Сегментирование рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателем. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании определенных частей, или сегментов, рынка. Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить.
Главными целями данной работы является:
1) дать определение понятиям «сегментирование рынка», «выбор целевых сегментов рынка» и «позиционирование товара на рынке»;
2) перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения;
3) пояснить, каким образом фирмы выбирают стратегию охвата рынка;
4) рассказать, каким образом фирма позиционирует товар-новинку на рынке.

Содержание

Введение
Глава 1. Сегментирование рынка
1.1. Общий подход к сегментированию рынка
1.2. Сегментирование по географическому принципу
1.3. Сегментирование по демографическому принципу
1.4. Сегментирование по психографическому принципу
1.5. Сегментирование по поведенческому принципу
1.6. Основные принципы сегментирования рынков товаров промышленного назначения
Глава 2. Выбор целевых сегментов рынка
2.1. Три варианта охвата рынка
2.2. Выбор стратегии охвата рынка
2.3. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
2.4. Выбор рыночной стратегии сбыта
Глава 3. Позиционирование товара на рынке
3.1. Выбор атрибутов позиционирования
3.2. Позиционирование товара по отношению к конкурентам
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сегментирование рынка.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

   Сегментирование по нескольким демографическим параметрам: Большинство фирм проводят сегментирование  рынка на основе сочетания двух или более демографических переменных. Например, пансионат берет на себя заботу о слепых людях, заботится о поддержании их психологического состояния, обеспечивает профессиональное обучение. Однако в связи с ограниченными возможностями пансионат не в состоянии оказать помощь всем слепым людям разного общественного положения. Пансионат остановил свой выбор на обслуживании слепых мужчин рабочего возраста с низким уровнем доходов, поскольку его руководство считает, что в состоянии наилучшим образом удовлетворить нужды этой группы потенциальных клиентов.

   1.4. Сегментирование  по психографическому  принципу

   При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни  и/или характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.

   Общественный  класс: многие фирмы проектируют  свои товары или услуги в расчете  на представителей конкретного общественного  класса, предусматривая включение свойств и характеристик, которые импонируют именно им.

   Образ жизни: продавцы марочных и обычных  товаров все чаще прибегают к  сегментированию рынков по признаку образа жизни потребителей. Например, изготовителю джинсов захотелось создать джинсы для одной из конкретных групп мужчин, таких, как «активные добытчики», «традиционные» домоседы, «деловые лидеры». Для каждой из этих групп будут нужны джинсы особого покроя, по разной цене, торговые предприятия и т.д. Если фирма не объявит, представителям какого образа жизни предназначен товар, ее джинсы могут не вызвать особого интереса ни у одной группы мужчин.

   Тип личности: переменные характеристики личности также  используются продавцами в качестве основы для сегментирования рынка. Производители придают своим товарам личностные характеристики, соответствующие личностным характеристикам потребителей. В конце 50-х годов автомобили «Форд» и «Шевроле» рекламировали как машины для разных по типу личности людей. Было принято считать, что покупатели «Фордов» - люди «независимые», импульсивные, мужественные, чуткие к переменам и уверенные в себе, а владельцы «Шевроле» - люди консервативные, экономные, заботящиеся о престиже, менее мужественные и стремящиеся избегать крайностей». Исследователь Франклин Эванс решил проверить справедливость взглядов, подвергнув владельцев «Фордов» и «Шевроле» обычному тесту по определению типа личности. Результаты оценок владельцев «Фордов» мало чем отличались от результатов оценок владельцев «Шевроле». Эванс пришел к выводу, что совпадение оценочных результатов делает практически невозможным разделение аудитории по типам личности. Р. Экоффу и Дж. Эмсхоффу удалось выявить четыре типа личности потребителей пива (таблица 2) и помочь фирме «Анхойзер-Буш» разработать конкретную рекламную компанию для охвата каждой из этих групп.

   Таблица 2 Сегментирование потребителей пива по типу личности

   Тип потребителя    Тип личности    Потребительские привычки
   Пьющий  в компании    Движим  собственными потребностями и особенно потребностями в достижении успеха и стремлении манипулировать другими для получения чего-либо желаемого. Движим желанием вырваться вперед. Обычно молодой человек.    Умеющий контролировать себя человек, который иногда может  все же захмелеть и напиться допьяна, но скорее всего не алкоголик. Пьет в основном по выходным, праздникам и во время отпуска, обычно в обществе друзей. Употребление пива считает одним из способов добиться общественного признания.
   Пьющий  для восстановления тонуса    Чувствителен  и отзывчив к нуждам других. Подлаживается под нужды других, жертвуя ради этого своими собственными устремлениями. Обычно человек средних лет    Умеющий контролировать себя человек, который довольно редко  сильно хмелеет или напивается допьяна. Пьет в основном после рабочего дня, обычно с несколькими близкими друзьями. Употребление пива считает своего рода вознаграждением за жертвы, приносимые ради других.
   Пьющий  много    Чувствителен  к нуждам других. Часто неудачник, винящий в этом самого себя.    Пьет много, особенно в моменты обострения желания  преуспеть. Временами теряет контроль над собой и может сильно захмелеть или напиться допьяна. Может даже стать алкоголиком. Употребление пива для него - форма бегства от действительности.
   Пьющий  бесконтрольно    Как правило, не испытывает сочувствия к другим, возлагая вину за свои неудачи на недостаток сочувствия к себе со стороны окружающих.    Как и представитель  предыдущего разряда, пьет много, часто  сильно хмелеет, напивается допьяна, нередко  становится алкоголиком. Употребление пива для него - форма бегства  от действительности.

   1.5. Сегментирование  по поведенческому  принципу

   При сегментировании  на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в  зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Многие деятели рынка считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.

   Поводы  для совершения покупки: покупателям  можно различать между собой  по поводам возникновения идеи, совершения покупки или использования товара. Например, поводом для воздушного путешествия может послужить что-то связанное с предпринимательской деятельностью, отпуском, семьей. Авиакомпания может специализироваться на обслуживании людей, у которых преобладает какой-то один из этих поводов. Так, чартерные авиакомпании обслуживают тех, у кого отпуск включает в себя воздушный перелет куда-либо.

   Сегментирование на основе поводов может помочь фирмам поднять степень использования  товара. Например, апельсиновый сок  чаще всего пьют на первый завтрак. Фирма производитель может попытаться дать его рекламу как напитка, подходящего и для второго завтрака, и для обеда.

   Искомые выгоды: одна из действенных форм сегментирования - классификация покупателей на основе тех выгод, которых они ищут в  товаре. Д.Янкелович применил сегментирование на основе искомых выгод к покупке часов. Он обнаружил, что «примерно 23% покупателей приобрели часы по самым низким ценам, еще 46 - руководствовались при покупке факторамидолговечности и общего качества товара, а 31% покупали часы в качестве символического напоминания о каком-то важно поводе.

   Сегментирование на основе выгод требует выявления  основных выгод, которых люди ожидают  от товаров конкретного класса, разновидностей потребителей, ищущих каждую из этих основных выгод, и основных марок, которыми в той или иной мере присущи эти выгоды. Об одном из наиболее успешных примеров сегментирования на основе выгод рассказал Р. Хейли, изучавший рынок зубной пасты (таблица 3). В результате своих исследований Хейли выявил четыре сегмента по разновидностям выгод: экономия, лечебное действие, косметическое действие, вкусовые качества. Аудитория каждого сегмента обладала присущими только ей демографическими, поведенческими и психографическими характеристиками.

   Таблица 3 - Сегментирование рынка зубной пасты на основе ожидаемых выгод

   Сегменты  по разновидностям выгод    Демографические характеристики    Поведенческие характеристики    Психографические  характеристики    Предпочитаемые  марки зубной пасты
   Экономия (низкая цена)    Мужчины    Активные  потребители    Высокая степень независимости, ориентация на ценностные показатели    Марка, имеющаяся  в продаже
   Лечебное  действие    Люди с  большими семьями    Активные  потребители    Ипохондрики, консерваторы    «Крест»
   Косметическое действие (блестящие зубы)    Подростки, совершеннолетние молодые люди    Курильщики    Чрезвычайно общительны и активны    «Маклинз», «Ультрабрайт»
   Вкусовые  качества

   (хороший  вкус)

   Дети    Любители  мятной жевательной резинки    Особое  стремление участвовать во всем самим, жизнелюбивы    «Колгейт», «Эйм»
 

   Статус  пользователя: многие рынки можно разбить на сегменты не пользующихся товаром, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей. Крупные фирмы, стремящиеся заполучить себе большую долю рынка, особенно заинтересованы в привлечении к себе потенциальных пользователей, а более мелкие компании стремятся завоевать своей марке регулярных пользователей. Потенциальные пользователи требуют различных маркетинговых подвохов.

   Интенсивность потребления: Рынки также можно  разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Активные пользователи часто составляют небольшую часть рынка, однако на их долю приходится большой процент общего объема потребления рынка (рисунок 2). На примере потребления пива видно, что 68% опрошенных его не пьют. Оставшиеся 32% разбились на две группы по 16% в каждой. Одну составили слабые потребители, на долю которых приходится 12% общего объема потребления пива, другую - активные, потребляющие 88% пива, т.е. в семь раз больше слабых.

   

   Рисунок 2 Сегментирование рынков ряда категорий товаров по степени интенсивности их потребления

   У активных потребителей товара общие демографические  и психографические характеристики, а также общие приверженности к средствам рекламы. В случае активного потребления пива известно, что среди них больше рабочих, чем среди слабых потребителей, и что их возраст - от 25 до 50 лет, а не до 25 и свыше 50 лет, как это наблюдается среди слабых потребителей. Подобные данные помогают деятелю рынка в установлении цен, разработке рекламных обращений и стратегии использования средств рекламы.

   Степень приверженности: сегментирование рынка  можно осуществлять по степени приверженности потребителей к товару. Потребители могут быть приверженцами товарных марок, магазинов и прочих самостоятельных объектов.

   Безоговорочные  приверженцы: это потребители, которые  все время покупают товар одной  и той же марки. Таким образом, схема покупательского поведения типа А, А, А, А, А, А представляет потребителя с безраздельной приверженностью к марке А.

   Терпимые  приверженцы: это потребители, которые  привержены к двум-трем товарным маркам. Схема покупательского поведения  типа А, А, Б, Б, А, Б представляет потребителя с приверженностью, поделенной между марочными товарами А и Б.

   Непостоянные  приверженцы: это потребители, переносящие  свои предпочтения с одной товарной марки на другую. Схема покупательского  поведения типа А, А, А, Б, Б, Б наводит  на мысль, что потребитель сменил свои предпочтения с марки А в пользу марки Б.

   «Странники»: это потребители, не проявляющие  приверженности ни к одному из марочных товаров. Схема покупательского  поведения типа А, В, Д, Б, Г, Б наводит  на мысль, что перед нами не имеющий приверженности потребитель, который либо покупает любую марку из доступных в данный момент, либо хочет приобрести нечто отличное от существующего ассортимента.

   Любой рынок состоит из разных видов  сочетаний покупателей этих четырех  типов. Рынок марочной приверженности - это рынок, на котором большой процент приверженности покупателей демонстрирует безоговорочную приверженность к одной из имеющихся на нем марок. В этом смысле рынками довольно высокой марочной приверженности можно, пожалуй, назвать рынки зубной пасты и пива. Фирмам, торгующим на рынке марочной приверженности, будет очень трудно увеличить размеры соей доли на нем, а фирмам, стремящимся выйти на него, очень трудно это сделать.

   Изучение  потребителей, отказывающихся от ее марки  в пользу других, поможет фирме  узнать о своих маркетинговых  слабостях. Что же касается потребителей, не имеющих приверженностей, фирма  сможет привлечь их к себе, предложив  свою марку.

   При этом фирма должна помнить, что характер покупательского поведения, объясняющийся, казалось бы, приверженностью к марке, на самом деле может являться проявлением привычки или безразличия, ответом на низкую цену или отсутствие в продаже товаров других марок. Понятие «приверженность к марке» не всегда толкуется однозначно, и поэтому обращаться с ним следует осмотрительно.

   Степень готовности покупателя к восприятию товара: в любой данный момент времени  люди находятся в разной степени  готовности к совершению покупки  товара. Некоторые из них вообще не осведомлены о товаре, другие - осведомлены, третьи - информированы о нем, четвертые - заинтересованы в нем, пятые - желают его, шестые - намереваются купить. Численное соотношение потребителей различных групп в огромной мере сказывается на характере разрабатываемой маркетинговой программы. В целом маркетинговую программу следует строить так, чтобы она отражала перераспределения в численном составе групп лиц, находящихся в разной степени готовности к совершению покупки.

   1.6. Основные принципы сегментирования рынков товаров промышленного назначения

   В качестве основы для сегментирования рынков товаров промышленного назначения можно использовать большую часть  тех же переменных, что используется при сегментировании рынков. Покупателей  товаров промышленного назначения можно сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенческих переменных, на основе искомых ими выгод, статуса пользователя, интенсивности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию товара и отношения к нему.

Информация о работе Сегментирование рынка