Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:05, курсовая работа
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, управляющие по новым и марочным товарам и т.п.
Объектом исследования выступает производственно-сбытовая деятельность фирмы «Молочный комбинат».
В случае, когда система предусматривает участие в сбыте торговых посредников и отличие между производителем и конечным потребителем опосредованы, такая их связь носит название косвенного. Такие каналы строятся на использовании опыта посредников и различных форм сотрудничества с торговой сетью. Здесь фирма перекладывает значительную часть издержек по сбыту и соответствующую долю риска на формально не зависимых контрагентов, снижая контроль за товародвижением, и, как следствие, уступает им часть коммерческой выгоды.
При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длины и ширины:
По количеству посредников на каждом уровне каналов сбыт может носить характер интенсивного селективного или исключительного.
Очевидно, что по мере движения товара по каналам сбыта с участием посредников, его физическому перемещению может сопутствовать и передача прав собственника. В этом случае полнота передаваемых посреднику прав на товар, форма передачи, степень его ответственности и риска различны. Соответственно этому посредники типизируются, а каналы с их участием приобретают сложную структуру [21, C.114].
Широко распространены типы посредников:
Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть:
При этом
инициатором создания такого структурно
- сложного канала распределения может
выступать любой уровень - производитель,
оптовый или розничный
Таким
образом, товародвижение (фирмы) производителя
- это деятельность, направленная на
организацию движения потока товара
к конечному потребителю, целью которой
является создание условий для превращения
потребности потенциального покупателя
в реальный спрос на конкретный товар
и получение наибольшей прибыли предприятия
от сбыта своей продукции.
Система управления
сбытов на предприятии и его
Как известно из теории маркетинга, сбыт может быть прямым (продажа товара непосредственно потребителю), непрямым (продажа через посредников) и комбинированным. В зависимости от числа посредников канал сбыта может быть коротким (один - два посредника) и длинным (более 2-х посредников, последовательно перекупающие товар друг у друга).
Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры (табл.1.2).
При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.
При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки фирмы, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.
Маркетинговая политика фирмы в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является сам производитель и когда - посредник (табл.1.1).
Таблица 2 Различие политики сбыта производителя и посредника
Политика сбыта | Производителя | Посредника |
Ценовая политика | Единая отпускная
цена, стремление к единой розничной
цене.
Умеренная торговая наценка |
Дифференциация
цен с ориентацией на спрос, регион,
потребителя
Высокие торговые наценки розницы |
Продуктовая политика | Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к товарная инновация требует инвестиций | Выбор такого товара,
который пользуется спросом.
Посредник требует от производителя модификаций или нового товара |
Распределительная политика | Крупные заказы,
крупные постоянные посредники или
потребители.
Навязывание всего ассортимента |
Малые количества
заказа.
Востребование ассортимента, пользующегося спросом |
Рекламно-имиджевая политика | Продвижение своей
торговой марки.
Формирование имиджа производителя |
Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя |
Механизм
принятия решений о каналах
Как правило, в системе управления сбытом фирмы возникает такая проблема как отсутствие эффективного механизма управления сбытом, что порождает целую цепочку проблем: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановка производства и т.д. [4, C.119].
В этой связи, может быть сформулирована задача создания эффективной системы сбыта, базирующейся на единой маркетинговой стратегии фирмы. Данная задача разбивается на несколько локальных задач:
1. Исследование
сбытовых стратегий, которое
Это позволяет выявить сильные и слабые стороны системы сбыта, что позволяет определить возможности ее оптимизации, т.е. улучшения позиции фирмы на конкурентном рынке каждого вида продукции.
2. Формирование ценовой политики, оптимизация ценообразования, которые заключаются:
Это дает
возможность определения
3. Оптимизация товародвижения, которая заключается:
Это позволяет обеспечить максимальный объем продаж и минимизировать сбытовые издержки.
4. Проведение
анализа и оптимизация
Это позволяет
определить соответствие доли каждого
продукта в планируемом ассортименте
наиболее оптимальным ценовым
5. Проведение
анализа и формирование
Это
позволяет сформировать оптимальную
рекламную политику с учетом соответствия
рекламного бюджета фактическому объему
продаж и использования наиболее
эффективных каналов
6. Проведение
анализа и оптимизация
7. Разработка
систем управления и
Это позволяет, во-первых, обеспечить гибкое реагирование на требования рынка, во-вторых, осуществить более четкую координацию усилий по сбыту, реализовать возможность оперативного контроля, снизить возможности злоупотреблений и ошибок, в-третьих, сформировать единое видение сбытовой политики.
В целом, решение всех задач позволяет повысить качество управленческих решений фирмы в сфере маркетинга, в т. ч. выявлять риски в сфере управления сбытом для предотвращения причин их возникновения, освоить эффективное использование инфраструктуры товарных рынков с привлечением современных организационно-технических средств. А также повысить конкурентоспособность, привести к интенсификации продаж, расширению сбыта и обеспечению условий наибольшей прибыли фирмы от сбыта.
По мере того как фирма разрабатывает свой целевой рынок, она должна прогнозировать краткосрочный (на один год) и долгосрочный (на пять лет) сбыт своей продукции или услуг на этом рынке. Прогноз сбыта показывает, какой объем конкретного товара или услуги фирма собирается реализовать определенной группе потребителей в течение указанного периода времени при хорошо определенной программе маркетинга. Точно прогнозируя сбыт, фирма способна выделить области роста, разработать бюджет маркетинга, распределить маркетинговые ресурсы, измерить успех, проанализировать производительность продаж, следить за внешней средой, конкуренцией и модифицировать планы маркетинга.
Чтобы определить сбыт, компания должна первоначально изучить прогнозы отрасли, поскольку они обычно непосредственно влияют на реализацию. Затем потенциальный размер продаж определяет для фирмы верхний предел сбыта, основанный на возможностях в области производства и маркетинга. После этого прогноз сбыта детализирует реальный уровень продаж. Прогноз основывается на ожидаемом состоянии внешней среды и функционировании фирмы. На рис.1.1 показан процесс прогнозирования сбыта.
Прогноз сбыта должен учитывать демографические факторы (такие, как доход на душу населения и количество семей), экономические условия (такие, как ВНП и уровень инфляции), состояние конкуренции (уровень цены и рекламы), сбыт в прошлом году и другие переменные. При построении прогноза сбыта требуется точность. Прогноз должен разбивать продажи по отдельным группам и услугам, конкретным группам потребителей (совершеннолетние женщины), временным периодом (с января по март) и видам плана маркетинга (интенсивная реклама).
Рис.1.1 Разработка прогноза продаж
Компания имеет несколько альтернативных источников для получения данных, требующихся для прогноза сбыта. Правительство собирает и хранит информацию по динамике населения в стране в целом и по отдельным районам, объемам продаж по отраслям и типам товаров и по экономическим условиям. Отраслевые промышленные ассоциации предоставляют большой объем статистики по сбыту.
Фирма
может также получить данные от нынешних
и будущих потребителей, руководителей,
торгового персонала и
Методы прогнозирования сбыта могут быть простыми и очень сложными. Среди простых методов - анализ тренда, анализ доли на рынке, коллективные оценки специалистов или экспертов, опросы торгового персонала и опросы потребителей. Среди более сложных подходов - метод последовательных соотношений, метод наращивания рынка и методы статистического анализа. Сочетая два или более метода, фирма может разработать более адекватный прогноз сбыта и минимизировать слабые стороны, присущие любому одному методу.
При простом анализе тренда фирма прогнозирует сбыт на основе недавних или текущих показателей, например если сбыт фирмы увеличивался в среднем на 10% ежегодно на протяжении последних пяти лет, то она прогнозирует, что продажи будущего года превысят на 10% показатели этого года. Это самый простой в использовании метод, однако, его проблемы связаны с тем, что не учитывается прошлые колебания в продажах, состояние экономики, меняющиеся вкусы потребителей, конкуренция и насыщение рынка. Темпы роста компании могут измениться в результате действия этих факторов [22, C.14].
Анализ доли на рынке аналогичен простому анализу тренда, но фирма основывает свой прогноз на предположении, что ее доля в продажах отрасли не изменится. Однако все компании развиваются разными темпами. Несмотря на то что этот метод анализа имеет те же слабые стороны, что и предыдущий, он позволяет динамичной фирме или фирме с ухудшающимися показателями приспособить свой прогноз и маркетинговые усилия и в большей мере учитывает отраслевые данные.
Коллективные
оценки руководства или специалистов
используются в тех случаях, когда
руководство фирмы или другие
хорошо информированные люди встречаются,
обсуждают будущее и
На фирме наибольшие контакты с потребителями и окружающей средой имеет торговый персонал. Опросы торгового персонала позволяют компании получать хорошо структурированные данные; определять появляющиеся тенденции, сильные и слабые стороны в предложениях фирмы, стратегии конкурентов, сопротивление потребителей и черты массовых пользователей; разбивать прогнозы сбыта по товарным категориям, группам потребителей и районам. В то же время торговый персонал может иметь ограниченное видение, давать смещенные оценки и неправильно интерпретировать желания потребителей.
Многие считают, что наилучшим индикатором будущих продаж является отношение потребителей. Проводя опросы потребителей, фирма может получить информацию о намерениях совершить покупки, представлениях о будущем, уровне потребления, смене торговых марок, периоде и причинах совершения покупок. Однако бывает, что потребители не отвечают на вопросы фирмы и их поведение отличается от того, которое они указывают.
При использовании метода последовательных соотношений фирма начинает с общей информации о рынке и рассчитывает набор более конкретных данных о нем. Эти объединенные показатели составляют прогноз сбыта. Метод столь же точен, сколь точны данные, характеризующие каждый рыночный фактор. Тем не менее, он полезен, так как заставляет руководство анализировать прогнозы сбыта и получать различные виды информации.
Методу последовательных соотношений противостоит метод наращивания рынка, при котором фирма собирает данные с небольших отдельных сегментов рынка и агрегирует их. Например, этот метод позволяет компании, действующей в четырех городских регионах, разрабатывать прогноз, вначале оценивая продажи в каждом регионе, а затем объединяя их. Нужно учитывать, что вкусы потребителей, конкуренция, рост населения и средства массовой информации различаются по географическим регионам. Районы или группы потребителей одного размера могут обладать совершенно разными возможностями сбыта. Они не должны соединяться механически.
Пробный маркетинг обеспечивает форму анализа наращивания рынков, когда совокупный будущий сбыт оценивают на базе краткосрочных, географически ограниченных продаж нового товара или услуги. При этом компания обычно представляет их на одном или нескольких рынках на протяжении краткого периода времени. Во время испытания осуществляется полная маркетинговая кампания. Потом фирма прогнозирует будущий сбыт на основе продаж на пробном рынке. Необходимо учитывать, что пробные рынки могут не быть представительными для всех регионов. Более того, энтузиазм пробного рынка может не перейти на продажи во всей стране. Пробный маркетинг подробно описывается ниже.
Для
прогнозирования сбыта может
использоваться целый ряд методов
статистического анализа. Имитация
позволяет вводить различные
статистические данные в компьютерную
модель и разрабатывать прогнозы
при различных условиях и планах
маркетинга. При сложном анализе
тренда (анализ временных рядов) фирма
изучает прошлые колебания в
сбыте (сезонные и долгосрочные), циклические
(например, экономические условия) и
другие факторы при разработке краткосрочных
или долгосрочных тенденций сбыта.
При использовании методов
Дополнительные факторы. Методы и точность прогнозирования сбыта зависят в большой степени от новизны продукции фирмы. Прогноз уже существующего товара или услуги должен использовать анализ тренда, анализ доли на рынке, оценку руководства и экспертов и опросы торгового персонала. При отсутствии крупных изменений в экономике, конкуренции или вкусах потребителей прогнозы сбыта должны быть относительно точными.
Прогноз
сбыта для товара или услуги, новых
для фирмы, но уже известных в
отрасли, должен использовать данные отраслевых
ассоциаций, оценки руководства и
специалистов, опросы торгового персонала,
опросы потребителей и пробный маркетинг.
Прогноз сбыта на первый год должен
быть относительно точным и более
точным на последующие годы. Трудно
оценить продажи в первом году,
предсказать признание
Прогнозы
сбыта товара или услуги, новых
и для фирмы, и для отрасли,
должны опираться на опросы потребителей,
пробный маркетинг, опросы торгового
персонала, оценки руководства и
экспертов и имитацию. Прогнозы на
первые два-три года могут быть крайне
неточными, поскольку трудно измерить
скорость признания потребителями.
Более поздние прогнозы будут
точнее. Если даже первоначальный прогноз
сбыта будет неточным, он необходим
в силу причин, указанных выше: выявление
точек роста, составление бюджета,
распределение ресурсов, измерение
успеха, наблюдение за окружающей средой
и конкуренцией и составление
планов маркетинга.
2
ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО
2.1 Ресурсообеспеченность предприятия
Акционерное
общество «Молочный комбинат»
Возможность дальнейшего
увеличения объемов производства во
многом связана с уровнем
Таблица 3 - Ресурсообеспеченность ОАО «Молочный комбинат»
Факторы
производства |
Годы | Отклонение
2008 г. от 2010 г. | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1.Основные производственные фонды, тыс. руб. | 198000 | 241000 | 264000 | 66000 |
2.
Среднегодовая численность |
114 |
122 |
145 |
31 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что в рассматриваемой динамике размер ресурсообеспеченности ОАО «Молочный комбинат» имеет тенденцию к увеличению. Так в отчетном году по сравнению с базовым произошло увеличение основных производственных фондов на 66000 тыс. руб., а среднегодовой численности работников на 31 человек.
Важное
место в ресурсообеспеченности фирмы
занимает обеспеченность основным капиталом.
Рассмотрим состав и структуру данного
фактора производства.
Таблица 4 - Состав и структура основных производственных фондов ОАО
«Молочный комбинат»
Состав ОПФ | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 в % к 2008г. | |||
млн. руб | Уд. вес, % | млн. руб | Уд. вес,
% |
млн. руб | Уд.вес, % | ||
1. Здания | 80 | 40,4 | 110 | 45,6 | 125 | 47,3 | 156,3 |
2. Сооружения и передаточные устройства | 29 | 14,6 | 30 | 12,5 | 30 | 11,4 | 103,4 |
3. Машины и оборудования | 31 | 15,6 | 35 | 14,6 | 40 | 15,2 | 129,0 |
4. Транспортные средства | 25 | 12,5 | 30 | 12,4 | 30 | 11,4 | 120,0 |
5. Производствен-ный инвентарь | 15 | 7,6 | 15 | 6,3 | 15 | 5,7 | 100,0 |
6. Инструменты | 8 | 4,0 | 9 | 3,7 | 10 | 3,8 | 125,0 |
7. Прочие | 10 | 5,1 | 12 | 4,9 | 14 | 5,2 | 140,0 |
8. Итого | 198 | 100 | 241 | 100 | 264 | 100 | 133,3 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что за рассматриваемый период размер основных производственных фондов увеличился на 33,3 %, при этом наибольший прирост фондов отмечается по машинам и оборудованию, зданиям и прочим основным производственным фондам. В то же время в составе основных производственных фондов осталось неизменным наличие сооружений и производственного инвентаря.
Наибольший удельный вес, в отчетном году, в структуре фондов занимают здания – 47,3 %. Сравнивая данную структуру основных производственных фондов с базовым периодом, следует отметить увеличение удельного веса в общем размере основных производственных фондов по зданиям, и прочим основным производственным фондам.
В то же время за этот период снизилась доля таких видов основных производственных фондов как сооружения и передаточные устройства, инструменты.
Большое
значение для результатов деятельности
фирмы имеет уровень и
Таблица
5 - Уровень и эффективность
производственных фондов в ОАО «Молочный комбинат»
Показатели | Годы | Отклонение 2010г. от 2008г. | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1. Фондовооруженность, тыс. руб. | 1736,8 | 1975,4 | 1820,7 | 83,9 |
2. Фондоотдача, руб. | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,1 |
3. Фондоемкость, руб. | 2,4 | 2,1 | 2,0 | -0,4 |
4. Фондоретабельность, % | 2,9 | 3,5 | 3,6 | 0,7 |
Как видно из таблицы 5 эффективность использования основных производственных фондов за рассматриваемый период имеет тенденцию к повышению лишь фондовооруженность, которая по сравнению с базисным годом выросла на 83,9 тысяч рублей, и с фондорентабельностью, чей прирост в отчётном году по сравнению с базисным составил 0,7 %. При этом фондоемкость сократилась на 0,4 тысяч рублей. Наблюдается незначительное повышение фондоотдачи на 0,1 тысяч рублей.
Другим
немаловажным фактором производства выступают
наличие и использование
Таблица 6 -
Наличие и уровень
Показатели | Годы | 2010 в % к 2008 | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1. Среднегодовая численность работников, чел. | 114 | 122 | 145 | 127,2 |
2. Стоимость ТП в сопоставленных ценах 2008г. тыс. руб. | 84080 | 103952,9 | 117750,8 | 140,1 |
3. Получено ТП в сопоставимых ценах на 1 работника | 737,5 | 852,1 | 812,2 | 110 |
Продолжение таблицы 6 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Получено
ТП в единицу рабочего времени, |
373,0 | 391,9 | 369,2 | 99 |
5. Трудоемкость
молока,
% |
70,0 | 70,0 | 80,0 | 114,3 |
Как
следует из данных таблицы 6, уровень
производительности труда в анализируемом
предприятии, в отчетном году возросла
по сравнению с базисным на 10%. Так же, отмечается
рост численности работников, который
составил 27,2%. Возросла стойкость товара
в сопоставимых ценах, разница между отчетным
и базисным годом составила 40,1%. Количество
товарной продукции, производимой в единицу
рабочего времени сократилось на 1%. Так
же следует отметить то, что трудоёмкость
1т. молока возросла на 14,3%.
2.2 Уровень и
эффективность производства
Характеризуя
уровень производства в динамике
на анализируемом предприятии, прежде
всего, необходимо рассмотреть объем
и структуру выручки от реализации
выпускаемых видов продукции. В таблице
7 рассмотрена динамика стоимости товарной
продукции в анализируемом предприятии.
Таблица 7 - Структура товарной продукции ОАО «Молочный комбинат»
Виды продукции | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Тыс. руб | Уд.
вес, % |
Тыс. руб | Уд. вес, % | Тыс. руб | Уд. вес, % | 2010 в % к 2008 г. | |
1. Молоко | 26751,2 | 31,8 | 36876,0 | 32,1 | 40788,0 | 30,3 | 152,5 |
2. Сметана | 10430 | 12,4 | 16826,8 | 14,7 | 20673,9 | 15,4 | 198,2 |
3. Масло | 22360 | 26,6 | 29832,0 | 25,9 | 34960,0 | 25,9 | 156,4 |
4. Йогурт | 543,4 | 0,7 | 800,7 | 0,7 | 950,0 | 0,7 | 174,8 |
5. Творог | 16520 | 19,7 | 21320,0 | 18,6 | 25536,0 | 18,9 | 154,6 |
6. Мороженое | 5027,4 | 5,9 | 6458,8 | 5,0 | 8502,0 | 6,4 | 169,1 |
7. Кефир | 2448 | 2,9 | 2759,0 | 2,4 | 3253,6 | 2,4 | 132,9 |
8. Всего | 84080 | 100 | 114873,3 | 100 | 134663,5 | 100 | 160,2 |
При анализе таблицы 7 видно, что динамика стоимости товарной продукции по объекту исследования имеет тенденцию к росту, который составил 60,2% по сравнению с базовым годом. При этом наибольший прирост стоимости отмечается по сметане – 98,2% , йогурту – 74,8% и мороженому – 69,1%,. Самый низкий темп роста этого показателя отмечается по кефиру - 32,9%. Рассматривая удельный вес в структуре стойкости товарной продукции в отчетном году, видно, что доминирующее положение занимают молоко и масло, соответственно – 30,3 % и 25,9 %. В то же время отмечается незначительный удельный вес в общем объеме реализации таких товаров как йогурт – 0,7% и кефир – 2,4%. Сравнивая данную структуру стоимости товарной продукции с базовым периодом, следует отметить наибольшее увеличение удельного веса в стоимости товарной продукции у сметаны – 3,0% . Вместе с тем имеет место снижение доли масла, творога и кефира. Что касается йогурта, его удельный вес в стоимости товарной продукции остался прежним.
Диагностика экономического состояния предприятия предусматривает анализ не только уровня производства выпускаемой продукции, но также имеет место оценка результативности деятельности данной фирмы. Важное значение в маркетинговой деятельности отводится анализу эффективности производства отдельных видов продукции с целью оптимизации структуры товарного ассортимента, который отражён в таблице 8.
Таблица 8 - Результативность производства отдельных видов продукции в ОАО «Молочный комбинат»
Продукция | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
Прибыль, тыс. руб. | Рента-бель-ность, % | Прибыль, тыс. руб. | Рента-бель-ность, % | Прибыль, тыс. руб. | Рента-бель-ность, % | |
Молоко | 1237,6 | 4,9 | 1040,0 | 2,9 | 741,6 | 1,9 |
Сметана | 752,5 | 7,8 | 1321,6 | 8,5 | 1422,9 | 7,4 |
Масло | 1144,0 | 5,4 | 2244,0 | 8,1 | 2584,0 | 7,9 |
Йогурт | 62,4 | 12,9 | 98,6 | 14,1 | 117,8 | 14,2 |
Творог | 1960,0 | 13,5 | 3116 | 17,1 | 3456,0 | 15,7 |
Мороженое | 372,6 | 8,0 | 368,5 | 6,1 | 787,8 | 10,2 |
Кефир | 184,0 | 8,1 | 231,4 | 9,2 | 303,8 | 10,3 |
Всего: | 5713,1 | 7,3 | 8420,1 | 7,9 | 9413,9 | 7,5 |
Как видно из таблицы 8, рентабельность деятельности и величина прибыли в целом по анализируемому предприятию имеет тенденцию к увеличению. Если уровень рентабельности деятельности в 2008 г. составлял 7,3 %, то в 2009 г.– 7,9%, а в 2010 г. –7,5%. При этом наиболее высокий показатель уровня рентабельности в 2010 г. получен при производстве творога –15,7% и йогурта – 14,2. Менее рентабельным в 2010 году оказалось производство молока – 1,9 %.
Результаты анализа свидетельствуют, что наибольший вклад в формировании прибыли фирмы вносит производство творога – 3456 тысячи рублей, что связано с более высокой результативностью производства. Ещё одним источником прибыли является производство масла – 2584 тыс. руб. Рассматривая уровень эффективности производства продукции фирмы ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», следует так же рассмотреть финансово-экономическую деятельность предприятия.
Таблица 9
- Анализ финансово-экономической деятельности
в ОАО «Молочный комбинат»
Показатели | Годы | Откл. (+; -) 2010г. от 2008 г. | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1.Получено прибыли, тыс. руб. | 5713,1 | 8420,1 | 9413,9 | 3700,8 |
2.Получено прибыли в расчете на одного работника, тыс. руб. | 48,4 | 69,0 | 64,9 | 14,8 |
3.Окупаемость затрат, руб. | 1,07 | 1,08 | 1,08 | 0,01 |
4.Рентабельность деятельности, % | 7,3 | 7,9 | 7,5 | 0,2 |
5.Рентабельность продаж, % | 6,8 | 7,3 | 6,9 | 0,1 |
На
основании таблицы 9, можно сделать
вывод, что результативность деятельности
ОАО «Молочный комбинат» в
анализируемом периоде
Таким
образом, обобщая выше изложенный анализ
можно заключить, что в исследуемом
предприятии наметилась устойчивая
тенденция к динамичному
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО
«МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»
3.1
Совершенствование товарной
В современных условиях применительно к пищевой промышленности большую актуальность имеет такое направление маркетологии, как совершенствование ассортимента выпускаемой продукции. Рассмотрим в таблице 10 результативность данного мероприятия. Поскольку на предприятии выпускается разнорентабельная продукция, то, естественно, целесообразно максимально уменьшить долю менее рентабельных видов продукции, одновременно расширяя удельный вес высокодоходных производств. Как показывает опыт, только за счет изменения структуры товарного ассортимента предприятие может существенно повысить совокупную рентабельность.
Анализ данных таблицы 10 показывает, что корректировка структуры ассортимента выпускаемой продукции в части повышения доли более рентабельных видов продукции и сокращение удельного веса менее рентабельных производств, позволяет фирме получить экономический эффект в размере 421 тыс. руб., повысить уровень рентабельности на 0,4% и довести значение этого показателя с 7,5 до 7,9 %.
Важнейшим
направлением совершенствования
Таблица 10 - Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции ОАО «Молочный комбинат»
Наиме-нование продук-ции | Существующий вариант | Предлагаемый вариант | ||||
Рента-бель-ность, % | Уд. вес в стр-ре ТП, % | Прибыль млн. руб. | Рента-бельность % | Уд. вес в стр-ре ТП, % | Прибыль, млн. руб. | |
1. Молоко | 1,9 | 30,3 | 741,6 | 1,9 | 28,0 | 685,3 |
2. Сметана | 7,4 | 15,4 | 1422,9 | 7,4 | 14,4 | 1330,5 |
3. Масло | 7,9 | 25,9 | 2584,0 | 7,9 | 25,9 | 2584,0 |
4. Йогурт | 14,2 | 0,7 | 117,8 | 14,2 | 3,0 | 504,9 |
5.Творог | 15,7 | 18,9 | 3456,0 | 15,7 | 19,9 | 3638,9 |
6.Мороже-ное | 10,2 | 6,4 | 787,8 | 10,2 | 6,4 | 787,8 |
7. Кефир | 10,3 | 2,4 | 303,8 | 10,3 | 2,4 | 303,8 |
8. Итого | 7,5 | 100 | 9413,9 | 7,9 | 100 | 9834,9 |
Конкурентоспособность товара определяется (в отличии от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен.
К задачам успешного решения качества относятся:
- расширение или завоевание новых рынков;
- достижение технического уровня продукции, превышающего мировые аналоги;
- снижение уровня дефективности изготовляемой продукции;
- развитие сети сервисных услуг;
- увеличение сроков гарантии на выпускаемую продукцию.
В этом смысле практический
интерес имеет применение
Рассмотрим целесообразность
Таблица 11 - Экономическая эффективность внедрения линии тетра-пак, вакуумной упаковки при производстве молока в ОАО «Молочный комбинат»
Показатели | Варианты | |
действующий | предлагаемый | |
1. Объем продукции, т. | 636 | 636 |
2. Цена 1 т., тыс. руб. | 33 | 35,6 |
3.Производственные затраты, тыс. руб. | 20542,8 | 21569,9 |
Продолжение таблицы 11 | ||
1 | 2 | 3 |
4.Стоимость товарной продукции, тыс. руб. | 20988,0 | 22667,0 |
5.Расчетная
прибыль, тыс. руб. |
445,2 | 1097,1 |
6.Себестоимость 1 т. | 32,3 | 33,9 |
7.Экономический эффект, тыс. руб. | - | 651,9 |
8.Рентабельность деятельности, % | 2,2 | 5,1 |
Как
видно из таблицы 11 применение технологий
«тетра-пак» при упаковке 636 т. молока позволяет
предприятию получить экономический эффект
в размере 651,9 тыс. руб., повысить уровень
рентабельности на 2,9 % и довести значение
этого показателя до 5,1 %.
3.2
Корректировка каналов
Товародвижение - элемент системы канала распределения, предусматривающий перемещение товаров с места производства до места потребления.
Экономическое движение товара начинается со сбыта. Он имеет целью возмещение расходов по созданию товара, его хранению, транспортировке и продаже (поставке), а также обеспечение прибыли. Сбыт как элемент товародвижения включает поиск покупателя (клиента), которым может быть и потребитель, и торговый посредник; операции по продвижению товара (реклама и т.д.); подготовку и совершение сделки (составление и подпись контракта); аккумуляцию товаров, т.е. накапливание партии товара, годной по размеру и ассортименту для транспортировки; отгрузку товара. При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами. Для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят.
Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
Хотя сбыт — завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособность компании.
Совершенствование
системы сбыта — это
Итак, неумение управлять сбытом в современных условиях хозяйствования рождает цепочку: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановка производства. Детально проработанная и документально закрепленная сбытовая политика становится эффективным инструментом текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации и ее положением на рынке. Обоснованное же формирование и эффективный контроль сбытовой деятельности организации, оптимизация процедур планирования продаж, контроля выполнения планов сбыта, системы коммерческого кредитования и процедур контроля заказчиков позволят значительно усовершенствовать сбытовую деятельность организации в условиях ужесточения конкуренции [2, с.68].
Сбытовая
политика зависит от внутренних и
внешних условий
Рассмотрим целесообразность реализации части выпускаемой продукции в город Нерюнгри с введением дополнительного пункта реализации.
Таблица 12 - Совершенствование каналов реализации продукции ОАО
«Молочный комбинат»
Показатели | г. Благовещенск | г. Нерюнгри | ||
сметана | масло | сметана | масло | |
1.Объем продукции, т | 200 | 122 | 200 | 122 |
2.Цена
1 т., тыс. руб. |
74,1 | 230,0 | 80,0 | 248,4 |
3.Стоимость ТП, тыс. руб. | 14820 | 28060 | 16000 | 30304,8 |
Продолжение таблицы 12 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.Производственные затраты, тыс. руб. | 13800 | 25986 | 14490 | 27285,3 |
5. Прибыль, тыс. руб. | 1020 | 2074 | 1510 | 3019,5 |
6.Экономический эффект, тыс. руб. | - | - | 490 | 945,5 |
7.Рентабельность деятельности, % | 7,4 | 7,9 | 10,4 | 11,1 |
Как
свидетельствуют данные таблицы 12, реализация
части произведенных сметаны и масла в
г. Нерюнгри позволяет получить экономический
эффект в размере 1435,5 тыс. руб., повысить
уровень рентабельности по сметане и маслу,
соответственно на 3 и 3,2 % и довести значение
этого показателя соответственно до 10,4
и 11,1 %.
Согласно федеральному закону реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Коммерческая реклама товара должна информировать покупателя о продукции спонсора или стимулировать рынок. Ее предназначение, — продать конкретную продукцию, переключить на нее внимание с аналогичной продукции конкурентов. В отличие от нее корпоративная реклама строится таким образом, чтобы создать позитивное отношение к самому продавцу. Задача этой рекламы — усилить внимание к стоящей за ней организации, а не к тому, что выставляется этой организацией на рынок.
Реклама предполагает
Разработка рекламной кампании включает:
Для выбора носителя рекламы
и времени ее выхода
Специалист по средствам
- приверженность целевой аудитории к определенным средствам информации;
- специфика товара;
- специфика обращения;
- стоимость.
Затем
специалист по средствам рекламы
приступает к выбору наиболее рентабельных
из них. Например, если объявление должно
появиться в журналах, специалист
изучает данные об их тиражах и
расценки на объявления разных размеров
с печатью в разных вариантах
цветов и разных местах расположения,
а также данные о периодичности
журналов. Затем он производит оценку
журналов по таким показателям, как
достоверность, престижность, наличие
региональных изданий с профессиональным
уклоном, качество полиграфического воспроизведения,
редакционная политика, длительность
сроков заказа и психологическое
воздействие на читателей. Произведя
такую оценку, специалист принимает
решение, какие конкретно журналы
обеспечат необходимые ему
Этот
первичный расчет требует ряда корректировок.
Во-первых, результаты замеров необходимо
соотнести с качественными
Рассчитаем структуру бюджета рекламной кампании. Как видно из таблицы 13 наибольший удельный вес занимает телевизионная реклама. Данный вид рекламоносителя является наиболее дорогостоящим и эффективным.
Таблица 13 - Структура бюджета рекламной кампании ОАО «Молочный комбинат»
Вид рекламы | 2010 год | Предполагаемый вариант на 2011 год |
Телевизионная | 350 | 600 |
Наружная | 150 | 450 |
Печатная | 250 | 500 |
Итого | 750 | 1550 |
Контроль программы продвижения и оценка ее эффективности - это завершающая и очень важная стадия всего процесса продвижения продукции или услуг. Важно отметить, что оценивать можно по-разному, все зависит от поставленных целей [33].
«Половина денег, которые я потратил на рекламу, пропала впустую. Проблема в том, что я не знаю, какая именно половина». Это высказывание приписывается американскому торговцу, сокрушавшемуся по поводу невозможности точно оценить эффект от вложенных в рекламу средств еще в начале прошлого века. С тех пор многое изменилось, однако проблема оценки эффективности коммуникационных кампаний продолжает оставаться весьма насущной [23, с.31].
Для того, чтобы не превращать маркетинговые коммуникации в бездонную бочку по аккумулированию денежных средств, компании необходимо всегда задаваться вопросами «как сделать лучше?» и «как понять, что сделано хорошо, а что нет?» [21, с.3].
Определение эффекта мероприятий по продвижению - одна из сложнейших проблем в маркетинговой практике, что в первую очередь обусловлено наличием особых характеристик процесса маркетинговых коммуникаций.
Во-первых, продвижение является одним из важнейших аргументов, определяющих конечные маркетинговые результаты, среди которых элементы комплекса маркетинга (товар, цена и сбыт).
Во-вторых,
поведение конкретного
В-третьих, в рыночной среде может возникать множество случайных событий, которые зачастую и являются определяющими успеха того или иного мероприятия [29, с.69].
Приступая к разработке программы измерения эффективности коммуникаций, необходимо определить, что из имеющихся данных действительно важно для оценки результатов, а что может пригодиться для подробного отчета руководству. Определяя эффективность коммуникаций, мы соотносим результаты коммуникационной программы с задачами, поставленными в программе продвижения. Можно определить познавательные, эмоциональные и мотивационные результаты коммуникации. К познавательным результатам относятся измерение уровня осведомленности и уровня понимания. Эмоциональные – это измерение уровня интереса к продукту компании, а также предпочтение его среди других аналогичных продуктов и желание приобрести его. Результаты на мотивационном уровне выражаются в изменении мнения или отношения поведенческих изменениях [23, с.35].
Основным инструментом оценки эффективности маркетинговых коммуникаций являются исследования, качественные и количественные: различные формы опросов (личные, телефонные, по электронной почте), фокус-группы, глубинные интервью с представителям целевой аудитории [21, с.5].
По мнению Оганесян А.С. применение нового, улучшенного рекламного обращения, при прочих равных условиях позволяет фирме повысить размер своей выручки от 7 до 18% [19, 20 ].
Учитывая
данное обстоятельство и тенденции
развития пищевой промышленности сделаем
допущение в расчете по увеличению выручки
от оказанных услуг на 10%.
Таблица 14 - Экономическая эффективность совершенствования рекламной
деятельности
Показатели |
Вариант | |
Действующий | Предлагаемый | |
1.Стоимость товарной продукции, тыс. руб. | 134663,5 | 154863,0 |
2.Дополнительная выручка, тыс. руб. | - | 20199,5 |
3.Производственные затраты, тыс. руб., | 125249,6 | 136149,4 |
4.Увеличение
затрат на: сырье
рекламу |
-
- |
10099,8
800 |
5.Расчетная прибыль, тыс. руб. | 9413,9 | 18713,6 |
6.Экономический эффект, тыс. руб. | - | 9299,7 |
7.Рентабельность деятельности, % | 7,5 | 13,7 |
8.Рентабельность продаж, % | 7,0 | 12,1 |
Данные
таблицы свидетельствуют, что применение
более совершенного механизма рекламной
деятельности обеспечит фирме прирост
выручки в размере 20199,5 тысяч рублей.
Данное маркетинговое мероприятие позволяет
фирме получить экономический эффект
в размере 9299,7 тысяч рублей, повысить уровень
рентабельности на 6,2 %, доведя значение
этого показателя до 13,7 %. Так же рентабельность
продаж увеличится на 5,1% и достигнет 12,1%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики маркетинговая деятельность приобретает все большее значение во всех отраслях хозяйственной деятельности. Маркетинг позволяет фирмам изучить потребителя и выстроить свою деятельность таким образом, чтобы конечный продукт пользовался спросом.
В
настоящее время для развития
перерабатывающей промышленности большое
значение имеет выработка маркетинговых
решений. Анализ деятельности ОАО «Молочный
комбинат» свидетельствует, что
на предприятии имеются
Одним
из важнейших факторов повышения
эффективности производства является
совершенствование каналов
Другим,
не менее важным источником повышения
результативности производства является
совершенствование ассортимента выпускаемой
продукции. Исследование свидетельствует,
что совершенствование
Также
важным для развития предприятия
направлением маркетинговой деятельности
выступает совершенствование
Наконец
не маловажное значение имеет проведение
рекламных кампаний, направленных на
повышение спроса на продукцию предприятия.
Опыт свидетельствует, что применение
нового, улучшенного рекламного обеспечения,
позволит фирме повысить размер своей
выручки на 9299,7 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ
1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов – 2-е издание, переработанное и дополненное./Г.Л. Багиев, В.М.Тарасевич – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2007. – 718с.
2. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В.В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - №6. – С.57 – 68.
3. Васильев,
Г.А. Основы рекламной
4. Гавриленко, Н.И. Роль и место маркетинга и маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами / Н.И. Гавриленко // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №1. – С. 43 – 56.
5. Голубков,
Е.П. О некоторых
6. Голубков,
Е.П. Современные тенденции
7. Данилевская, И. Рекламный винегрет: размышления и советы менеджера по рекламе /И. Данилевская.// Рекламодатель: теория и практика. – 2004. - №1. – С. 17-21.
8. Дейан А., Троадек А. Стимулирование сбыта – СПб.: Изд-во «Нева», 2003. – 128 с.
9. Ковалев,
В.В. Анализ хозяйственной
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс /Ф.Котлер – М.: Издат. дом «Вильямс», 2007. – 656с.
11. Крылова, Г.Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. Пособие для вузов / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 519с
12. Макашев, М.О. Бренд: Учеб. пособие для вузов./М.О. Макашев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. – 207 с.
13. Маслова, Т. Д. Маркетинг: Учебник для вузов./ Маслова Т. Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. – СПб.: Питер, 2006 – 400 с.
14. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 623с.
15. Маркетинг
в отраслях и сферах
орация «Дашков и Ко», 2006. – 716 с.
16. Музалевский, М. Продвижение с малым бюджетом: несколько советов о том, как добиться большего, располагая меньшим /М. Музалевский. // Маркетинговые коммуникации. – 2003. - №6. – С. 28-31.
17. Мудров, А.Н. Основы рекламы: Учебник./ АН. Мудров. – М.: Экономистъ, 2005. – 319с.
18. Музыкант
В. Л. Формирование бренда
19. Оганесян,
А.С. Анализ и управление
20. Оганесян,
А.С. Управление
21. Панько, А. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций на примере анализа рекламной стратегии компании IRU /А. Панько.// Маркетинговые коммуникации. – 2004. - №2. – С. 2-9.
22. Парамонова,
Т. Составляющие элементы
23. Рыбакова,
Е. Оценка эффективности
24. Рыкова , И.В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития / И.В. Рыкова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - №3. – С. 102-108.
25. Сидорчук, Р.Р. Ключевые факторы успеха в оптовой торговле мясными деликатесами / Р.Р. Сидорчук // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - №2. – С. 89 – 92.
26. Синяева, И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник. / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев – М.:ИТК «Дашков и К». – 2007.- 304с.
27. Сочилин, Г. От «экспертного мнения» к «известным людям». Особенности использования некоторых методов PR для продвижения высокотехнологичных товаров /Г.Сочилин // Маркетинговые коммуникации. – 2004. - №6. – С. 6-11.
28. Спасибо,
М. Нестандартные виды
29. Сысоева,
С. Эффективная программа
30. Украинцева, А.А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Украинцева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 248с.
31. Уткин,
Э.А. Маркетинг. Вопросы и
32. Чуровский, С.Р. Дегустация как метод продвижения продовольственных товаров / С.Р. Чуровский // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. - №2. – С. 82 – 88.
33. Шматов, Г.А. Оценка эффективности рекламы /Г.А. Шматов //Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2005.- №3. –С. 79-86.
34. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Сафронова. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 684 с.
35. Яновский,
А.М. Макси-маркетинг в деятельности
предприятий / А.М. Яновский // Пищевая
промышленность. – 2004. - №8. – С. 36 – 37.
Информация о работе Совершенствование сбытовой деятельности ОАО "Молочный комбинат"