Социальное государство в системе социального партнёрства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Содержание

Социальное партнёрство как вид общественных отношений…………..2
1.1.Субъекты социального партнёрства……….........................................2
1.2.Основные цели социального партнёрства…………………………3-4
1.3. Основные принципы партнёрских отношений………………….4-10
1.4. Характерные черты социального партнёрства…………………11-12
Социальное государство в системе социального партнёрства……..13-15
2.1. Роль государства в системе социального партнёрства………...15-16
2.2. Государство и консенсус в партнёрских отношениях…………16-18
2.3. Государство как выразитель общей воли народа……………19-20
2.4.Социальное партнёрство и регулирование безработицы……21-24
Трипартистский механизм социального партнёрства……………..25-26
Библиографический справочник………………………………

Работа содержит 1 файл

УОО к.р..doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Объективные условия складываются таким образом, что властные структуры, развивая систему  социального партнерства, должны постоянно  совершенствовать технологии и механизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика, наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем согласования интересов различных групп, слоев и классов. 

   2.2. Государство и консенсус в партнёрских отношениях 

     Консенсус в партнерских отношениях проявляется  в следующих трех основных видах:

     *позитивный, т.е. достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения массовых социальных волнений, войн;

     *негативный, при котором довольно высок уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства;

     *неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.

     Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских  отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью.

       Достижение согласия в период  реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.

     Процесс согласования и защиты интересов  работников и работодателей, предпринимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.

     Опосредованный  характер взаимодействия органов государственной  власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнерства.

     Чем же должно заниматься государство?

     Выполнять роль медиатора (посредника) или участника  и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.

     Отмеченные  обстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности и поведения как институтов государственного и муниципального управления, так и профсоюзов, и объединений работодателей, предпринимателей, в сфере взаимодействия с государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должны быть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что не только естественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия. 

     2.3. Государство как выразитель общей воли народа 

     Связи институтов государственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениями предпринимателей, работодателей можно рассматривать с разных позиций: с точки зрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а также характеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведения каждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовых отношений в данный момент или в прогнозируемом будущем.

     Объективно  все три стороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей — в своей деятельности стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, к рациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и быта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров и соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую препятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которой государственные органы, объединения предпринимателей не в состоянии содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные ситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, занимать позицию противостояния, или организовывать акции протеста.

     Государство, объединяя всех граждан страны, способно представлять в системе социального  партнерства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологии умиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.

     Главным компонентом технологии сдерживания  является принципиальный отказ властных структур, работодателей от каких-либо уступок в социально-экономической политике, прежде всего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов государственной власти при определенных условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов.

     На  практике технологии сдерживания реализуются  властными структурами путем использования превентивных мер: а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно, реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса одних и повышение роли других органов государственного управления затрудняют вход групп давления профсоюзов во властные структуры, устраняют в известной мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров, соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.

     В системе социального партнерства институтами государственной власти достаточно эффективно используются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворении групповых притязаний одних — менее слабых и противодействии другим — более сильным — профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительной властью альтернативных групп давления и обеспечении ими поддержки в интересах проведения экономических реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует опыт, осуществляются и путем «раскола по вертикали». Это выражается в перенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами на индивидуальный уровень. 
 
 

     2.4.Социальное партнёрство и регулирование безработицы 

     В 1998 г. принята и реализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за 1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство на рынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация на местном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисного состояния и длительной продолжительности безработицы.

     Политика  занятости имеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда и предотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

     В регулировании безработицы акцент переносится с пассивных мер  на активные. Пассивные меры направлены главным образом на решение проблем «излишков» рабочей силы. Сложившийся уровень занятости рассматривается как реально существующая данность. Активные меры предполагают позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения квалификации рабочей силы. Выплата пособий безработным увязывается с проведением активных мер по повышению пригодности этих людей для рынка труда. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. В целях развития региональной социальной мобильности в ряде регионов применяются компенсации расходов по переезду на новое место работы и жительства.

     Государство в союзе с работодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную роль в решении многих других социально значимых проблем как совершенствование системы оплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, что складывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется к новым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить баланс интересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей в регионах.

Государство в системе социального партнерства должно:

     Во-первых, — осознание, что современное  государство должно освободиться от госмонополизма в экономике и, используя макроэкономические регуляторы, задавать «правила игры», обеспечивать их соблюдение независимыми субъектами социального партнерства.

     Во-вторых, — преодоление госмонополизма в  экономике возможно лишь целенаправленными  совместными усилиями властных структур, представителей объединений работников, работодателей и бизнеса. В системе социального партнерства органы государственной власти должны обеспечивать соответствие результатов переговоров, договоров, соглашений целям государственной социально-экономической политики, содействовать общественно-политическому самоопределению социального слоя работодателей, предпринимателей. Усилия органов исполнительной власти должны быть направлены на согласование интересов различных социальных групп, слоев общества, их общественных организаций в целях решения актуальных задач в социально-трудовой сфере.

     В-третьих, необходимо четко определить границы  и функции государственной службы, властных структур по отношению к профсоюзам, общественным объединениям предпринимателей, работодателей. Задачей политического руководства все больше становится организация и совершенствование на практике уже достигнутого согласия относительно целей реформ.

     В этой связи целесообразно:

  • подготовить концепцию взаимодействия органов власти с профсоюзами общественными организациями предпринимателей, работодателей, которая способствовала бы преодолению политического отчуждения, совершенствованию организационных форм социального партнерства;
  • сформировать систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов и индикаторов;
  • разработать общие принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на федеральном, региональном и территориальном уровнях, присоединения к заключенным соглашениям, распространения их действия на организации, не участвовавшие в переговорном процессе; сформировать критерии определения представительности объединений профсоюзов и работодателей, их полномочности на ведение коллективных переговоров;
  • подготовить правовые основы, обеспечивающие участие представителей объединений профсоюзов и работодателей в разработке законодательных и основных нормативных актов, относящихся к социально-экономической политике.

Информация о работе Социальное государство в системе социального партнёрства