Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию.
Совершенствование управления непроизводственной сферой и функционирующего в ее рамках рынка услуг требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить удовлетворение потребностей человека, социальных групп и общества в целом с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и решающих задачу максимально возможной сбалансированности между спросом и предложением отраслей услуг.
Непостоянство
качества в предоставляемых услугах
проявляется гораздо острее, чем
в материально осязаемых
Для
производителя услуги очень часто
непостоянство или изменчивость
качества услуг связано с
4)
Недолговечность,
При
устойчивом спросе на услуги, их недолговечность
не вызывает серьезных проблем, если
же спрос подвержен колебаниям, то
производители услуг
5)
Отсутствие владения: Потребитель
услуги, как правило, пользуется
ей на протяжении
В отличие от товаров, имеющих материальную форму, услуги не являются чьей-либо собственностью. В большинстве случаев, предоставленной услугой нельзя пользоваться слишком большой промежуток времени. В конечном счете, она либо устаревает, либо становится неактуальной. Любой спектакль, футбольный матч, отдых на море по путевке, рано или поздно заканчиваются.
6)
Взаимозаменяемость услуг
Эта
особенность услуг также может
появляться и в противоположном
направлении: услуги могут заменять
товары. В результате, между материальными
товарами и услугами возникают конкурентные
отношения. Таким образом, можно
говорить о так называемой межродовой
конкуренции, поскольку относятся
к разным родам: к роду товаров, имеющих
материальную форму и к роду услуг
т.е. товаров, не обладающих вещественными
характеристиками.
Классификация
услуг. Модель пакета
услуг
Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с присущими только ей особенностями. Сама же сфера услуг, представлялась, как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению.
Обычное перечисление отраслей услуг может только показать их разнообразие. Специфику же услуг, их экономическую сущность, а, следовательно, и специфику методов управления в маркетинге услуг простое перечисление раскрыть не в состоянии.
Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому количеству независимых и взаимосвязанных классификационных признаков. Это требует применения различных методов классификации.
Классификация
услуг и совершенствование их
учета - важная проблема во всех странах
мира. Среди множества принципов
классификации услуг, особый интерес
представляет классификация Ф. Ловелока
(Таблица 1), которая приводится в изложении
В.Д. Марковой. Согласно данной теории,
главное в классификации - на кого (на что)
направлены услуги и являются они осязаемыми
или нет.
Таблица 1. Классификация услуг Ф. Ловелока
|
Приведенная
классификация является основной классификацией
услуг в сфере нематериального
производства, самый общий подход
к классификации услуг. Ее вполне
можно дополнять новыми видами услуг
и развивать в дальнейшем. Услуги,
к примеру, можно классифицировать
по степени контакта с потребителем,
по степени регулирования
Классификация услуг может осуществляться по степени их неосязаемости. Чем меньше выражен признак материальности у услуг, тем меньше их маркетинг похож на маркетинг товаров. Нематериальные услуги можно оценить только после их получения, при этом, в силу различных факторов, оказывающих влияние на сам процесс оказания услуг, поддерживать постоянный уровень обслуживания довольно сложно.
Факторы сегментации услуг могут быть комбинированными.
Таблица 2. Матрица сегментации услуг (потребителей)
|
Для классификации
политики, проводимой компаниями в
сфере услуг, используются аналитические
матрицы. Е.В. Майдебура, в своей книге
"Маркетинг услуг", приводит один
из вариантов подобной матрицы (Таблица
3), параметрами в которой являются степень
участия персонала сферы услуг в установлении
контактов с клиентами и степень участия
клиента в обслуживании.
Таблица 3. Матрица сегментации услуг в зависимости от степени участия в обслуживании клиентов представителей предприятия
|
Классификация
услуг позволяет улучшить понимание
изучаемого явления, выделив отличительные
черты каждого вида услуг, определить
специфику методов управления организацией
и специфику применения маркетинга.
Разнообразные подходы к
Услуги,
при всем их разнообразии, можно
объединить в несколько групп.
Таблица 4. Типы услуг
|
Кроме этого,
постоянно появляются и новые
виды услуг, в которых возникает
потребность у общества.
Таблица 5. Новые виды услуг
|
Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые, информационные и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг, образуя вместе с этим совершенно новые виды услуг (Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг). Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристского бизнеса. Компании, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристские услуги и т.д.
Таким образом,
сегодня мы можем говорить о тенденции
диверсификации сферы услуг, проявляющейся
в современном мире все более
отчетливо.
Специфические
особенности маркетинга
в сфере услуг
По
своей сути, рынок услуг, развивающийся
по законам рыночной экономики, является
разновидностью товарного рынка
и вместе с этим, имеет ряд специфических
черт, что обуславливает особый подход
к предпринимательской и
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
в высокой динамичности рыночных процессов (Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
в
высокой скорости оборота капитала
(Одно из основных преимуществ бизнеса
в сфере услуг, являющееся следствием
более короткого
в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
в
специфике организации
в
специфике процесса оказания услуг
(Личный контакт производителя и
потребителя, с одной стороны, создает
условия для расширения коммуникативных
связей, а с другой - увеличивает
требования к профессионально-
в
высокой степени дифференциации
услуг (Связана с диверсификацией,
персонификацией и