Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:07, реферат
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.
1)Введение………………………………………………………………….3 стр.
2)Глава1 Кадровое обеспечение в туриндустрии………………………….4стр.
1.1Особенности подготовки кадров для сферы туризма……………. .4-8стр.
1.2 Проблемы качества подготовки кадров в сфере туризма…………….9-12стр.
3)Глава2 Классификация средне-специальных и высших учебных заведений, готовящих кадры для сферы туризма...........................................................12-13стр.
2.1Средне-специальные учебные заведения(Колледжи и техникумы)…13-17стр.
2.2 ВУЗы(Университеты, Академии и Институты)………………………17-21стр.
4)Заключение……………………………………………………………………22стр.
5)Список использованной литературы…………………………………………23стр.
Важными слагаемыми успеха являются навыки общения с клиентами и умение отвечать на звонки по телефону - быстро и компетентно. Хорошие навыки общения создают атмосферу, подталкивающую к покупке. Продажа туров складывается из следующих этапов:- установление контакта с клиентом;
- выявление потребностей клиентов;
- презентация туристского предложения;
- работа с возражениями клиентов;
- продажа тура;
- оформление договорных отношений [7,с. 46-88].
Специфика туристского образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, технического, технологического, управленческого, научного и других профилей
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвуют в обслуживании туристов. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы; ресторан и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны; даже континенты путешествий).
Сегодня туризм становится насущной потребностью все большего количества людей в мире. Средства массовой информации, маркетинг сделали свое дело - внедрили в сознание людей необходимость и прелесть путешествий не только с точки зрения познания, но и с точки зрения восстановления и получения разнообразных удовольствий. Причем понимание комфорта и удовольствий с развитием туризма в мире претерпело существенные изменения в сторону повышения стандартов и огромного разнообразия предложений. Сориентироваться туристу в огромном количестве туристского предложения, как по направлениям, так и по содержанию, особенно учитывая, что он выбирает обслуживание"заочно", находясь вдалеке от предполагаемого места отдыха, достаточно трудно.
Помощником ему в этом служит деятельность сотрудников туристских организаций турагентств и туроператоров. Эти туристские предприятия формируют комплексные пакеты туров, а затем реализуют их туристам через определенные каналы сбыта, помогая при этом туристу сделать свой верный выбор среди большого множества и разнообразия туристских путешествий и отдыха.
XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования дальнейшего влияния на развитие туризма. Формирование пакета тура сегодня - не просто технический процесс. Благодаря сформировавшемуся сегодня "рынку потребителей" в туризме, особое значение придается его дифференциации. Поэтому и туроперейтинг должен быть серьезно дифференцированным. А для этого, конечно, необходимы профессиональные знания менеджера и его квалифицированный подход к формированию туристского продукта [4, с. 170].
Специалисту в области туризма необходимы знания по ресурсоведению, по состоянию и динамике рынка, маркетингу, менеджменту. Необходимо знать технологические особенности проектирования, подготовки, разработки и предоставления туров, особенности их тематического содержания. Нужны также знания по технологии производства и предоставления отдельных видов туристских услуг, учитывая разнообразие и особенности подготовки различных типов и видов туристских программ. Все это требует огромных практических навыков. Многие туристские фирмы зарубежных стран, ориентированных на туризм ,уже давно поняли эту истину.
В нашей стране существует на сегодняшний
момент немало проблем в процессе обучения
и подготовки кадров в сфере туризма. Обучение
по туристским специальностям проводится
только на уровне теории, хотя она имеет
далеко не решающее значение в данной
профессии. Студентам катастрофически
не хватает практических навыков, которые
могут дать практики, обучающие стажировки
и тренинги. Все это оказало влияние на
становление системы профессионального
туристского образования [5, с. 170].
Профессиональная подготовка менеджеров, специалистов по туризму должна основываться на особенностях предпринимательской деятельности в сфере туроперейтинга и опираться на принципы педагогической дидактики. В ней также большое значение должно уделяться практическим навыкам. Задачей профессионального образования является не только реагирование на нужды рынка внутреннего туроперейтинга, но и подготовка кадров для него в опережающем режиме.
По мнению специалистов, не вызывает сомнения тот факт, что совершенствование обучения связано, прежде всего, с разработкой качественно новых подходов к решению задач управления этим процессом. Чтобы эффективно управлять процессом подготовки специалиста в вузе, нужно четко видеть ориентир и конечную цель такой подготовки. Обычно ориентиром выступает квалификационная характеристика специалиста по той или иной специальности. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что многие отмеченные выше проблемы, если и не берут свое начало, то уж во всяком случае, значительно усугубляются отсутствием профессиональных знаний у большинства менеджеров российского туристского рынка [5, с. 180].
1.2 Проблемы качества подготовки кадров в сфере туризма
До начала 1990-х гг. в нашей стране не функционировало ни одного вуза, готовящего профильные кадры для туристской отрасли. Поэтому одной из основных проблем цивилизованного развития туризма в нашей стране можно с полным основанием считать недостаток квалифицированно подготовленных кадров. Это подтверждает необходимость организации и совершенствования специального туристского образования, подготовки квалифицированных кадров, способных поднять российский туризм до высот международного уровня посредством оптимального проектирования учебного процесса и дидактически адекватного комплекса учебно-методической литературы. Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью, технологическими процессами современного туроперейтинга.
Программа обучения и проектирование учебников должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг.
Современная модель профессионального туристского образования сформирована на основе многоуровневой, территориально распределенной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
Модель основывается на следующих принципах:
- ориентированность на практическую подготовку специалистов с учетом лучших мировых стандартов;
- учет запросов работодателей, их квалификационных требований;
- компетентностный подход;
- предоставление студентам возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, обеспечение непрерывности и многоуровневости программ;
- получение "двойного" диплома и дополнительных квалификационных сертификатов;
- применение современных информационных и образовательных технологий в обучении;
- сертификация образовательных программ на основе и международных стандартов качества. Однако реализация современной модели профессионального туристского образования в России, нацеленной на обеспечение туристской отрасли квалифицированными конкурентоспособными кадрами, сдерживается по ряду причин:
- отсутствие единой федеральной системы мониторинга и прогнозирования потребностей в профессиональных кадрах для сферы туризма, отсутствие единой статистической базы данных по численности обучающихся и выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, проходящих подготовку по направлениям, специальностям и специализациям для сферы туризма;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- отсутствие комплексной системы оценки (сертификации, аттестации) персонала и руководителей предприятий сферы туризма, стандартов их профессиональной деятельности, отраслевых квалификационных уровней;
- недостаточная эффективность системы подготовки и повышения квалификации профессорского преподавательского состава учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов:
1. При нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии имеет место невостребованность выпускников профильных вузов из-за отсутствия у них практических навыков и должных знаний по конкретным специализациям, отмечается чрезмерная академичность профильного высшего образования при недостатке необходимых компетенций;
2. В связи с увеличением количества высших и средних специальных учебных заведений, выпускающих специалистов туристского профиля, возрастает потребность в формировании квалифицированного преподавательского состава, обладающего современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в отрасли. В этой связи еще мало привлекаются наиболее подготовленные работники туристской индустрии к проведению мастер-классов, чтению лекций и проведению семинаров, к участию в научно-практических конференциях, научных исследованиях по проблемам туризма, к руководству различного вида практик на предприятиях туризма;
3. Возрастает потребность учебных заведений в адекватном методическом обеспечении учебного процесса, в освоении инновационных технологий профессионального образования, внедрении методов и средств дистанционного обучения. Отсутствует координация в вопросах
обеспечения системы профессионального туристского образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам;
4. Как правило,
программы переподготовки и повышения
квалификации специалистов, реализуемые
в системе профессионального туристского
образования, не дают слушателям необходимых
современных практических профессиональных
знаний и навыков, носят формальных характер,
в должной степени не связаный с программами
корпоративного обучения кадров, существующими
на предприятиях туристской индустрии.
В рамках реализации основных принципов Болонского процесса важным направлением деятельности образовательных учреждений остается сертификация по стандартам качества UNWTO ed Qual. Которую разработала и проводит Всемирная туристская организация в целях повышения качества туристского образования и его эффективности, что позволяет определить конкурентоспособность образовательных программ, реализуемых вузами Российской Федерации, их соответствие мировым стандартам качества [11].
Качественно новый уровень развития туризма невозможно обеспечить без соответствующего законодательного сопровождения кадровой политики в туризме и профессиональном туристском образовании, без тесного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной власти, с заинтересованными министерствами и ведомствами, научными организациями, представителями туристкой индустрии (работодателями), региональными и муниципальными структурами.
Анализ федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" показал, что нормы, касающиеся подготовки кадров для сферы туризма носят декларативный характер. Статья 4 Закона только устанавливает, что "государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем содействия кадровому обеспечению в сфере туризма".
Отсутствие комплексного, системного подхода к регулированию кадровых вопросов развития туристской индустрии на федеральном уровне негативно отражается и на законодательстве о туризме в субъектах Федерации.
До сих пор отсутствует правовое регулирование участия работодателей в системе профессионального обучения кадров, не предусмотрено государственное стимулирование участие бизнеса в финансировании подготовки высококвалифицированных специалистов туристского бизнеса.
В соответствии с Болонским соглашением,
значительно расширяющим использование
лучших международных образовательных
программ, не разработан договор франчайзинга
и лицензионных соглашений в отечественном
туристском образовании, а также признания
иностранных документов об образовании
и сертификации российских специалистов,
получивших образование или аттестацию
в зарубежных туристских вузах или колледжах.
Отсутствует законодательная поддержка
возможного использования в учебных целях
существующей производственной базы предприятий
туристской отрасли и сферы гостеприимства,
создание на этой базе учебно-научно-производственных
комплексов, тренинговых центров с последующим
учётом используемых учебных площадей
в процессе государственной аккредитации
и лицензирования.
В практической подготовке кадров для сферы туризма предлагается использовать технологии создания образовательных кластеров ,представляющих собой системно-организованное единство разноуровневых профессиональных учебных заведений, расположенных в графической близости. В случае отсутствия какого-либо из уровней профессионального туристского образования необходимо его создание как системного элемента, без которого полноценная подготовка профессиональных кадров не может быть обеспечена.
Основные элементы системы непрерывного профессионального образования следующие:
- довузовское образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
Информация о работе Состояние системы подготовки кадров для сферы туризма