Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:05, контрольная работа
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.
Введение
1. Сущность сегментирования и основные признаки
1.1. Общая характеристика сегментирования рынка
1.2 Признаки сегментации
2. Сегментирование туристического рынка
3. Методы продвижения и продажи туристического продукта
Заключение
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской федерации
Академия социального образования
Елабужский филиал
Социально-экономический
факультет
Контрольная работа
По дисциплине:
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
На тему:
Сегментирование
туристического рынка, методы продвижения
и продажи туристического продукта
Работу выполнила:
студентка V курса, группы 3531/02
заочного отделения
Фахрутдинова
Гулия Суфьяновна
Елабуга - 2011
Содержание
Введение
1. Сущность сегментирования и основные признаки
1.1. Общая характеристика сегментирования рынка
1.2 Признаки сегментации
2. Сегментирование туристического рынка
3. Методы продвижения и продажи туристического продукта
Заключение
Библиографический список
Введение
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.
Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Маркетинг зародился в производственной сфере и долгое время не находил применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристических предприятий.
Любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности порой противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, будет разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.
Более
подробно об этом и пойдет речь в данной
работе: общая характеристика сегментирования,
уровни и признаки. А также будет исследована
методы продвижения и продажи туристического
продукта.
1.
Сущность сегментирования и основные
признаки
1.1
Общая характеристика сегментирования
рынка
Сегментирование рынка (сегментация) - разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары или услуги.
Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации - обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга - ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на “направлении главного удара” (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Таким образом, с одной стороны, сегментация - прием для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направляется маркетинговая деятельность. А с другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.
Практика маркетинга в туризме свидетельствует, что сегментация рынка: является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;
позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;
помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию;
способствует установлению достижимых и реальных целей;
дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке;
обеспечивает повышение конкурентоспособности, как предлагаемых услуг, так и предприятия в целом;
предполагает оптимизацию маркетинговых затрат туристского предприятия;
позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем освоения незанятого сегмента.
Сегмент рынка - большая, идентифицированная по каким-либо признакам группа покупателей внутри рынка. Компании, использующие приемы маркетинга сегмента, признают, что нецелесообразно разрабатывать пакет предложений товаров и услуг для каждого отдельного покупателя. Они стараются выделить несколько больших сегментов рынка, концентрируя на них свое внимание.
Рыночный сегмент - большая группа покупателей, имеющая некую общую характеристику.
Например:
Некурящие люди
Курящие от случая к случаю
Постоянные курильщики
Заядлые курильщики
Ниша - более узкая группа покупателей, потребности которых удовлетворяются конкурентами компании в недостаточной степени. Для того чтобы выделить нишу, нужно разделить сегмент на более мелкие составляющие и определить группу покупателей, которых объединяет желание получить особое сочетание благ. Например, сегмент заядлых курильщиков может включать: Заядлых курильщиков, больных эмфиземой. Заядлых курильщиков, больных эмфиземой и избыточным весом.
Сегменты
рынка достаточно обширны, поэтому их
легко идентифицируют конкурирующие компании;
а ниши значительно меньше их, и значит,
интенсивность конкуренции на них ниже.
1.2
Признаки сегментации
С целью наибольшей эффективности, сегментация должна проводиться по определенным признакам. Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:
Географические;
Демографические;
Социально-
Психографические;
Поведенческие.
При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность. Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.
Психографическая сегментация объединяет целый ряд характеристик потребителей. В целом он выражается “образом жизни”. Т.е. это модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.
Поведенческие признаки связаны и во многом определяются психографическими. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как: мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур продукт и т.д.
Рассмотренные выше признаки - это лишь основа для первичной сегментации. Задача маркетинга, чтобы подобрать для конкретного предприятия свою комбинацию, позволяющую максимально точно установить, какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает степеням и возможностям фирмы. И лучше использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туристского рынка.
сегментация туристический географический социальный
2.
Сегментирование туристического рынка
В туризме существует тенденция выделения относительно однородных сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:
Молодежный туризм;
Туризм среднего возраста;
Туризм третьего возраста.
Молодежный туризм (до 30 лет) - это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию, развлечению и наличия свободного времени (во время каникул).
Для туризма среднего возраста (30-50 лет) - характерно преобладание семейного туризма. В связи с этим необходимо предусматривать возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Это особенно важно при создании тур комплексов в курортной местности. Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Туризм третьего возраста (старше 50 лет) - требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в таких местах. Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают “бархатный сезон” с мягким климатом.
Также сегментация рынка туризма осуществляется и по уровню доходов потребителей туристских услуг. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов. С другой стороны, спрос на туристские продукты продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Поэтому предложение тур продукта для этих двух сегментов должно быть различным.
Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним и относительно низким уровнем доходов. Основная цель путешествия - отдых на море, выбор места определяется по цене. Основной принцип - за свои деньги получить все сполна. В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия, в основном, до ближайшего моря.
Министерство образования и науки Российской федерации
Академия социального образования
Елабужский филиал
Социально-экономический
факультет
Контрольная работа
По дисциплине:
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
На тему:
Сегментирование
туристического рынка, методы продвижения
и продажи туристического продукта
Работу выполнила:
студентка V курса, группы 3531/02
заочного отделения
Фахрутдинова
Гулия Суфьяновна
Елабуга - 2011
Содержание
Введение
1. Сущность сегментирования и основные признаки
1.1. Общая характеристика сегментирования рынка
1.2 Признаки сегментации
2. Сегментирование туристического рынка
3. Методы продвижения и продажи туристического продукта
Заключение
Библиографический список
Введение
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.
Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Маркетинг зародился в производственной сфере и долгое время не находил применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристических предприятий.
Любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности порой противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, будет разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.
Более
подробно об этом и пойдет речь в данной
работе: общая характеристика сегментирования,
уровни и признаки. А также будет исследована
методы продвижения и продажи туристического
продукта.
1.
Сущность сегментирования и основные
признаки
1.1
Общая характеристика сегментирования
рынка
Сегментирование рынка (сегментация) - разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары или услуги.
Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации - обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга - ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на “направлении главного удара” (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Таким образом, с одной стороны, сегментация - прием для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направляется маркетинговая деятельность. А с другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.
Практика маркетинга в туризме свидетельствует, что сегментация рынка: является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;
позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;
помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию;
способствует установлению достижимых и реальных целей;
дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке;
обеспечивает повышение конкурентоспособности, как предлагаемых услуг, так и предприятия в целом;
предполагает оптимизацию маркетинговых затрат туристского предприятия;
позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем освоения незанятого сегмента.
Сегмент рынка - большая, идентифицированная по каким-либо признакам группа покупателей внутри рынка. Компании, использующие приемы маркетинга сегмента, признают, что нецелесообразно разрабатывать пакет предложений товаров и услуг для каждого отдельного покупателя. Они стараются выделить несколько больших сегментов рынка, концентрируя на них свое внимание.
Рыночный сегмент - большая группа покупателей, имеющая некую общую характеристику.
Например:
Некурящие люди
Курящие от случая к случаю
Постоянные курильщики
Заядлые курильщики
Ниша - более узкая группа покупателей, потребности которых удовлетворяются конкурентами компании в недостаточной степени. Для того чтобы выделить нишу, нужно разделить сегмент на более мелкие составляющие и определить группу покупателей, которых объединяет желание получить особое сочетание благ. Например, сегмент заядлых курильщиков может включать: Заядлых курильщиков, больных эмфиземой. Заядлых курильщиков, больных эмфиземой и избыточным весом.
Сегменты
рынка достаточно обширны, поэтому их
легко идентифицируют конкурирующие компании;
а ниши значительно меньше их, и значит,
интенсивность конкуренции на них ниже.
1.2
Признаки сегментации
С целью наибольшей эффективности, сегментация должна проводиться по определенным признакам. Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:
Географические;
Демографические;
Социально-
Психографические;
Поведенческие.
При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность. Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.
Психографическая сегментация объединяет целый ряд характеристик потребителей. В целом он выражается “образом жизни”. Т.е. это модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.
Поведенческие признаки связаны и во многом определяются психографическими. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как: мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур продукт и т.д.
Рассмотренные выше признаки - это лишь основа для первичной сегментации. Задача маркетинга, чтобы подобрать для конкретного предприятия свою комбинацию, позволяющую максимально точно установить, какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает степеням и возможностям фирмы. И лучше использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туристского рынка.
сегментация туристический географический социальный
2.
Сегментирование туристического рынка
В туризме существует тенденция выделения относительно однородных сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:
Молодежный туризм;
Туризм среднего возраста;
Туризм третьего возраста.
Молодежный туризм (до 30 лет) - это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию, развлечению и наличия свободного времени (во время каникул).
Для туризма среднего возраста (30-50 лет) - характерно преобладание семейного туризма. В связи с этим необходимо предусматривать возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Это особенно важно при создании тур комплексов в курортной местности. Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Туризм третьего возраста (старше 50 лет) - требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в таких местах. Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают “бархатный сезон” с мягким климатом.
Также сегментация рынка туризма осуществляется и по уровню доходов потребителей туристских услуг. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов. С другой стороны, спрос на туристские продукты продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Поэтому предложение тур продукта для этих двух сегментов должно быть различным.
Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним и относительно низким уровнем доходов. Основная цель путешествия - отдых на море, выбор места определяется по цене. Основной принцип - за свои деньги получить все сполна. В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия, в основном, до ближайшего моря.