Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа
Сегодня сегментация потребительского рынка уже не является рядовым инструментом маркетинга; она приобретает ключевое значение для достижения успеха компании. Старший менеджер одной из пяти ведущих компаний США в области финансовых услуг отметил, что "результаты сегментации используются всеми подразделениями нашей компании; сегментация является ключевым элементом для многих из них". Однако в мире коммерции полно стратегов, разрабатывающих фантастические методы проведения сегментации, которые никогда не найдут практического применения. Относительно легко создавать методики разделения потребителей на категории, которые выглядят гармонично и обоснованно. Гораздо труднее заставить их работать.
ВВЕДЕНИЕ 4
СЕГМЕНТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА 6
1.1. Исследование потребителей 7
1.2. Принципы сегментации 14
1.3. Выбор целевого рынка 15
2. МЕТОДЫ СЕГМЕНТАЦИИ 18
2.1. Проблемы, связанные с традиционной сегментацией 22
2.2. Эффективная поведенческая сегментация 30
2.3. Перспективы применения усовершенствованной сегментации 34
3. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ 37
3.1. Исследование рынка потребителей крымского турпродукта 44
3.2. Сегментация рынка по социально–демографическим критериям 46
3.3. Сегментация рынка по роду деятельности и уровню дохода 48
3.4. Сегментация рынка по географическому критерию 50
ВЫВОД 52
ЛИТЕРАТУРА 55
Основная масса отдыхающих представлена интеллигенцией (37%) и студентами (32%), доход которых обычно не превышает среднего уровня. Более трети приезжих получают заработную плату менее 100 у. е., пятая часть - имеет доход от 100 до 200 у. е. и каждый десятый - от 200 до 300 у. е.
В процессе опроса выяснилось, что на большую часть респондентов влияет "социальная желательность", следствием которой является искусственное занижение респондентами своего материального положения. В связи с этим психологическим феноменом пятая часть респондентов так и не решилась сообщить о своей финансовой наличности.
Таким
образом, самые крупные сегменты
рынка представлены рекреантами
с низким и средним уровнем
дохода, что должно учитываться туроператорами
при формировании цен на свои турпродукты.
Потребители с доходом более 300 у. е., составляют
лишь 11% всего рынка, но они являются самыми
перспективными клиентами для рекреационных
предприятий. С целью поиска способов
привлечения подобной клиентуры в крымский
регион необходимо проведение дополнительных
маркетинговых исследований.
Табл.3.8 Распределение отдыхающих по уровню дохода
Уровень дохода | % |
Менее 50 у. е. | 14 |
51 - 100 у. е. | 26 |
101 - 200 у. е. | 20 |
201 - 300 у. е. | 10 |
301 - 400 у. е. | 4 |
401 - 500 у. е. | 3 |
Более 500 у. е. | 4 |
Не могу указать | 20 |
100 |
Доход играет в туризме одну из определяющих ролей. Турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия исходя из их стоимости и своих материальных возможностей. Люди обеспеченные путешествуют избирательно. Люди с низким доходом совершают наименьшее число туристских поездок. Повышение жизненного уровня меняет приоритеты. Доходность различных категорий населения,
составляющих потенциальный контингент туристов, влияет на формирование планируемого отдыха [15].
Табл. 3.9. Распределение отдыхающих по их месту жительства
|
Традиционно Украина, Россия и Белоруссия поставляют в Крым основную массу потребителей туристских услуг, но долевое соотношение этих стран ежегодно претерпевает изменения.
В 2002 году более половины крымских рекреантов представлены украинцами (52%). В этот сезон их приехало на 6% больше, чем в предыдущий (все данные 2001 года взяты из источника [14]). В основном приезжают жители крупных городов: Киева (17%); Днепропетровска, Донецка (9%); Львова, Ивано-Франковска (6%); Харькова (3%).
Россиян по сравнению с прошлым сезоном, по данным ОМИТ [14], в анализируемом году отдыхало на 4% меньше (36%). Большинство из них – проживают в Санкт – Петербурге (7%), в Москве и Подмосковье (15%).
Выходцы из Белоруссии второй год подряд приезжают в схожем долевом соотношении (2001 год – 12%, 2002 – 11%); а представители других стран СНГ и дальнего зарубежья на крымских курортах стали встречаться в 2 раза реже (2001 год - 2%, 2002 – 1%).
Таким образом, в структуре туристского рынка Крыма с каждым годом наблюдается уменьшение доли отдыхающих, приехавших из ближнего и дальнего зарубежья.
Может
ли сегментация коренным образом
изменить систему маркетинга? Да, если
использовать творческий подход к разработке
мощных инструментов выделения рыночных
сегментов, или обеспечить лучшее, по
сравнению с другими
Так для чего же нам так необходимо проводить сегментацию рынка?
Главными доводами в пользу проведения сегментации являются следующие:
1. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют.
2.
Обеспечивается лучшее
3.
Представляется возможность
4.
При разработке планов
Сегментация рынка в туризме - очень важный элемент например, при выборе стратегии маркетинга. Сегментация - это низменность рынка на составу, виды или же сегменты, члены которых довольно похожие и отличаются от членов других групп (сегментов). Главная мишень сегментации - обеспечить адресность туристического продукта.
С
помощью сегментации
Благодаря этому методу сегментации туристические компании получают необходимую информацию для планирования, разработки, распределения туристического продукта на рынке, а он может помочь в выявлении потенциальных заказчиков с целью эффективного использования денежных средств, какие выделяются на маркетинг и продвижение турпродукта. (
В результате проведенного маркетингового исследования особенностей потребления крымского турпродукта можно сделать следующие выводы:
1.
В общем количестве крымских
отдыхающих наблюдается
2. В курортный сезон 2003 года по сравнению с прошлым сезоном приехал более молодой состав туристов: две трети рекреантов представлены возрастной группой до 30 лет. Средний возраст отдыхающего за год понизился на 5 лет, и составил 28 лет. Женатые и замужние рекреанты представлены 42% опрошенных. Количество детей в таких семьях, как правило, не более двух (95% опрошенных).
Следствием такой возрастной структуры рынка является всплеск интереса к новым ощущениям, выраженный у половины опрошенных. Таким образом, возрастные изменения отражаются на покупательском поведении, что необходимо учитывать при разработке туров.
3.
Основная масса отдыхающих
Таким образом, самые крупные сегменты рынка представлены рекреантами с низким и средним уровнем дохода, что необходимо учитывать турагентам и туроператорам при формировании цен на свои услуги. С целью поиска способов привлечения в крымский регион более высокодоходной клиентуры необходимо проведение дополнительных маркетинговых исследований
4.
В 2002 году более половины крымских
рекреантов представлены
По сравнению с прошлыми годами в структуре туристского рынка Крыма наблюдается уменьшение доли отдыхающих, приехавших из ближнего и дальнего зарубежья, что говорит о необходимости проведения дополнительных маркетинговых мероприятий с целью удержания старых рынков и освоения новых.
1.
Поль Р. Гембл, Энтони
2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Бизнес-книга", "ИМА-Кросс. Плюс 1995. - 670 с.
3. Журнал. Маркетинг в России и за рубежом. №5 1998. Голубков Е.П. Изучение потребителей
4. Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 1994. № 3. С.61–71.
5. Журналы >Маркетинг в России и за рубежом > №2 1999. Попов Е.В. Сегментация рынка