Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мерчендайзинг".
1.Понятие, сущность мерчандайзинга
Мерч-г –умение
торговать, сбыть, товароведение. Мерч-г
–это интегрированные маркет-е
2.Цели, задачи, объект и субъект мерч-га
Цели:1.увел.объемы продаж 2.создать конкурентное преимущество магазина и отд.марок 3.создать, сформир-ть приверженность покупателей к магазину 4.эффек-ое предоставление товаров на рынке 5.закрепление в сознании потреб-й отличит-х харак-к магазинов и торговых марок 6.обеспечение потреб-й необходимой инф-ей 7.повысить уровень принятия решения покупателем непосред-но в магазине 7.увел. время пребывания покупателя в магазине и число покупок.
Задачи:1.формир-е ассорт-ой политики, обеспеч-ей удовл-е потребностей 2.размещение оборуд-я, отделов, секций, товаров в сочетании с инф-м сопровождением с целью создания таких ситуаций, чтобы потреб-ли приобретали товары в нужном кол-ве в нужное время. 3.создание атмосферы магазина привлекающей опр-е сегменты потреб-ей и способств-е росту продаж. 4.разработка и внедрение рацион-й планировки торгового зала в соотв-и с природной системой человека 5.разработка и примен-е средств и методов мерч-га для продвижения отд-х товаров или их комплексов при к-ом одни товары способ-ют продвижению других.
Субъекты –п/п, группы специалистов и отдельные спец-ты, к-е заним-ся изучением поведения потреб-ей и посетителей торгового зала, исп-ют разл-е ср-ва и методы для влияния на их выбор.
Объекты –поведение
потреб-ей и посетителей торгового
зала.
3.Принципы и правила мерч-га
Принципы –основополаг-е
концепции, исп-е к-ых позволяет содержательно
описывать предпол-е св-ва и хар-ки
объекта исслед-я и на этом основании упр-ть
поведением потребителей. 1.соблюдение
морально-этич-х норм 2.адекватности среды
психолог-м особенностям чел-ка 3.предсказуемости
поведения посетителей торг.зала 4.соответ-я
ожиданиям 5.динамичности развития 6.доступности
мерч-га 7.эффективности 8.измеримости
рез-в деят-ти мерч-га 9.оринтации на конечный
общий рез-т
4.Функции и методы мерч-га
Функции – отдельные виды и направления мерч-ой деят-ти, к-ые выделились в рез-те её специализации. 1.инф-ое обеспечение мерч-ой деят-ти 2.исслед-ие поведения посетителей торг.зала 3.оценка и анализ ср-в и методов мерч-га 4.планировка торг.зала 5.формир-е ассорт-ой политики 6.регулир-е отн-ий с поставщиками и производителями 7.разработка стратегии, тактики мерч-ой деят-ти 8.планир-е мер.деят-ти 9.контроль мерч-ой деят-ти.
Метод –сов-ть средств
приемов и операций практ-го и
теорет-го характера связанного с
осущ-ем мерч.деят-ти. (метод взаимосв-х
покупок, импульсных покупок)
5.Происхождение и эволюция мерч-га
Появление мерч-га
связано со временем происх-я торговли.
1852г.-появ.первый универс-й магазин «Бон
Марше». В тот момент возрастает роль товара
с т.з. его … Впервые о слове «мерч-г» заговорили
в 1940г. Исп-е инструментов мерч-га позволяло
увел-ть товарооборот на 13%. Первые магазины,
исп-ие мерч-г «Премистер», «Казино», «Феликс-Потен».
1960г. –рынок продавца стал переходить
в рынок покупателя. В 70г. 2- века – мерч-г
стал изаться производителями и были созданы
целые системы. В Россию идея мерч-га были
приведены «Кока-колы», «Пепсико».
6.Развитие
мерч-га на современном
этапе
7.Поведение потребителей как компонент технологий мерчандайзинга
Процесс принятия решения о покупке вкл.след.этапы: 1 схема) 1.осознание потребности 2.поиск инф-ии 3.оценка вариантов 4.решение о покупке 5.реакция на покупку; 2схема) 1.осознание потребности 2.поиск инф-ии 3.предпокпочная оценка вариантов 4.покупка 5.потребление 6.пост. покупочная оценка вариантов.
Принятие решения о покупке зависит от вида покупки. 1)если покупки четко запланированы. Для данных товаров вкл-ся этапы ценки и покупки товаров 2)частично запланированные –товары предварительного спроса. Задача мерч-ра –эффективно расположить товары, орг-ть выкладку товара и ор-ть презентацию. 3)Незапланир-я покупка. все этапы вкл-ся. Задача мер-ра – эф-я выкладка, презентация.
Все покупки делятся на первичные и вторичные. Первичные –к-е делаются первый этап. Они требуют много времени. Вторичные –большую роль ирает лояльность к торговой марке. Человек опускает многие этапы базируясь на своем предыдущем опыте.
Сущ-ет 2 типа покупателей:
1.чувствительные к цене товара (мотив
их поведения рационализм, направленный
на более низкий уровень цены) 2.чувств-е
к другим харак-кам товара(качество,
марка) –мотив их поведения комфорт,
желание выделится, подражать, гарантия
качества. Такая группа явл-ся ценной,
т.к. это лояльные потребители, постоянные
потреб-ли.
8. Природная система человека как основная предпосылка при формировании теоретических основ мерчандайзинга
В мерч-ге широко исп-ют теорию рефлексов. Рефлекс –деят-ть осущ-ая по средствам норвоно системы. Безусловные реф-сы –не требуют особых условий для возникновения, отн-но постоянны и не зависят от внешних раздраж-ей. Задача безусл.реф-в: сохранить целостность орг-ма. Условные реф-сы –приорет-ся в течении жизни, формир-ся под влиянием внешних факторов, носят временны хар-р и хорошо закрепл-ся при их постоян-м исп-ии. Познавательные ресурсы-умственная способ-ть необх-я для выполнения разл-х дествий по обработке инф-ии поступающей из внешней среды. 1. Внимание-направленность сознания на опр-ый объект. Направленность внимания-поиск и выбор субъектом опр-го товара, проявл-ся в готовности купить товар. Сосредоточенность внимания-состояние субъекта, когда он полащен объектом внимания. Выд-ют произвольное и не произв-ое внимание. Концентрация вн-я –интенсивность внимания отн-но конкр-х товаров и раздражителей. Объем вн-я – кол-во однородных товаров, к-ые можно одновременно охватить вниманием. Устойчивость вн-я – длительность сохранения концентрации внимания.
2.Восприятие-целостное
отражение предметов, ситуации
и событий при
Законы визуального
мерч-га: 1.З-н фигуры и фона:один субъект
должен ярко выдел-ся на фоне др.объекта.
2.З-н уровня глаз: размещают наиболее
продаваемые товары или самые известные.
3.З-н мертво зоны –левы нижний угол от
человека 4.З-н переключения внимания –нельзя
располагать товар в длинную строгую линеечку
безо всяких зрительных акцентов, т.к.
покупатель просто пройдет мимо в поисках
чего-нибудь яркого. 5.З-н группировки –чел-ку
легче воспринимать инф-ю если она сруппирована.6.З-н
2/3:поход по магазин требует выполнения
неск-х действий, поэтому внимание состредотач-ся
на 2/3 витрины, в середине. 7.З-н 7+-2, чел-к
может в один момент времени запомнить
7+-2 предметов.
10.
Распределение
познавательных
ресурсов в
пространстве торгового
зала и во времени.
11. Цели и задачи мерчандайзинга поставщика
Испол-ие мерч-га в торговом процессе – это укрепление связей м/у тремя партнерами – производителем, ритейлором и потребителем– и увел-ие эфф-ти таких связей. Эфф-ый мерч-г может быть только в том случае, если он учитывает интересы всех трех участников, и, при этом, ставит во главу угла потребности покупателя. Производитель изучает и учитывает отношение и поведение потребителя с целью улучшить предлагаемый товар и услуги по мерч-гу, оказываемые ритейлору. Произв-ль продвигает товар не розничному п/п, а потреб-лю через розничные п/п.
Законы Питера Друкера: 1. Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой сфере, – это потребитель. 2. Потр-ль редко покупает то, что ему продают. Покупают не товар, а удовл-ие потребностей. 3. Мнение произв-ля об «отличительном качестве» товара может не совпадать с мнением покупателя. 4. Потребители – рацион-ые люди, но их рациональность – это рацион-ть их личной ситуации. 5. Ни один товар или компания не являются важными для рынка. 6. У производителя всегда есть как минимум два вида потребителя:
это конечный потребитель и канал сбыта товаров.
Конечная цель
произв-ля приблизиться к потреб-лю
и как можно в большей степени
удовл-ть его потреб-ти.
12. Методы мерчандайзинга поставщика.
Впечатляющих рез-тов поставщик может добиться только при комплексном использ-ии методов мерч-га и координации усилий отделов марк-га, продаж и логистич службы компании. Осн-е напр-я работы:
- Анализ
и планир-е продаж:
Периодич исслед-е территории, выявл-е
и оценка новых возм-тей для повыш-я продаж
товара.• Сост-е плана охвата локальных
рынков.• Мониторинг д-ти конкурентов(Инф-я
о конкурентах позволяет составить сводную
сравнит-ю табл конкурентной борьбы м/у
п/п-ми розничной торговли, с учетом широты
предлож-я их секций.).
- Улучш-е сервиса
для розничных торговцев:
Развитие совокупного предлож-я «товар-услуга»:
совершенств-е логистич-х, консультац-х
и рекламно-информац-х услуг, оказываемых
поставщиком. Рзничный торговец явл-ся
не только звеном в канале распред-я, но
он и сам приобретает и потребляет услуги,
сопутствующие продаже. Объем и кач-во
услуг оказ-ют влияние на партнеров по
реализации при первичных закупках, и
особ-но важны при планир-ии долгосрочного
сотруднич-ва. Обслуж-е маг-нов в проц реализации
заказов часто явл-ся решающим инструментом
марк-га и стратегическим ср-вом укрепления
позицийна рынке. Помогает укрепить позиции
и сбор инф-ии, поступающей от пок-лей.
Логистика обеспеч-ет циркуляцию большого
объема технич-х и коммерч-х данных. Консультируя
в маг-нах, поставщик учит и учится сам,
подмечая общие моменты и сталкиваясь
с нетипичными случаями в розничной торговле.
- Наблюд-е и учет
особенностей маг-на:
Для каждого магазина ставятся свои задачи
по: кол-ву позиций асс-та и продуктовых
групп; кол-ву товарного запаса и оборач-ти;
особ-тям выкладки товара; кол-ву и типам
точек продаж (осн-е и доп-е); стандартам
инф-ии; кол-ву и размещ-ю рекламных мат-лов,
провед-ю спец-х акций. Наблюд-е и опред-е
харак-тик каждого маг-на нач-ся с наблюд-я
с улицы, формир-я общего впечатления,
выявл- внешних факторов, влияющих на торговлю
- располож-е торг точки, автономность
маг-на, тип и категория маг-на. 2-ой этап
наблюдения – изуч-е обстановки внутри
маг-на: система и кач-во обслуж-я клиентов,
посещаемость маг-на и потенц-е клиенты,
ур-нь цен, интерьер, система орг-ции выкладки,
внутримагазинная реклама.- Грамотная
орг-ция места продаж: Оптимальное размещение
и выкладка товара, снабжение рекламными
материалами с учетом условий конкретного
магазина. -
Провед-е спец-х рекламных
акций в маг-нах:демонстрации;
13. Классификация предприятий розничной торговли
1. Универс-е маг-ны: • Гипермаркет – п/п рознич торговли, реализ продовольств-е и непрод-е товары универс-го асс-та преимущ-но по форме самообслуж-я, торг площ от 5000 м2. • Универмаг – п/п рознич торг, реализ непрод-е товары универс-го асс-та, торг площ от 3500 м2. • Маг-н-склад – п/п рознич торг, реализ прод-е и (или) непрод-е товары универс-го асс-та по форме самообсл-я преимущ-но из
транспортной
тары (ящики, контейнеры и др.) нас-ю, а также
п/п ИП для послед перепродажи, использ-я
в мелком пр-ве или оказ-я услуг нас-ю, торг
площ от 650 м2. • Универсам (Супермаркет)
–реализ прод-е товары универс-го асс-та
и непроде товары частого спроса преим-но
по форме самообс-я, площ от 400 м2. • Гастроном
–реализ прод-е товары универс-го асс-та
с преобладанием в нем гастрономии с индивид
обслуж-ем пок-лей ч/з прилавок, площ от
400 м2. • Товары повседневного спроса –
п/п, реализ прод-е и непрод-е товары частого
спроса, преимущ-о по форме самообс-я, площ
от 100 м2. 2. Специализир-е
прод-е маг-ны:• Рыба, • Мясо,• Колбасы,•
Мин воды и т. п.; 3. Специализир-е
непрод-е маг-ны:• Мебель, • Хоз товары,
• Электротовары,• Одежда,• Обувь,• Ткани
и т. п.; 4. Маг-ны прочей
товарной специализации:• Природа,
• Семена,• Зоомагазин,• Книги и т. п.;
5. Неспециализир-е прод-е
маг-ны:• Продукты (Минимаркет) – п/п
рознич торг, реализ прод-е товары узкого
асс-та, осн из кот хлеб, кондитерские товары,
гастрономия, винно-водочные изд-я, пиво,
безалк-е напитки, с индивидм -ем ч/з прилавок,
площот 18 м2 и т. п.; 6.
Неспециализир-е непрод-е
маг-ы:• Дом торговли – реализ товарные
комплексы предметов туалета и гардероба
для муж и жен, использ-щее различные формы
торг обсл-я покуп-лей, площ от 1000 м2. •
Все для дома, • Товары для детей, • Товары
для жен, • Промтовары –реализ непрод-е
товары узкого асс-та, осн-е из кот-х швейные
и трикотажные изделия, обувь, галантерея,
парфюмерия,площ от 18 м2. • Комиссионный
магазин –осущ-ет продажу товаров, принятых
от орг-ций или отдельных лиц на комиссионных
началах. 7. Неспециализир-е
маг-ны со смешанным
асс-том
14. Дизайн упаковки товара - составляющая успеха мерчандайзинг.
Подход к созд-ю
уп-ки товара должен строиться на основе
нужд, восприятии и ожиданий пот-лей. Реализация
возм-тей эмоц-го воздействия на пок-ля
путем грамотного дизайна уп-ки стимул-ет
выбор непоср-но в маг-не. В восприятии
товара важную роль играют функц-е аспекты
уп-ки. Н-р, пок-ль оценивает уп-ку:• как
ср-во предохр-я товара от порчи; • как
инф-ю о дозировке в опред-х кол-вах;• как
носитель инф о товаре; • как ср-во транспорт-ки
товара (стир порош с ручками); • по удобству
в польз-ии (зубную пасту и крем можно поставитьна
полку); • по возм-ти вторичного использ-я
(1 емкость для наполнения + наполнитель:
стир порош, жидкое мыло); • по удобству
открывания/закрывания; • саму по себе,
вне завис-ти от содержимого. Уп-ка
– это носитель закодированной инф-ии
не только о самом продукте, но и о пр-ле. Поэтому,
на 1ом этапе работы очень важно учесть
эмоц-е отнош-е потр-ля к создателю продукта.
При разработке уп-ки товара оч важно понимать,
что верное использе и прим-е осн-х правил
дизайна предохраняет от множ-ва неприятных
моментов и горьких разочарований.