Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателем. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании определенных частей, или сегментов, рынка. Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить.
Главными целями данной работы является:
1) дать определение понятиям «сегментирование рынка», «выбор целевых сегментов рынка» и «позиционирование товара на рынке»;
2) перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения;
3) пояснить, каким образом фирмы выбирают стратегию охвата рынка;
4) рассказать, каким образом фирма позиционирует товар-новинку на рынке.
Введение
Глава 1. Сегментирование рынка
1.1. Общий подход к сегментированию рынка
1.2. Сегментирование по географическому принципу
1.3. Сегментирование по демографическому принципу
1.4. Сегментирование по психографическому принципу
1.5. Сегментирование по поведенческому принципу
1.6. Основные принципы сегментирования рынков товаров промышленного назначения
Глава 2. Выбор целевых сегментов рынка
2.1. Три варианта охвата рынка
2.2. Выбор стратегии охвата рынка
2.3. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
2.4. Выбор рыночной стратегии сбыта
Глава 3. Позиционирование товара на рынке
3.1. Выбор атрибутов позиционирования
3.2. Позиционирование товара по отношению к конкурентам
Заключение
Список использованной литературы
Чаще всего сегментирование рынков товаров промышленного назначения проводят по разновидностям конечных потребителей товара. Разные конечные потребители часто ищут в товаре и разные выгоды. А значит, по отношению к ним можно пользоваться разными комплексами маркетинга. Рассмотрим для примера рынок транзисторов.
Рынок транзисторов состоит из трех субрынков: военного, промышленного и коммерческого.
Военные закупщики уделяют огромное внимание качеству товара и его доступности. Фирмы, продающие транзисторы, должны вкладывать крупные средства в НИОКР, использовать торговых агентов, хорошо знакомых с процедурами военных закупок, и иметь довольно узкую товарную специализацию производства.
Покупатели
товаров промышленного
Еще одной
переменной, которую можно использовать
для сегментирования рынка
Глава 2. ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА
2.1. Три варианта охвата рынка
Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг (рисунок 3).
Рисунок 3 Три варианта стратегии охвата рынка
Недифференцированный маркетинг: возможно, фирма решится пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах обще. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремиться придать товару образ превосходства в сознании людей. В качестве примера недифференцированного маркетинга можно привести действия фирмы «Красный Октябрь», которая несколько лет назад предложила марку шоколада в расчете на всех.
Недифференцированный
маркетинг экономичен. Издержки по
производству товара, поддержанию его
запасов и транспортировке
Фирма,
прибегающая к
Дифференцированный
маркетинг: в данном случае фирма
решает выступить на нескольких сегментах
рынка и разрабатывает для
каждого из них отдельное предложение.
Предлагая разнообразные
Концентрированный
маркетинг: многие фирмы видят для
себя и третью маркетинговую возможность,
особенно привлекательную для
В то же
время концентрированный
2.2. Выбор стратегии охвата рынка
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:
- ресурсы
фирмы - при ограниченности ресурсов
наиболее рациональной
- степень
однородности продукции - стратегия
недифференцированного
- этап жизненного цикла товара - при выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга;
- степень однородности рынка - если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга;
- маркетинговые стратегии конкурентов - если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, ели конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга [1].
2.3. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
Преуспевающий
производитель снегоуборочной техники
хочет создать новинку. Руководство
фирмы изучает несколько
Рисунок 4 Товарно-рыночная сетка применительно
к снегоходам
Фирме потребуется собрать информацию обо всех девяти сегментах рынка. Это должны быть сведения об объемах продаж в денежном выражении, ожидаемых темпах роста сбыта, прогнозируемых размерах прибыли, интенсивности конкуренции, требования к каналам маркетинга и т.д. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормы прибыли, слабой конкуренцией и несложными требованиями к каналу маркетинга. Как правило, ни один из сегментов не отвечает в желаемой мере всем этим характеристикам, так что придется идти на компромиссы.
После
того как фирма выявит объективно
привлекательные для себя сегменты,
она должна задаться вопросом, какой
из них наиболее полно соответствует
ее сильным деловым сторонам. Например,
крайне привлекательным может
2.4. Выбор рыночной стратегии сбыта
Сбытовая политика представляет собой сознательное руководство деятельностью по распространению товара.
Сбытовая стратегия - это долго - и среднесрочные решения по формированию и изменению сбытовых каналов, а также процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве в рыночных условиях. Сбытовая стратегия, как и в других элементах маркетинга, - своеобразный «фарватер», в котором будет двигаться фирма в своем стремлении достичь поставленных целей.
Сбытовая стратегия разрабатывается для разных рынков, разных товаров (если фирма выпускает не единственный товар, а несколько), стадий жизненного цикла товаров и по иным основаниям [4].
Глава 3. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ
3.1.
Выбор атрибутов позиционирования
Позиционирование - это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.
Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:
- во-первых,
это выбор атрибута
- во-вторых,
позиционирование
- в-третьих,
позиционирование должно
Основные принципы позиционирования можно сформулировать следующим образом:
- быть
последовательным, используя выбранную
позицию, придерживаясь
- ежедневно
люди воспринимают огромное
- все
составляющие бизнеса, включая
решения об ассортименте
Атрибут позиционирования - это то ключевое преимущество товара, которое позволяет потребителю удовлетворять свои потребности наилучшим образом, отличает данный продукт от товаров конкурентов и является источником мотивации его покупок.
С точки зрения покупателя, характеристики товара еще не являются получаемой пользой от приобретения товара. Чтобы убедить покупателя в том, что покупка именно этого товара будет полезной, нужно показать, что только товар с такими характеристиками способен удовлетворить ту или иную его потребность. Выбрать для позиционирования фирмы ключевое преимущество можно на основе мультиатрибутивной модели товара. Ключевое преимущество, склоняющее клиентов к покупке, должно быть правдоподобным и обеспечиваться объективно существующими характеристиками товара.
Выбор атрибута для позиционирования начинается с идентификации природы и потенциала сегментов и выгодам. Потребители объединятся в группы (кластеры) по выгодам, которые они ожидают получить от использования товара или услуги (рисунок 5).
Рисунок 5 Параметры позиционирования
Рассмотрение позиционирования на основе качества порождает завышенные ожидания от употребления товара. У потребителей вырабатываются ожидания, основанные на прошлом опыте, на цене, которую они платили, и на других факторах. В этом случае удовлетворение потребностей зависит от разницы между услугой, которые потребители ожидают получить от товара, и услугой, которой они действительно получили. Товар оценивается как очень хороший, если превосходит такие ожидания. Трудность заключается в том, что каждый положительный опыт создает ожидание еще лучшего качества в будущем. Следовательно, способность приятно удивить и удовлетворить потребителя снижается по мере создания таких ожиданий, а шансы неприятно удивить и разочаровать потребителя возрастают.