедрение новых видов продуктов, технологий и услуг становится одним из ключевым факторов конкурентоспособности и основной стратегией предприятий. Для того, чтобы в полной мере понять что же такое «Инновационная стратегия», я начинаю свою контрольную работу с более общих определений.
Инновация2 (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Введение……………………………………………………………… .2
Понятие инновационная стратегия…………………………………. .4
Виды инновационных стратегий…………………………………….. 7
Выбор и разработка инновационной стратегии…………………….. 9
Список используемой литературы…………………………………. .19
В этой связи необходимо отметить, что инновационная стратегия предприятия тесным образом связана с производственной стратегией, или стратегией производства предприятия, обеспечивающей выпуск продукции на основе использования новых технологических и технических решений. Таким образом, процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:
1.Выработка миссии организации. Миссия — это главная цель организации, выражающая ее предназначение. Она содержит принципиальные основы ее управления как целостной системы. Миссия служит основой выработки целей — ориентиров, которые, в свою очередь, необходимы для последующего процесса принятия управленческих решений.
2.Формулирование инновационных целей, адекватных потенциалу и не противоречащих организационной цели. Цели организации — это желаемые конечные результаты его деятельности. Цели вырабатываются для осуществления миссии организации. Совокупность целей успешно функционирующей инновационной организации представляет собой систему, иерархическое дерево, включающие цели организации в целом, ее отдельных структурных подразделений, различные функциональные цели.
3.Анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;
4.Обоснованный выбор направлений инновационной стратегии, соотнесённой с выбранной целью.
5.Реализация и корректировка инновационной стратегии. Реализация любой инновационной стратегии связана с необходимостью перестройки организации или ее реструктуризацией в сочетании с текущими производственными процессами. Инновационные изменения необходимо сочетать с жизненными циклами изделий, технологий, организации. Поэтому надо обеспечить согласование интересов стратегического, научно-технического, маркетингового, финансового и производственного менеджмента.
6.Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика. В качестве модели, как правило, принимаются следующие типы инвестиционной стратегии:
7. Наступательные инновационные стратегии – характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственна малым инновационным организациям.
8. Оборонительные инновационные
стратегии – направлены на то, чтобы удержать
конкурентные позиции организации на
уже имеющихся рынках. Главная функция
такой стратегии – активизировать соотношение
"затраты–результат" в инновационном
процессе. Данный тип стратегии требует
интенсивных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
9. Имитационные инновационные стратегии
– используются организациями или организациями,
имеющими сильные рыночные и технологические
позиции, которые не являются пионерами
в выпуске на рынок тех или иных нововведений.
Суть модели в том, что при производстве
копируются основные потребительские
свойства (но не обязательно технические
особенности) нововведений, выпущенных
на рынок малыми инновационными организациями
или организациями-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа
"время - деньги".
Выбор инновационной стратегии с учетом
жизненного цикла продукта учитывает
следующее12:
1. Зарождение. Этот
переломный момент характеризуется появлением
зародыша новой системы в среде старой
или исходной, что превращает ее в материнскую
и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь
перелом состоит в том, что реально появляется
новая система, сформировавшаяся в значительной
степени по образу и подобию систем, ее
породивших.
3.Утверждение.
Переломом является возникновение сформировавшейся
(взрослой) системы, которая начинает на
равных конкурировать с созданными ранее,
в том числе и родительской. Сформировавшаяся
система стремится самоутвердиться и
готова к тому, чтобы положить начало появлению
новой системы.
4. Стабилизация.
Перелом во вступлении системы в такой
период, когда она исчерпывает свой потенциал
дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение. Переломный
момент, состоящий в начале «увядания»
системы, в появлении первых симптомов
того, что она прошла «апогей» своего развития:
молодость и зрелость уже позади, а впереди
старость.
6. Падение. Во многих
случаях отмечается снижение большинства
значимых показателей жизнедеятельности
системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход. Этот переломный
момент характеризуется завершением снижения
большинства значимых показателей жизнедеятельности
системы. Она как бы возвращается к своему
исходному состоянию и подготавливается
к переходу в новое состояние.
8. Деструктуризация.
Перелом выражается в остановке всех процессов
жизнедеятельности системы и либо в использовании
ее в другом качестве, либо в проведении
технологии утилизации.
Далее следует локальный
уровень, определяющий НТПл, – то есть
к уровню фирмы, производства и т. д. Согласно
современной экономической науке, в каждый
конкретный период времени конкурентоспособная
производственная единица (фирма, предприятие),
специализирующаяся на выпуске продукции
для удовлетворения определенной общественной
потребности, вынуждена работать над товаром,
относящимся к трем поколениям техники
– уходящему, господствующему и нарождающемуся
(перспективному).
Полный цикл жизни отдельного
поколения техники (от первых научных
разработок принципа действия до снятия
с промышленного производства) в условиях
рыночной экономики, как правило, формируется
разнонаправленными усилиями множества
предприятий и фирм. Он охватывает как
минимум три частных цикла: научный, изобретательский
и производственный. Названные циклы на
протяжении жизни одного поколения техники
друг за другом последовательно, но с некоторым
взаимным наложением во времени.
Многочисленными исследованиями
доказано, что между этими циклами имеется
статистическая связь через временной
лаг, равный определенному средневероятному
промежутку времени. Этот лаг располагается
между моментом появления технического
решения (либо между моментом оформления,
регистрации технической идеи, проекта
и т.д., например, получением патента на
изобретение) и моментом максимального
объема использования этой идеи, проекта
и т.д. в промышленности. В связи с этим
научно-техническая политика предприятия
(фирмы) должна тщательно отслеживать
отечественные и мировые тенденции развития
науки и техники. Чтобы успешно решить
эту задачу, нужно уметь анализировать
потоки документов (информации).
Существующий методический
аппарат выявления мировых и отечественных
тенденций развития науки и техники на
базе анализа массивов документов в конечном
счете можно свети к следующим пяти методам14:
1. Метод структурно-
Этот метод предназначен
для выявления внутреннего
2. Метод определения
Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.
3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
4. Метод терминологического и лексического анализа
Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).
5.Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.
Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.
Второй блок – разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.
Для предприятий, слабо закрепившихся
в быстрорастущих отраслях, ситуация
требует дополнительного
Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция / рынок:
Таблица 1.Матрица продукция / рынок
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принимая ту или иную стратегию,
руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма считает
приемлемым для каждого из принимаемых
решений?
2. Знание прошлых стратегий и результатов
их применения позволит фирме более успешно
разрабатывать новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи
терпели неудачу потому, что были предложены
к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция на владельцев. Стратегический
план разрабатывается менеджерами компании,
но часто владельцы могут оказывать силовое
давление на его изменение. Руководству
компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления
Список используемой литературы
1.Гермогенова Л.Ю.
2.Инновационный менеджмент:
Учебное пособие/ Под ред. Д.э.
3.Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[К.В. Балдин и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
4.Ламбер Жан-жак, Стратегический маркетинг. Европейская перспектива // Пер. с французского - СПб.: Наука, 2006.
5.Фатхутдинов Ф.Ф. Инновационный менеджмент. Учебник,
6.http:www.dist-const.ru