Социально-этический маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а значит, большое значение приобретают методы, помощью которых пользуется общество и социальные институты, стремятся обеспечить личностное равновесие.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включить индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирование социальной защиты значительно выросло.

Содержание

1. Сущность и этапы развития социальной рекламы
1.1. История развития социальной рекламы
1.2. Современное состояние социальной рекламы
2. Этика и эстетика социальной рекламы
2.1. Нормативное регулирование
2.2. Проблемы этики и эстетики в социальной рекламе
Заключение

Работа содержит 1 файл

маркетинг.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Примерами подобной рекламы служат щиты, предупреждающие  водителей о детях на дороге, напоминания  о своевременной оплате коммунальных услуг, о необходимости своевременного обмена паспортов на новую их форму и другие аналогичные обращения к гражданам.

     Основные  различия между коммерческой и некоммерческой рекламой:

  1. коммерческая реклама связана главным образом с товарами и услугами, некоммерческая — с организациями, регионами и идеями и лишь косвенно с товарами и услугами;
  2. коммерческая реклама направлена на получение прибыли, некоммерческая — на продвижение социальных идей и проектов;
  3. цели коммерческой рекламы обычно касаются сбыта и реализации товаров, прибыли и получения денег в различных формах, некоммерческой — значительно сложнее, поскольку успех или неудача не соизмеряются с чисто финансовых позиций.
  4. преимущества коммерческой рекламы часто связаны с платежами потребителей; некоммерческой — не зависят от платежей потребителей;
  5. коммерческая реклама имеет только одну категорию клиентов, т.е. потребителей, некоммерческая — включает несколько категорий клиентов: потребителей, количество которых в общем случае больше, чем в коммерческой рекламе, а также спонсоров.

     Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.

     Одна  из наиболее ярких отечественных  специалистов в сфере социальной рекламы, автор первой русскоязычной  книги «Социальная реклама: теория и практика» Гюзелла Николайшвили дает такое определение: «Социальная реклама - вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение ее — гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы — изменение поведенческой модели общества»7

     За  последние три года в России можно  выделить следующие темы, которыми, по преимуществу, занялась социальная реклама:

  • здоровый образ жизни (и профилактика СПИДа);
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • призыв к исполнению гражданских обязанностей (уплата налогов, служба в армии и т.п.);
  • бережное отношение к природе;
  • воспитание патриотизма и любви к родине;
  • семейные отношения (в том числе повышение рождаемости); воспитание гуманизма и чувства ответственности за судьбу социально незащищенных людей.

     В сущности, круг тем нынешней социальной рекламы вполне традиционен и  характерен для любого цивилизованного  современного общества (рис.1.)8. 

     

     Рис. 1. «Основные темпы социальной рекламы и процент рекламных расходов в России в 2002 г.» (Источник журнал «Общественная наука и современность», 2009, №1.)

 

      Современная социальная реклама использует больше носителей, она разнообразнее  как технически, так и творчески. Отчасти это связано с технологическим прогрессом, отчасти с тем, что создание социальной рекламы инициирует не только государство, как это было в советское время, но и бизнес, политика и «третий сектор» (некоммерческие и общественные организации).

     Для понимания процесса становления российской социальной рекламы важно определить его ключевых участников, авторов. Первоначально имело смысл говорить о рынке социальной рекламы, но анализ происходящих процессов приводит к выводу о преждевременности введения понятия «рынок» в контексте становления и развития социальной рекламы в России.

     Поэтому можно говорить о трех ключевых участниках данного процесса:

  • рекламодатели (или заказчики);
  • рекламопроизводители;
  • потребители.

     Между рекламопроизводителями и потребителями  есть еще связующее звено - средства рекламы, или рекламоносители.

     Государство - наиболее важный игрок на поле социальной рекламы. Оно устанавливает правила - законы, регулирующие социальную рекламу с момента создания до продвижения ее в общество. В настоящее время ею занимаются отдельные министерства и ведомства, иллюстрирующие, разъясняющие аудитории свои программы и расставляющие акценты в проводимой ими государственной политике, оказывающие влияние на граждан, убеждая их платить налоги, служить в армии, и т.д.

     Объем такой рекламы с каждым годом становится все больше, и сегодня можно говорить о том, что государство - основной заказчик социальной рекламы. К тому же наблюдаются сезонные колебания спроса на государственную социальную рекламу.

     Пример. Примером взаимодействия государственных интересов и социальной рекламы может служить рекламная кампания Федеральной налоговой службы. В апреле, последнем месяце сдачи налоговой декларации, в течение семи последних лет в городах России умножалось количество рекламы, призывающей и напоминающей заплатить налоги.

     Этот  государственный институт обладает, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных  роликов, плакатов и т.д. Все мы помним фразы, ставшие уже штампами:

  • «Заплати налоги и спи спокойно»;
  • «Пора выйти из тени»;
  • «Не спрашивай, любишь ли ты Россию, спроси, платишь ли ты налоги»;
  • «1 апреля - последний день подачи налоговой декларации» и т.д.

     Активно использовались в практике и возможности  наружной рекламы («Когда одни не платят - другие плачут», «Скупой платит дважды», «Я выбираю спокойствие. А ты?» и др.).

     Об  эффективности реализованной программы, немалую часть которой занимала социальная реклама, свидетельствуют  суммы, возвращенные в бюджет, и отношение  населения к работе налоговой  службы, подтвержденное социологическим  исследованием.

     Третий  сектор (некоммерческие и общественные организации) также заинтересован в социальной рекламе. Это один из первых и постоянных ее заказчиков. Социальная реклама необходима третьему сектору для сопровождения основной деятельности, создания имиджа, продвижения продуктов и услуг, которые он предлагает (продуктом в данном случае является интеллектуальный товар, необходимый для развития третьего сектора — конференции, семинары, тренинги, а также основные идеи и лозунги этих организаций)9.

     Некоммерческая организация может рекламировать свою деятельность, позицию или ценности, а также привлекать внимание общества к проблеме, которой она занимается. Реклама, которую спонсируют некоммерческие институты, называется некоммерческой. Данный вид рекламы предоставляет широкое поле для творчества, однако, пожалуй понятней всего широкой аудитории реклама ценностей. Она в доступной форме пытается донести самую разнообразную информацию, касающуюся всех: толерантность к людям разных национальностей; забота о природе; любовь к ближнему; предостережения о вреде курения; борьба со СПИДом, и т.д.

     Реклама проблемы призвана постоянно информировать общественность о деятельности некоммерческих организаций, в том числе средствами социальной рекламы.

     Пример. Ролик о детях, больных раком крови, созданный Ассоциацией по борьбе с детским лейкозом совместно с компанией «Премьер СВ», действует эффективно благодаря сильной эмоциональной составляющей. После подобного ролика часто не требуется даже рассказывать о том, что делает некоммерческая организация, чтобы пожертвования потекли к ней рекой.

     Реклама проблемы в форме видеоролика, радиообращения, плаката должна быть очень короткой.

     Реклама проекта - один из самых эффективных, но и наиболее сложных типов рекламы. Это, по существу, реклама программ некоммерческих организаций. Она нужна, прежде всего, для привлечения средств, иногда для того, чтобы найти добровольцев или специалистов, и должна быть короткой, но максимально ясной, не оставляющей у потребителя никаких вопросов. Чаще всего такая реклама выходит в форме буклета или листовки, реже в теле- и радиороликах.

     Пример. Видеоролики о строительстве храма Христа Спасителя. Зрителю показывали картинку строящегося храма, но прежде чем призывать перечислить деньги, объясняли, что именно делается и зачем10.

     Реклама достижений - рассказывает о реализованных проектах, успехах и планах организации. Часто она сопровождается номером телефона и банковского счета и призвана привлечь не только финансовые средства, но и новых «клиентов», нуждающихся в помощи.

     Встречаются и такие виды рекламы, как:

  • реклама отдельных людей, их деятельности или методик;
  • реклама организации в целом.

     Первый  вид предпочитают благотворительные  организации, которые часто рекламируют  даже не самих себя, а отдельных  людей, которые приходят к ним со своими открытиями, методиками, программами. Работая с такой рекламой, необходимо, во-первых, построить ее так, чтобы информация об этом человеке четко связывалась с деятельностью организации, а во-вторых, постараться избежать неоднозначных трактовок новых методик или достижений.

     Пример. Речь идет о новом способе лечения или реабилитации, следует упомянуть, что он лицензирован органами здравоохранения, проверен в официальных структурах11.

     Реклама организации в  целомэто короткий рассказ о самих некоммерческих организациях. В его содержании должно присутствовать все, что может характеризовать эту организацию: ее миссия и ценности, цели, проекты, проблемы, достижения и просьбы о помощи. Лучшая форма для такой информативной рекламы - буклет.

     В целом третий сектор, за исключением  нескольких крупных организаций, производит локальную по масштабам рекламу. Обычно это полиграфическое сопровождение  текущих проектов, иногда реклама  в Интернете и на радио. Единичные организации, такие как «ФОКУС-МЕДИА», имеют ресурсы для проведения полноценных кампаний с выходом на федеральные телеканалы. Однако это исключение. В большинстве случаев рекламные бюджеты третьего сектора, особенно в регионах, вынуждали его быть и заказчиком, и производителем социальной рекламы. Естественно, это губительно сказывалось на ее качестве.

     В общественном же секторе можно выделить еще один вид заказчика, также  активизировавшегося в последнее  время, - профессиональные объединения  и союзы.

     Следующий рекламодатель - это бизнес, коммерческие организации, что связано с тем  вниманием, которое уделяется сегодня  социальной ответственности бизнеса. Для многих бизнес-структур социальные программы все чаще становятся обязательной строкой годового бюджета. Крупные корпорации стали внимательнее относиться к социальным темам и включать их в свои рекламные стратегии.

     Пример. По инициативе Ассоциации менеджеров России был создан проект «Социальная программа российского бизнеса». В стратегический комитет программы входят компании «Аэрофлот», «Данон Индустрия», «Интеррос», «М-Видео», «Металлоинвест», «Норильский никель», «Сан-Интербрю», «Суал-Холдинг», «Филипп Моррис». В данном случае социальная реклама и социальный PR выступают как часть PR-стратегии, направленной на создание позитивного образа бизнеса для ее целевой аудитории12.

     Однако  сегодня направление сближения  социальной рекламы и бизнеса  в России - коммерциализация самой социальной рекламы, признание того факта, что и она может приносить прибыль. Это создается путем внесения в коммерческую рекламу социального дискурса, что во многом дискредитирует собственно социальную рекламу как жанр. В такой рекламе средства, которые вкладываются в создание социальных роликов, возвращаются и в виде вполне конкретной прибыли, и в виде практических результатов. Спонсируя социальную рекламную кампанию, можно получить чисто коммерческий результат, экономя при этом 80-90% рекламного бюджета.

Информация о работе Социально-этический маркетинг