Содержание "метода контрольных групп"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Чтобы инвестиции в повышение квалификации руководителей и специалистов принесли должный эффект, содержание обучения должно быть тесно связано с потребностями

управления. При разработке программ надо учитывать перспективы развития науки и техники,

задачи, стоящие перед предприятием.

Работа содержит 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

среднего  профессионального  образования

«Петровский колледж» 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  «метода контрольных  групп» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила: Михайлова Юлия

                     Группа 2820

                     Проверила: Заболахтина Н.Б.

Чтобы  инвестиции  в  повышение  квалификации  руководителей  и  специалистов принесли должный эффект, содержание обучения должно быть тесно связано с потребностями

управления. При  разработке программ надо учитывать  перспективы развития науки и  техники,

задачи, стоящие  перед предприятием. Один из важнейших  факторов, влияющих на содержание

программ повышения  квалификации, – данные о результатах  оценки персонала, так как оценка

выявляет слабые места работника с точки зрения уровня знаний, квалификации и навыков.

Для оценки эффективности  деятельности системы повышения  квалификации персонала 

можно  использовать  количество  обученных  или  сумму  затрат.  Целесообразно  определить,

насколько повысился  реальный эффект от работы руководителя и специалиста после окончания

обучения,  решает  ли  он  такие  задачи,  которые  раньше  были  ему  недоступны,  правильно  ли

используется  персонал,  прошедший  повышение  квалификации,  на  практической  работе,

насколько учебный  план соответствует стоящим перед обученными задачам, насколько полезно

обучение для  слушателей с точки зрения накопления знаний и навыков, служебной карьеры.

Основными  методами  оценки  могут  служить  тесты  по  специально  разработанным 

схемам; интервью с прошедшими курс повышения квалификации и их руководителями; метод

контрольных  групп,  при  котором  тестирование  проводится  до  начала  программы  и  после  ее

окончания, и  результаты сравниваются с итогами  тестирования группы, не проходившей  курс

обучения. Метод  контрольных групп используется и при оценке различных способов обучения:

в  двух  или  нескольких  группах  слушателей  приблизительно  равного  исходного  уровня;

преподавание  ведется  по  разным  программам;  сопоставление  результатов  позволяет  выбрать 

наиболее эффективную.

На  все  указанные  выше  моменты  необходимо  обращать  внимание  при  оценке

экономической  и  социальной  результативности  деятельности  управленческого  персонала,

прошедшего повышение  квалификации.

Учитывая  зарубежный  опыт  управления  повышением  качества  руководителей и

специалистов,  а  также  вышеназванные  недостатки  и  проблемы,  выявленные  в  ходе  изучения

рассматриваемого  вопроса,  предлагается  концепция  управления  системой  повышения 

квалификации  персонала (рис. 1.1). 

Определение целей, задач повышения                           Стратеги предприятия

квалификации

 

Определение потребностей в повышении 

квалификации  
 

Оценка кандидатов 
 

Составление плана  обучения и учебной программы

 

Оценка затрат на обучение персонала

 

Организация процесса повышения квалификации

 

Анализ эффективности  инвестиций в систему 

повышения квалификации кадров

 

Формирование  эффективной системы повышения 

квалификации  персонала 

 

Рис. 1.1 Концепция  управления системой повышения квалификации персонала  
 

Существенным  преимуществом  этой  концепции  является  то,  что  одновременно

реализуются  два  направления:  первое  связано  с  оценкой  кадрового  потенциала  и 

возможностями  его  развития;  второе –  связано  непосредственно с системой  повышения

квалификации  персонала предприятия.

Выводы.  Таким  образом,  используя  зарубежный  опыт  нами  предложена  концепция 

управления  системой  повышения  квалификации  персонала.После  реализации  указанных 

направлений концепция предполагает организацию процесса обучения, оценку эффективности

системы повышения  квалификации.

Применение  на  предприятиях  предлагаемой  концепции  управления  системой

повышения квалификации кадров позволит сформировать на предприятии более совершенную

систему обучения персонала, оптимизировать затраты  на обучение и повысить эффективность 

персонального менеджмента.   

  Метод контрольных  групп представляет собой проводимый  систе-

матически или  периодически на платной основе опрос  выборочной

совокупности  респондентов (контрольной группы), ориентированный

на исследование спроса на потребительские товары по достаточно

стабильному перечню  вопросов.

   Достоинством  контрольных групп является постоянная  регистра-

ция поведения  респондента. Поскольку вопросы, как правило, не из-

меняются, то нет  необходимости каждый раз задавать их респонден-

ту. Данные контрольной  группы более достоверны, чем результаты

разового опроса. В целом метод зарекомендовал себя положительно.

К недостаткам  следует отнести высокие расходы и влияние факта

членства в  группе на ответы данного респондента  как потребителя.

Одна из проблем  работы с контрольными группами заключается  в

 необходимости  обеспечения сопоставимости результатов выборочных

обследований  в динамике. Для обеспечения сопоставимости требует-

ся такая корректировка  выборки, чтобы исключить влияние  измене-

ния доходов, семейного  положения и других характеристик  потреби-

телей. Для сохранения представительности выборки она  регулярно

обновляется в  результате исключения одних и включения других еди-

ниц наблюдения.

Контрольные группы широко применяются в зарубежной практи-

• ке. Французская исследовательская фирма «Се-

кодип» работает с двумя контрольными группами по 4560 семей.

Консалтинговая  фирма «Нильсон» работает с выборкой, которая ох-

ватывает покупателей, делающих покупки в нескольких магазинах

самообслуживания.

Контрольная группа также может состоять и из предприятий  роз-

ничной торговли, которые регулярно, например, каждые два месяца

сообщают данные о размере заказов, об объеме и структуре товаро-

оборота, сбыта, товарных запасов. Заказчиками информации, получа-

емой от таких  контрольных групп, преимущественно  являются про-

изводственные предприятия. Участники контрольных  групп также

заинтересованы  в полученных результатах, к которым они получают

ограниченный  доступ. 

Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, - это  эксперимент, более или менее  успешный. Задача науки заключается  в том, чтобы установить точные правила экспериментирования и применять их для достижения заданных параметров. Объектом эксперимента для социолога являются люди и социальные общности - часто их реакция на “научное” вмешательство оказывается непредсказуемой, во всяком случае для экспериментатора.

Логика экспериментального метода была разработана английским социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Милль установил  пять логических схем индуктивного вывода, одна из которых - “метод различия” - являет собой классическую схему эксперимента.

Схема эта довольно проста. Сначала берутся две совокупности (два объекта) и выравниваются  по значимым признакам. Иначе говоря, нужно сделать так, чтобы группы практически не различались. Конечно, они не могут не различаться вовсе. Поэтому внимание экспериментатора сосредоточивается на значимых признаках, т. е. на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента.

Например, изучая воздействие телепередачи на политические установки зрителей, исследователь  должен убедиться, что возраст испытуемых в различных группах варьирует незначительно. Почему возраст? Потому что из предшествующих исследований известно, что возраст влияет на политические установки. Следовательно, этот признак подлежит контролю. Несколько по-иному оценивается, например, численность блондинов, брюнетов или шатенов. Обычно такого рода параметрами при изучении политических установок пренебрегают, почему-то не считая их значимыми. Чем больше параметров учитывает исследователь, тем надежнее эксперимент.

Затем начинается полевой или лабораторный этап эксперимента. Иногда утверждается, что это самый главный этап - собственно эксперимент. Такое суждение опрометчиво. Успех или провал эксперимента зависит прежде всего от того, насколько тщательно проработаны его идеальная схема, план проведения и ожидаемые результаты. Лабораторное (полевое) исследование не должно сталкиваться с “нештатными” ситуациями, т. е. ситуациями, не предусмотренными предварительно разработанным планом. Если это происходит, полевую работу надо немедленно прекратить и вернуться к проектированию исследования. Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицательном результате - иногда он имеет большее значение, чем Положительный, - а в получении ничего не означающих данных.

Предположим, что  все идет “штатно” и мы находимся на полевом этапе эксперимента. Здесь одна группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной. Все, кто работает в “опытных” науках, делают примерно одно и то же. Химик подвергает вещество воздействию реактива и затем наблюдает, как оно меняет цвет. Физик нагревает газы с целью продемонстрировать их расширение при нагревании. Агробиолог охлаждает семена и затем фиксирует динамику роста яровых (правда, потом это оказывается ошибкой). Социолог показывает студентам учебный фильм и констатирует усвоение материала.

На этом эксперимент  не заканчивается. Чтобы убедиться  в том, что данные результаты возникли вследствие воздействия именно экспериментальной  переменной, а не какой-либо иной, следует  сопоставить параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие нулевое или несущественное, мы констатируем отсутствие связи. Если применение экспериментальной переменной значительно изменяет распределение изучаемого признака, имеются основания предполагать причинную связь между ними. Такова общая схема, которая лежит в основании более сложных планов эксперимента.

Классический  проект проверки гипотез предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Это не значит, что все экспериментаторы обязаны работать с двумя объектами. Естественные науки XIX в. не знали такого разделения объектов. Впервые экспериментальную и контрольную группы стали выделять в начале XX в.

В социологии и  социальной психологии в качестве объектов выбираются группы, идентичные по составу. Экспериментальной группой называется та группа, к которой “применяется”  изучаемая независимая переменная; контрольная группа остается вне экспериментального воздействия.

Информация о работе Содержание "метода контрольных групп"