Стратегическое планирование корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Содержание

Введение

1. Понятия и этапы стратегического планирования в крупных компаниях

2. Сущность и применение стратегического планирования

3. Корпорация как система управления

4.Внешняя и внутренняя среда корпорации

5.Матричные методы стратегического планирования деятельности компании

6.Характеристика матрицы Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реф на тему страт.планирование корпорации.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     

     

     

     

       
 
 

     Применение  планирования деятельности фирм и её деловых отношений создает следующие важные преимущества:

     • делает возможной подготовку к использованию  будущих благоприятных условий;

     • проясняет возникающие проблемы;

     • подготавливает фирму к внезапным  изменениям во внешней среде;

     • стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе;

     • улучшает координацию действий в  организации;

     • создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

     • увеличивает возможности в обеспечении  фирмы необходимой информацией;

     • способствует более рациональному  распределению ресурсов;

     • четко формализует обязанности  и ответственность участников фирм;

     • улучшает контроль в организации.

     Общие конкурентные стратегии.

     М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный  характер и применимы в отношении  любой конкурентной силы. Это —  преимущество в издержках, дифференциация, фокусирование.

     Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий, как ценовой политике, так и при определении уровня доходности. Стратегия снижения издержек широко применялась на ранних стадиях развития рынка, в конце XIX—начале XX века. Сегодня она приобрела новую популярность в связи с тем, что развитые рыночные экономики вступили в так называемую «эпоху дефляции», означающую общее снижение цен и в том числе доходов населения.

     Дифференциация  означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами, которые чаще всего бывают, закреплены торговой маркой. Иногда уникальность товара не ведет дальше простой декларации, тогда можно говорить о мнимой дифференциации. Эта стратегия получила повсеместное распространение в развитых экономиках во второй половине XX века по причине насыщения и индивидуализации потребительского спроса.

     Фокусирование — это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей (например, только на пожилых покупателях или только на обеспеченных, или же на пожилых обеспеченных покупателях), определенной группе товаров или ограниченно на географическом секторе рынка.

     Каждая  из основных стратегий требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определенных управленческих действий. 

     3. Корпорация как система управления 

     В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства  является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

     Корпорации  объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации  производства. Они также содействуют  концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.

     Наиболее полное определение дано в Большом коммерческом словаре: "корпорация (corporation - объединение, сообщество) - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

     Корпорация - одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Она может выступать в форме, как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а также функционировать в форме, как простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, например холдинговой компании. Корпорация представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.

     Системный подход к организации и управлению корпорацией является способом взаимосвязи отдельных составляющих в единую композицию.

     Системой  называют совокупность взаимосвязанных  элементов, предназначенную для  достижения определенной цели. Существование  и функционирование систем обусловлены  рядом закономерностей: целостностью, интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.

     В практике используют два типа систем - закрытые и открытые. Если для закрытой системы характерны более или  менее жестко фиксированные границы  и независимость от внешней среды, то открытая система тесным образом взаимодействует с внешней средой, откуда она получает энергию, информацию, материалы. Кроме того, открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде для самосохранения и дальнейшего функционирования. Корпорация представляет собой открытую систему, поскольку ее выживание зависит от внешнего мира.

     Системы разрабатываются и управляются  на основе следующих принципов:

  • функционально-системный, когда системообразующим фактором является конечный результат (цель);
  • вероятностно-статистический, основанный на концепциях фактора массовости наблюдений и состояний системы, перехода от изучения частных явлений к обобщению, взаимосвязанным и общим явлениям;
  • имитационно-моделирующий, позволяющий выразить структуру корпорации в виде модели и описать изменение ее состояний как системы в зависимости от изменения критериев оценки и целей;
  • интерактивно-графический, основанный на экономико-математическом моделировании и применении современных технологических средств обработки информации;
  • инженерно-психологический, позволяющий учитывать психологическое состояние человека при принятии решений;
  • инженерно-экономический, обеспечивающий точный прогноз количественных и качественных результатов (прибыль, себестоимость, эффективность и т.д.)

     Корпорация  представляет собой сложную социально-экономическую  и техническую систему, интегрирующую  разнообразные ресурсы и факторы, людей, предприятия, объединившихся для  осуществления совместной деятельности и достижения общих целей. В социально-экономической системе главным и наиболее активным элементом выступает человек. В основе этой системы лежит совокупность общественных, коллективных (групповых) и личных интересов, которая оказывает влияние на ее состояние и развитие. Рациональные системы являются жизнеустойчивыми, подвижными, имеют способность к самоуправлению и самоорганизации.

     Корпорации  относятся к динамическим системам, которые постоянно меняют свои параметры  во времени и являются многоуровневыми, состоящими из входящих в них организаций (подразделений). Каждую организацию (подразделение) в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную экономическую систему.

     Корпорации  принадлежат к развивающимся  системам, в которых одновременно протекают процессы функционирования и развития. В процессе функционирования они реализуют свою основную производственную функцию, в процессе развития проходят качественные преобразования в производственной деятельности.

     Корпорации  относятся к стохастическим системам, поведение которых можно предсказывать только в вероятностных категориях. Вероятностный характер корпораций обусловлен как общей политической и экономической ситуацией в стране и другими переменными факторами внешней среды, так и наличием неопределенности в поведении системы и ее элементов. Общей целью системы корпоративного управления является обеспечение стабильной эффективной работы корпорации.

     Структура системы - это совокупность конкретных взаимосвязанных элементов, которые  с присущими только им свойствами составляют определенную целостность.

     Экономические производственные системы обладают рядом особенностей, отличающих их от иных систем. К таким особенностям можно отнести:

  • (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
  • уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
  • способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
  • возможность противостоять разрушающим систему тенденциям;
  • способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • возможность и стремление к формированию целей внутри системы.

     4. Внешняя и внутренняя среда корпорации 

     Состояние системы определяется множеством различных факторов, описывающих как ее внешнюю, так и внутреннюю среду.

     Корпорация  представляет собой договорные объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности любому из участников. Таким образом, объектами корпоративного управления обязательно являются акционерные общества, а также та часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отдельно от собственности.

     Корпоративное управление - это сложная система экономических отношений, которая включает множество внутренних и внешних элементов. Его субъектами выступают непосредственные собственники корпоративных прав: граждане, юридические лица, государство, которые и осуществляют регулирование их движения.

     Значимость  внешней среды стала учитываться  как экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит  немецкому исследователю Х. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему, обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и в нерыночные сферы общественной жизни.

     Внешняя среда корпорации - это силы, внешние по отношению к корпорации, которые воздействуют на ее результативность.

     К функциональным областям внешней среды  корпорации относятся:

  • социальная среда - рост населения, развитие культуры и образования определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства благ и услуг;
  • правовая среда - корпорации работают в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются законодательство, контрастное право, защита потребителя;
  • государственная среда - государство в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок);
  • политическая среда - внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут оказывать воздействие на операции в сфере международного бизнеса;
  • технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;
  • экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;
  • ресурсная среда - необходимо научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды.

Информация о работе Стратегическое планирование корпораций