Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа
Социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.
Социальное партнёрство как вид общественных отношений…………..2
1.1.Субъекты социального партнёрства……….........................................2
1.2.Основные цели социального партнёрства…………………………3-4
1.3. Основные принципы партнёрских отношений………………….4-10
1.4. Характерные черты социального партнёрства…………………11-12
Социальное государство в системе социального партнёрства……..13-15
2.1. Роль государства в системе социального партнёрства………...15-16
2.2. Государство и консенсус в партнёрских отношениях…………16-18
2.3. Государство как выразитель общей воли народа……………19-20
2.4.Социальное партнёрство и регулирование безработицы……21-24
Трипартистский механизм социального партнёрства……………..25-26
Библиографический справочник………………………………
Объективные
условия складываются таким образом,
что властные структуры, развивая систему
социального партнерства, должны постоянно
совершенствовать технологии и механизм
партнерских отношений. Как свидетельствует
современная практика, наибольшее распространение
в деятельности органов государственного
управления получили заключения договоров,
соглашений на основе достижения консенсуса
по важнейшим направлениям социально-экономического
и политического развития, путем согласования
интересов различных групп, слоев и классов.
2.2. Государство и консенсус
в партнёрских отношениях
Консенсус в партнерских отношениях проявляется в следующих трех основных видах:
*позитивный, т.е. достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения массовых социальных волнений, войн;
*негативный, при котором довольно высок уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства;
*неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.
Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью.
Достижение согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.
Процесс согласования и защиты интересов работников и работодателей, предпринимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.
Опосредованный характер взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнерства.
Чем же должно заниматься государство?
Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.
Отмеченные
обстоятельства во многом определяют
возможности, границы деятельности
и поведения как институтов государственного
и муниципального управления, так и профсоюзов,
и объединений работодателей, предпринимателей,
в сфере взаимодействия с государством
по различным проблемам политической,
экономической, социальной и духовной
жизни общества. Эти же обстоятельства
надо учитывать при анализе основных направлений,
целей и задач развития партнерских отношений
на разных уровнях. У субъектов социального
партнерства могут и должны быть как общие,
так и отличные друг от друга цели деятельности,
что не только естественно, но и жизненно
необходимо для каждой из сторон партнерского
взаимодействия.
2.3.
Государство как выразитель
общей воли народа
Связи институтов государственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениями предпринимателей, работодателей можно рассматривать с разных позиций: с точки зрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а также характеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведения каждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовых отношений в данный момент или в прогнозируемом будущем.
Объективно все три стороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей — в своей деятельности стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, к рациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и быта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров и соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую препятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которой государственные органы, объединения предпринимателей не в состоянии содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные ситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, занимать позицию противостояния, или организовывать акции протеста.
Государство, объединяя всех граждан страны, способно представлять в системе социального партнерства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологии умиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.
Главным компонентом технологии сдерживания является принципиальный отказ властных структур, работодателей от каких-либо уступок в социально-экономической политике, прежде всего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов государственной власти при определенных условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов.
На практике технологии сдерживания реализуются властными структурами путем использования превентивных мер: а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно, реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса одних и повышение роли других органов государственного управления затрудняют вход групп давления профсоюзов во властные структуры, устраняют в известной мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров, соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.
В
системе социального партнерства институтами
государственной власти достаточно эффективно
используются технологии «раскола по
горизонтали», выражающиеся в удовлетворении
групповых притязаний одних — менее слабых
и противодействии другим — более сильным
— профсоюзным объединениям и организациям;
в создании исполнительной властью альтернативных
групп давления и обеспечении ими поддержки
в интересах проведения экономических
реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует
опыт, осуществляются и путем «раскола
по вертикали». Это выражается в перенесении
взаимодействия властей с конфликтующими
корпоративными группами на индивидуальный
уровень.
2.4.Социальное
партнёрство и регулирование
безработицы
В
1998 г. принята и реализуется «
Политика занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.
В
регулировании безработицы
Государство в союзе с работодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную роль в решении многих других социально значимых проблем как совершенствование системы оплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, что складывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется к новым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить баланс интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей в регионах.
Государство в системе социального партнерства должно:
Во-первых, — осознание, что современное государство должно освободиться от госмонополизма в экономике и, используя макроэкономические регуляторы, задавать «правила игры», обеспечивать их соблюдение независимыми субъектами социального партнерства.
Во-вторых, — преодоление госмонополизма в экономике возможно лишь целенаправленными совместными усилиями властных структур, представителей объединений работников, работодателей и бизнеса. В системе социального партнерства органы государственной власти должны обеспечивать соответствие результатов переговоров, договоров, соглашений целям государственной социально-экономической политики, содействовать общественно-политическому самоопределению социального слоя работодателей, предпринимателей. Усилия органов исполнительной власти должны быть направлены на согласование интересов различных социальных групп, слоев общества, их общественных организаций в целях решения актуальных задач в социально-трудовой сфере.
В-третьих, необходимо четко определить границы и функции государственной службы, властных структур по отношению к профсоюзам, общественным объединениям предпринимателей, работодателей. Задачей политического руководства все больше становится организация и совершенствование на практике уже достигнутого согласия относительно целей реформ.
В этой связи целесообразно:
Информация о работе Социальное государство в системе социального партнёрства