Стратегический маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение стратегического маркетинга.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие стратегического маркетинга и его стратегии
- рассмотреть процесс стратегического планирования на предприятии.

Содержание

Введение………………………….………………………………………..........................3
1 Понятие стратегического маркетинга и его стратегии..................................................5
1.1 Понятие стратегического маркетинга …………..…………………………….5
1.2 Стратегии маркетинга ………………………………………………………....6
2 Процесс стратегического планирования на предприятии..........................................11
2.1 Стратегические альтернативы предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям ……………………………………………………………………11 2.2 Постановка целей и задач при выборе стратегии с учетом действия различных факторов …………………………………………………………………….14
2.3 Учет, анализ и прогноз внешних факторов при выборе стратегии……….16
Заключение…….…………………………….…………………………...........................21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……….………....…………………………..........25

Работа содержит 1 файл

Стратегический маркетинг.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Стратегические и конъюнктурные  приоритеты маркетинга реализуются в процессе управления маркетингом.

Концепции управления маркетингом.                             

В отечественной литературе по маркетингу-английский термин «marketing management» переводится как «управление маркетингом» или «управление маркетинговой деятельностью»1.

Управление маркетингом базируется на ряде концептуальных подходов.

Концепция совершенствования производства исходит из того, что значительная часть потребителей предпочтут товары, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, организация должна сосредоточить усилия на совершенствовании производства, повышении его экономической эффективности и снижении цены на продукцию.

Концепция совершенствования товара основывается на мнении, что часть  потребителей заинтересована в товарах, отвечающих наивысшему качеству и обладающих лучшими эксплуатационными характеристиками. В этом случае организация должна сосредоточиться на постоянном совершенствовании товара. При этом реализация товара позволяет минимизировать усилия по стимулированию сбыта.

Концепция интенсификации коммерческих усилий исходит из того, что товары организации будут покупать в  достаточных количествах только в результате значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция координации маркетинга отражает мнение, что главным условием достижения целей организации являются скоординированные действия, направленные на удовлетворение нужд своих потребителей более эффективными способами, чем у конкурентов.

2 Процесс стратегического планирования  на предприятии

2.1 Стратегические  альтернативы предприятия в условиях  перехода к рыночным отношениям

Особенностью современных  условий планирования для                   предприятия является поиск путей, направленных на создание    конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. Американский исследователь М. Портер, отмечает, что к успеху в условиях жесткой конкурентной борьбы могут привести следование одной из рыночных стратегий функционирования1:

а) стратегия лидерства  в снижении издержек;

б) стратегия дифференциации;

в) стратегия фокусирования.

Стратегия лидерства  в снижении издержек ориентирует                   организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных издержках, Реализация такой стратегии на практике    осложняется рядом обстоятельств, в частности, инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль, отсутствием однозначной связи в современных условиях между ростом масштабов деятельности и снижением затрат, невозможностью зачастую быстро переориентировать массовое производство следствие его инерционности, привлекательностью стратегии для конкурентов.

Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации    предприятия своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где оно пытается достичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть самыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. В то же время дифференциация обычно связана со значительными затратами, поэтому даже при ориентации на нее предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия фокусирования  основывается на выборе какого-то из сегментов  отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных, выше стратегий. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также возможности сравнительно легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.

Предприятие не сумевшее направить свою стратегию по одному из этих направлений, оказывается чрезвычайно  уязвимым в стратегическом отношении оно испытывает нехватку инвестиций и вынуждено сокращать масштабы своей деятельности.

Не менее важным в условиях выживания  является необходимость следования предприятия маркетинговым стратегиям. Можно выделить четыре основных вида маркетинговых стратегий1:

1. недифференцированный маркетинг,

2. концентрированный маркетинг,

3. сегментация (позиционирование) товара,

4. дифференциация товара.

Недифференцированный маркетинг  включает такие характеристики как единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. Следуя этой стратегии предприятие выпускает один или всего лишь несколько стандартных видов товаров, реализуемых на всех рынках однотипно. Преимуществами такой стратегии являются большая степень экономичности, так как издержки по производству товара и организации сбыта сведены к минимуму за счет больших масштабов производства. Недостатками является отсутствие возможности выйти на другие аналогичные сегменты рынка, то есть не используются благоприятные условия рыночной конъюнктуры, при этом повышен уровень риска.                          

Концентрированный маркетинг включает такие характеристики, как единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. В этом случае предприятие концентрирует   свою деятельность на одном сегменте                        рынка.

Преимущества: вследствие значительных масштабов производства затраты на производство товаров и рекламу сокращены (но в меньшей степени, чем при недифференцированном маркетинге).

Недостатки: как и в случае недифференцированного маркетинга, отсутствует распределение риска.

Сегментация (позиционирование) товара включает такие характеристики,          как различная номенклатура товаров, имеющая дивергентный характер. Компания производит разные виды товаров, каждый из которых направлен на удовлетворение соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры.   

Преимущества: широкая зона охвата рынка, высокая степень распределения риска.

Недостатки: значительные издержки на производство товарной единицы, большие  расходы на рекламу.

Дифференциация товара - единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров с "псевдодифференциацией". Эта стратегия предполагает ряд характерных моментов1:

- компания производит в основном один и тот же товар, но с небольшими изменениями (например, с разной маркировкой, цветом  и т.п.), в том числе в организации сбыта (в соответствии с сегментами рынка);

- компания производит один и тот же товар, но с изменениями в области организации его сбыта.

Преимущества: издержки на производство товарной единицы                         невысоки (в отличие от расходов на организацию сбыта), большая доля охвата     рынка.

Недостатки: поскольку  объявленные преимущества продукции  могут не соответствовать действительности, покупатели могут менять одну марку  товара на другую, стремясь получить выгоду от обмена. Поэтому успех этой стратегии зависит от того, насколько потребитель верит, что объявляемые преимущества реальны.

Для реализации маркетинговых  стратегий большое значение имеет разработка ее основных коммуникационных задач, которые  сами могут быть сформулированы как стратегические концепции предприятия.

Стратегии коммуникации и стимулирования.

Разрабатываются специалистом по планированию, работающим   вместе с представителем предприятия, который будет отвечать за реализацию данного проекта.

Эти специалисты изучают все аспекты    товара, рынка, каналов сбыта, плановое задание по прибыли и фонд ассигнований на рекламу товара; затем составляют план рекламной кампании. Стратегия - это результат долгих размышлений всех, кто имеет отношение к товару.

2.2 Постановка  целей и задач при выборе  стратегии с учетом действия  различных факторов

      При принятии решения о выборе маркетинговой стратегии на предприятии используется ряд методов, которые помогут с помощью диаграмм упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения:

- диаграмма “оценка  целей”;

- матрица определения  проблемы;

- лист проверки воздействия;

- оценка степени зависимости  от покупателей;

- оценка степени зависимости от поставщиков;

- анализ поля сил;

- и др.

      Определение  соответствующих целей для организации является ключом для разработки успешной стратегии. Цели не должны концентрироваться на решении проблем, не должны быть чрезмерно ограниченными. Все цели должны быть разумными SMART. Для их описания используется аббревиатура из первых букв английских слов: (Specific - конкретными, Measurable -измеримыми, Achievble -  достижимыми, Relevant- соотнесенными с возможностями, Timed - ограниченными по времени). Точно так же цели должны казаться реальными тем, кто, как предполагается, будет работать для их достижения.

       Метод “Анализ поля сил”  отражает идею существования в организации сил, действующих “за” и “против” изменения. Данный метод поможет определить силы, которые содействуют проведению изменения, нужного для достижения поставленных целей, или мешают этому. Необходимо попытаться определить все силы, поддерживающие или поощряющие изменение, и оценить их относительную величину.

      Cилы (или активы), работающие на изменения, могут включать в себя новые законы; изменения в экономической политике; новые возможности рынка; изменения в ожиданиях потребителей. Они сами по себе являются изменениями и, следовательно, предоставляют благоприятные возможности для тех, кто действует в их рамках. Затем необходимо выявить сдерживающие силы - силы, которые сопротивляются изменениям и могут препятствовать продвижению по направлению к целям. Это может быть, к примеру, эгоистический интерес; внутренняя политика на предприятии; недостаток понимания; страх перед технологией; нетерпимость к изменениям. 

          Одним из методов, к которому прибегают при выборе маркетинговой стратегии является  диаграмма “оценка целей”.

   Необходимо ясно представлять как сформулировать цели для создания моста между настоящей и будущей реальностями. Цели являются способом перехода к лучшей ситуации, а стратегии это основные направления движения. Один из методов определения проблемы - матрица определения проблемы.

       Другой метод - лист проверки воздействия. Эта форма проверки включает в себя анализ запланированных шагов и возможных неприятностей, которых можно ожидать на каждом этапе. Это форма “запланированного предвидения”, показывающая, как запланированные проблемы могли бы быть решены. Существует ряд очевидных выгод от прогнозированных сбоев. Такой метод обеспечивает очень подробный контроль за развитием плана и набор практически готовых решений проблем, которые могут возникнуть.

2.3 Учет, анализ  и прогноз внешних факторов при выборе стратегии

      При выборе стратегии необходимо рассмотреть как воздействие этой стратегии на окружающую среду, так и действие на предприятие со стороны внешней окружающей среды.

      При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Имеет смысл заранее знать, где это может произойти, и продумать способы предотвращения возможного ущерба. Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная “Анализ STEP - факторов”. Аббревиатура СТЭП (STEP) составлена из первых букв слов: Социальные (Social), Технологические (Technological), Экономические (Economic), Политические (Political). Это мнемоника - всего лишь простой способ запомнить факторы, воздействующие на организацию.

      К социальным факторам относится, например, человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня , в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы1:

- стойкая приверженность  основным традиционным культурным  ценностям;

- субкультура в рамках  единой культуры;

- временные изменения  вторичных жизненных ценностей;

- мнение супружеских  пар о размере семьи;

- отношение людей к  употреблению алкогольных напитков.

      Первый из перечисленных факторов влияет на большинство организаций. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

      Технологические факторы.

Одной из влиятельных  сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается  ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Ниже перечисленые товары, не существовали еще 20 лет назад:

- персональные компьютеры;

- компакт-диски;

- цифровые аудио магнитофоны;

- видеокамеры;

- факсимильные аппараты;

Информация о работе Стратегический маркетинг