Роль и значение маркетинга достопримечательностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Российские города вступают в период активной и нарастающей конкуренции между собой. Конкурировать придется за все - за инвестиции, информационные потоки, но прежде всего за людей - талантливых врачей, преподавателей, менеджеров, туристов. Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. В такой ситуации городам и регионам России трудно сохранить население и найти свою экономическую и культурную нишу. Один из способов - освоение маркетинговых технологий.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ.docx

— 36.38 Кб (Скачать)

Псковская область расположена  на северо-западе Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100 кв. км. озер. Протяженность  области с севера на юг - 380 км, с  запада на восток - 260 км. Население области  сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест. Область административно разделена на 24 района, из них 9 – приграничных, имеет два относительно больших экономических центра: город Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге.

Главной особенностью экономического и географического положения  Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:

- внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.

- внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.

Для успешного существования в  условиях конкурентной борьбы и формирования узнаваемости, собственный уникальный имидж необходим сегодня и  Пскову. Псков является одним из древнейших городов России – в  2003 году он отпраздновал 1100-летие. На территории Пскова и Псковской области находятся сотни памятников древнерусского зодчества. Представители внешних целевых аудиторий чаще всего связывают с городом следующие образы: русское средневековье, древнерусская архитектура, крепости, церкви, иконы, фрески, и такие исторические события, как набеги тевтонских рыцарей и Ледовое побоище. Город также ассоциируется с православной культурой. Исходя из этого, можно предложить концепцию «Псков – город Русской старины» или «Псков – город древних славных традиций и побед».

Псковская земля исключительно  богата памятниками ее славной истории  и обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного мастерства русских зодчих ХII-ХIХ веков. Псковичи внесли значительный вклад в культурное наследие человечества. Причем это не единичные памятники  истории и культуры, а школы  и направления в развитии архитектуры, живописи и прикладного искусства. Уже к XII веку в Пскове появились  первые каменные постройки, из которых  соборы Спасо-Мирожского и Иоанно-Предтеченского монастырей сохранились до наших  дней.

Особенностью Пскова, история которого насчитывает полторы тысячи лет, является то, что это город –  музей, памятники архитектуры которого сами, фактически, являются экспонатами. В области сейчас существуют отдельные  зоны притяжения туристических потоков  вокруг музеев, расположенных, как правило, в микрорегионах с богатым  историко-культурным наследием и  сохранившимся природным ландшафтом. Кроме исторических музеев в области  работает восемь музеев, посвященных  знаменитым людям, ставших неотъемлемой частью культурной жизни России.

Среди историко-культурных памятников можно выделить:

- Ансамбль Псковского Кремля (Крома) VI - XIX веков, историко-архитектурный  и градостроительный центр Пскова, расположен на высоком мысу  при впадении р. Пскова в  р. Великая;

- Ансамбль Довмонтова города X - XVII веков;

- Стены окольного города различной  степени сохранности на протяжении 9,5 километров;

- Ансамбль Мирожского монастыря  XII - XIX веков с фресковой живописью  XII в. Спасо-Преображенского собора;

- Церкви: Василия на горке (XV век), Николы со Усохи (XVI век), Анастасии  Римлянки (XVI век) и другие;

- Гражданские сооружения XVII века: Палаты Меньшиковых, Солодежня  и другие;

- Гражданские здания XVII - XX веков.

Гордостью Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, датируется 1153г. Этот собор единственный в Пскове монастырский памятник греко-византийского  типа, отличается суровой простотой  и строгостью архитектурной композиции. Интерьер храма расписан сохранившейся  уникальной фресковой живописью  середины XII в. Памятник хорошо известен далеко за пределами нашей страны. Уникальные образцы монументальной живописи представляют одно из высших достижений духовной культуры Древней  Руси, поражают художественным совершенством, глубиной мысли. Спасо-Преображенский собор с его фресками включен  ЮНЕСКО в число памятников мирового значения. Мирожский монастырь был  одним из культурных и летописных центров Пскова. Здесь в XIII веке был  сделан список «Слова о полку Игореве».

Псковский историко-архитектурный  и художественный музей ведет  свою историю от небольшого музея  открытого по инициативе псковской  интеллигенции в 1876 году. В настоящее  время центральный комплекс музея  находится на улице Некрасова, 7 и  занимает несколько зданий: Поганкины  палаты - памятник гражданской архитектуры  Пскова XVII века, бывшую художественно-промышленную школу, возведенную в начале XX века, а также современный корпус, построенный  в семидесятых годах нашего столетия, - они составляют сейчас единое целое.

Высокий уровень изобразительного и прикладного искусства, свойственный творчеству древних псковских мастеров, характеризует самые различные  виды художественного наследия Пскова: иконопись, фреска, книжную миниатюру, ювелирные изделия, резьбу по камню  и дереву, керамику.

Исключительный интерес для  туристов могут представлять древнерусские  памятники города Печоры. Город этот расположен прямо на государственной  границе России и Эстонии.

При въезде в Псков из Прибалтики своеобразной прелюдией к величественной музыке древнего Пскова наиболее открыто  и торжественно звучит Изборск –  «псковский пригород», расположенный  в тридцати километрах от Пскова. Изборск  один из древнейших городов Древней  Руси, впервые он упомянут в русской  летописи в 862 году. Под территорию Изборского музея-заповедника отдано 40 кв. километров окружающей территории, где сохраняются  не только памятники истории и  культуры, но и редкие представители  фауны и флоры. Город расположен в Изборско-Мальской долине, которая  сама по себе является памятником и  уникальным объектом для исследований: из 1096 видов растений, произрастающих в районе Изборска, многие не встречаются  нигде в мире. 
В Пушкиногорском районе находится уникальный памятник русской культуры национального значения - государственный мемориальный историко-литературный и природно-ланшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина. Именно здесь на Псковской земле расцвел гений величайшего русского поэта. У стен древнего Успенского собора Святогорского монастыря покоится его прах. Территория музея-заповедника занимает значительную площадь - 9713 гектаров и включает в себя усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское, ансамбль Святогорского монастыря, городище Воронич и другие музейные и ландшафтные реликвии. Пушкинские Горы – это не просто музей под открытым небом. Этот уголок занимает одно из самых главных мест в духовной жизни России. Ежегодно 6 июня в день рождения поэта на территории музея-заповедника проходит всероссийский праздник поэзии, на который съезжаются гости не только со всей России, но и мира.

На территории области действуют 3 государственных музея и 10 филиалов, 12 муниципальных музеев. Число посещений  в музеях области в 2005 году составило 555 тысяч человек.

Можно сделать вывод, что богатая  историческая культура Псковской области, ее рекреационные ресурсы и инфраструктура создают перспективу для развития в области практически всех видов  туризма: познавательного, событийного, экологического, лечебного, оздоровительного и спортивного, что сможет удовлетворить  туристов практически любого направления.

Казалось бы, имидж и достопримечательности  древнего города можно эксплуатировать  до бесконечности. На деле все не так  просто. Псков вынужден конкурировать  с другими средневековыми городами Северо-Запада за туристов (в основном из Санкт-Петербурга)  и инвестиции. По многим характеристикам Псков очень похож на Великий Новгород – примерно одинаковый возраст, территория, численность населения, общая история. При этом Новгород (что вполне логично) активно использует имидж древнего культурного центра шедшего по демократическому пути, «заманивает» туристов Ганзейскими Днями и другими подобными мероприятиями.

Таким образом, Россия из года в год  укрепляет свои позиции на высококонкурентном мировом рынке туристских услуг, в том числе за счет целого комплекса  уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми располагает. Памятники  истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей  требует бережного подхода.

 

 

 

Заключение

Полноценная реализация маркетинга на всей территории нашей страны - задача, как минимум, не одного десятилетия, хотя первые подвижки уже есть. Маркетинговые службы появились на многих предприятиях, богаче и профессиональнее становится информационная база маркетинга достопримечательностей, возникло некоторое правовое поле по вопросам поведения на рынке, изменяется психология отношения к маркетингу со стороны не только предпринимателей, но и граждан, и даже властей. Все эти позитивные изменения начали происходить буквально за последние несколько лет, фактически уже в XXI в. Но популизм и паразитирование на знаменитых именах, к которым неизбежно приходится прибегать при раскрутке достопримечательностей региона, впоследствии способны дать значительный толчок развитию культурной индустрии - музеев, галерей, восстановлению архитектурных памятников и т.д., как это происходит в большинстве туристических центров мира. Чем больше туристов, тем больше требуется достопримечательностей. Туристам нужна пища для глаз. И если их нет исторически, то можно создать их искусственно.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Лавров А.М., Сурнин В.С. Региональный маркетинг и тенденции его развития / Реформирование экономики: региональные аспекты. Кемерово: Кузбасиздат, 1994. - 589 с.
  2. Маркетинг для государственных и общественных организаций [Текст] / пер. с англ. под ред. С.Г. Бопук. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  3. Панкрухин А.П.Муниципальное управление: маркетинг территорий.– М.: Логос, 2002. – 64 с.
  4. Сачук Т.В. Основы территориального маркетинга. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 2004.- 201 с.
  5. Старцев Ю. Н. Территориальный маркетинг: Учебное пособие. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2004. – 84 с.
  6. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2002. - 328 с.
  7. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. СПб: Питер, 2009. – 368 с.
  8. Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 376 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль и значение маркетинга достопримечательностей