Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:44, реферат
Чтобы инвестиции в повышение квалификации руководителей и специалистов принесли должный эффект, содержание обучения должно быть тесно связано с потребностями
управления. При разработке программ надо учитывать перспективы развития науки и техники,
задачи, стоящие перед предприятием.
Но эксперимент - довольно локальное событие. Он ограничен временем, местом, материалом и иными внешними обстоятельствами. А можно ли распространить полученные во внутренне валидном эксперименте выводы на иные, в том числе неэкспериментальные ситуации? Здесь возникает проблема генерализации - четвертой экспериментальной задачи, завершающей цикл сравнения, манипулирования и контроля. Предположим, студенты тестируются в лаборатории по поводу их эмоционального отношения к политическим терминам. Сохранится ли их отношение к этим терминам вне аудитории? А если вместо студентов экспериментировать с рабочими? Реакция на политические термины в устной беседе - одно, а в печатном тексте - другое. Нескончаемая смена контекстов открывает проблему внешней валидности - возможности обобщения, генерализации полученного заключения.
Ошибки внешней
валидности связаны с двумя причинами.
Первая - это нарушение
Если, например, в экспериментальную группу были набраны добровольцы (т. е. люди, обнаруживающие активную положительную установку на беседу с интервьюером), то полученные данные вряд ли репрезентативны для массового опроса, где часто встречаются респонденты, не расположенные к многообразным ответам. Риск ошибки, обусловленный нарушением внешней валидности, значительно возрастает. В идеальном случае экспериментальная и контрольная группы должны формироваться методом случайного отбора, чтобы они могли репрезентировать генеральную совокупность (эти вопросы подробно рассматриваются в главе о выборочном методе). Однако дело это слишком трудоемкое и дорогостоящее.
Внешняя валидность отсутствует и в тех случаях, когда план эксперимента основан на искусственных допущениях. В знаменитом эксперименте Музафера Шерифа по формированию групповых норм испытуемые должны были оценить расстояние до точечного источника света, находясь в полной темноте. Поскольку трудно предположить, что в реальной жизни люди часто обсуждают автокинетический эффект, внешняя валидность эксперимента Шерифа остается под вопросом.
В целом внешняя
валидность тем больше, чем шире
область распространения
Проблемы внутренней
валидности логически разрешимы
посредством статистического
Список литературы.
1.Вихалемм П. Эксперимент в социологическом исследовании
2. С.И.Чурюмов и Е.С.Жариков "Об одном способе повышения эффективности мышления
3.