Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:11, реферат
Роль маркетинга и его влияние на организационную структуру часто недооценивают. По неопытности или в силу незнания многие предприниматели не уделяют маркетингу должного внимания и все свои силы концентрируют на вопросах производства и сбыта. Многие из них считают, что маркетинг — это и есть сбыт и что главная цель любой фирмы — продать побольше своей продукции, чтобы максимизировать свои доходы и денежные поступления. Такая позиция может привести к возникновению серьезных трудностей в условиях высококонкурентного рынка, где потребители выбирают те товары, которые лучше удовлетворяют их специфическим вкусам и потребностям. Коммерческие организации в своей маркетинговой деятельности в условиях руководствуются следующими основными концепциями управления производством: совершенствование производства, совершенствование товара; интенсификация коммерческих усилий; маркетинга.
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Мичуринский Государственный Аграрный Университет»
Кафедра
экономики
Реферат
на тему:
«Рыночная ориентация предприятия:
производственная, продуктовая,
ориентация
на продажи, маркетинг»
Выполнила: студентка 52-Э группы
Лукина О. В.
Проверила:
Лёвина М. В.
Мичуринск-2011
Роль маркетинга и его влияние на организационную структуру часто недооценивают. По неопытности или в силу незнания многие предприниматели не уделяют маркетингу должного внимания и все свои силы концентрируют на вопросах производства и сбыта. Многие из них считают, что маркетинг — это и есть сбыт и что главная цель любой фирмы — продать побольше своей продукции, чтобы максимизировать свои доходы и денежные поступления. Такая позиция может привести к возникновению серьезных трудностей в условиях высококонкурентного рынка, где потребители выбирают те товары, которые лучше удовлетворяют их специфическим вкусам и потребностям. Коммерческие организации в своей маркетинговой деятельности в условиях руководствуются следующими основными концепциями управления производством: совершенствование производства, совершенствование товара; интенсификация коммерческих усилий; маркетинга.
Концепция совершенствования производства (производственно ориентированная). Согласно этой концепции потребитель ориентируется на доступные для себя товары, имеющие невысокую цену. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное или крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий. К основным предпосылкам существования этой концепции управления маркетинговой деятельности можно отнести следующие: а) большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы; б) спрос равен или немного превышает предложение; в) происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей доли рынка.
Усилия предприятий, следующих этой концепции, как правило, должны быть нацелены на совершенствование процесса производства, а следовательно, на снижение уровня издержек и повышение производительности труда и эффективности производства.
Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспективами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля.
Диверсификация — это расширение ассортимента производимых изделий и видов предоставляемых услуг на основе одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств.
Производственная концепция маркетинга ставит во главу угла увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Производственная концепция маркетинга исходит из того, что спрос превышает предложение. При совершенствовании производства появляется возможность увеличить выпуск товаров и снизить их себестоимость, а значит и цену для потребителя, что в свою очередь приведет к увеличению спроса. Главной целью, на которую ориентируется менеджер, управляющий предприятием, является совершенствование производства, что способствует увеличению выпуска продукции и практически «автоматически» ведет к росту продаж, а, следовательно, к увеличению прибыли. Руководство предприятия в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта.
Данная концепция маркетинга востребована в условиях дефицита товаров, который наблюдается при ограниченном производстве.
«Производственно-
Ведущая идея концепции: увеличение производства товаров, которые уже выпускаются. Основной инструментарий: себестоимость продукции, производительность. Главная цель: совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли.
Схема организации деятельности фирмы в условиях применения концепции совершенствования производства представлена на рис. 1.
Рис.
1. Схема концепции
В
мировой экономической истории
классическим примером разработки и
реализации такой концепции является
автомобильная компания “Ford”. Суть
проблемы, которую вознамерился решить
Г. Форд I заключалась в совершенствовании
производства автомобиля модели " Т"
таким образом, чтобы за счет снижения
его себестоимости сделать автомобиль
доступным широкому потребителю, что волне
отвечало потребностям эпохи бурного
развития американского общества конца
XIX — начала XX века. В результате Г. Форд
I не только сделал автомобиль массовым
средством передвижения, а не предметом
роскоши, коим он являлся ранее, но и создал
рынок потребителя первым повысив заработную
плату своим рабочим, доведя ее до пяти
долларов в день, что в 2,5 раза превышало
уровень на других предприятиях Америки.
Ведущая идея концепции: | Увеличение производства товаров, которые уже выпускаются. |
Основной инструментарий: | Себестоимость продукции, производительность. |
Главная цель: | Совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли. |
Этап ориентации на производство может быть ограничен следующими временными рамками - конец XIX века - 20-е годы XX века. Главная проблема производителей заключалась в стремлении любым способом продать потребителю (без изучения его потребностей) произведенные товары, в которых он - потребитель часто не был заинтересован. Фактически судьба продукции за воротами предприятия руководителей предприятий, как правило, не волновала. Подобный подход в значительной степени был характерен для командно-административной системы управления производством.
Концепция совершенствования товара (продуктово ориентирована).
Основная идея этой концепции состоит в ориентации потребителей на те или иные товары или услуги, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а, следовательно, и цены. К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие: а) общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни; б) неустойчивость экономической конъюнктуры: в) инфляция; г) монополистические ограничения рынка; д) быстрый моральный износ товаров.
«Продукто-ориентированная
концепция говорит, что потребители отдают
предпочтение товарам, предлагающим наивысшее
качество, обладающим лучшими эксплуатационными
свойствами и характеристиками, а следовательно,
менеджеры должны сконцентрировать все
силы на производстве высококачественной
продукции и ее постоянном совершенствовании».
Ф. Котлер.
Ведущая идея концепции: | Разработка и производство качественных товаров |
Основной инструментарий: | Товарная политика |
Главная цель: | Совершенствование потребительских свойств товара |
Следовательно, фирма должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании товара, при обеспечении умеренных и доступных основной массе потребителей ценах.
Однако, увлеченность модернизацией собственной продукции не должна быть абсолютной. Необходимо следить за новыми разработками конкурентов и, что особенно важно, за появлением товаров заменителей, которые способны свести на нет усилия фирмы по совершенствованию свой продукции. Существует термин “маркетинговая близорукость”, впервые введенный в научный оборот Т. Левиттом (Гарвардская высшая школа бизнеса). Поводом для этого послужил анализ причин краха железнодорожных компаний в США, владельцы которых упустили из виду возникновение и развитие конкурирующих видов транспорта - автомобильного и авиационного прежде всего.
Для
концепции совершенствования
Концепция используется в случае широкого распространения продукта в своей товарной группе, а также, когда в попытке достижения высокого качества производителем выбрана для продукта "ниша качества" (небольшая часть рынка);
Она неприменима:
Схема
организации деятельности фирмы
в условиях применения концепции совершенствования
товара представлена на рис. 2.
Рис.
2. Схема концепции
Концепция ориентации на продажи предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.
Основные
предпосылки использования
Фирмы,
которые руководствуются
Следует
иметь в виду, что на практике реализация
сбытовой концепции связана с навязыванием
покупки, причем продавец стремится во
чтобы то ни стало заключить сделку, а
удовлетворение потребностей покупателя
является второстепенным моментом. Иногда
подобная практика может привести к потере
рынка для производителя. То, что концепция
сбыта все же может быть эффективной в
течение длительного времени, объясняется
следующими причинами: а) многие покупатели
считают, что они в состоянии защитить
свои интересы; б) покупатели, неудовлетворенные
покупкой, вскоре забывают о своем чувстве
неудовлетворенности; в) покупатели, недовольные
покупкой, не очень часто делятся своими
впечатлениями с другими покупателями;
г) покупатели, неудовлетворенные покупкой,
едва ли будут обращаться с жалобой в общество,
защищающее их интересы; д) всегда имеется
достаточно большое число потенциальных
покупателей.
Ведущая идея концепции: | Развитие сбытовой сети, каналов сбыта |
Основной инструментарий: | Сбытовая политика |
Главная цель: | Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров |