Развитие товарных бирж в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи.
Не явился исключением для биржевой деятельности и Казахстан. Наша экономика уже созрела для интеграции в мировую биржевую торговлю, и для развития рыночных механизмов внутри страны. Средства и энергия для этого есть. Остается только перевести все это из области потенциально возможного в область реально осуществленного.
Целью данной работы является провести маркетинговые исследования товарных бирж в Казахстане, раскрытие понятия товарной биржи, описать её сущность и тенденции развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть историю возникновения товарных бирж и их роль в современной экономики.
2)Раскрыть теоретические аспекты функционирования товарной биржи.
3)Описать организационно-правовые особенности функционирования товарных бирж в Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 65.23 Кб (Скачать)

Решение о реорганизации, ликвидации товарной биржи принимается высшим органом  управления биржи в порядке, установленном  уставом биржи, и в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, принудительная реорганизация и прекращение  деятельности товарной биржи может  быть осуществлено судом.

Изменение состава учредителей не является реорганизацией товарной биржи и  не влечет перерегистрации юридического лица.

Товарная  биржа - организованная форма регулярно  функционирующего оптового рынка товарами, допущенными к обращению на бирже. Организационно-правовая форма юридического лица – товарная биржа. Наименование юридического лица, не зарегистрированного  в организационно-правовой форме  товарная биржа в соответствии с  настоящим Законом, не может включать в себя слова «товарная биржа» или производные от них слова  в любых сочетаниях.

Товарная  биржа может быть создана путём  образования нового юридического лица, а также в результате реорганизации  существующего юридического лица в  порядке, установленном настоящим  Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Правоспособность  товарной биржи возникает с момента  получения лицензии. Биржа имеет  право создавать на территории Республики Казахстан и за её пределами свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на деятельность которых распространяется соответственно действие законодательства Республики Казахстан и законодательство страны нахождения филиала, представительства, подразделения.

По форме  организации биржевых торгов товарные биржи подразделяются на:

• закрытые товарные биржи, участниками торгов которых являются только члены биржи  в соответствии с её уставом;

• открытые товарные биржи, которые допускают  к участию в биржевых торгах разовых  посетителей;

• смешанные  товарные биржи, участниками которых  являются как члены биржи, так  и разовые посетители.

По специализации  товарные биржи могут быть:

• универсальными, на которых совершаются сделки по широкой номенклатуре биржевых товаров;

• специализированными, на которых объектами торговли являются отдельные товары или их группы. 

3.2 перспективы проблемы и пути решения развития биржевой торговли в РК 

Стратегические  цели развития торгово-экономических  отношений Республики Казахстан, как  известно, направлены на интеграцию в  мировое хозяйственное пространство, в ближайшее время решаются вопросы  вступления в ВТО. Определяя свое будущее в мировом экономическом  пространстве, экономической стратегией Республика Казахстан провозгласила  дальнейшую интенсификацию роста производства конкурентоспособных товаров и  услуг, выбирает цивилизованные способы  торгового партнерства, развитие институциональной  основы торговых отношений – биржевых торгов. Деятельность товарных бирж в  Республике Казахстан определялась Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О товарных биржах»  и утвержденным Правительством Республики Казахстан Перечнем биржевых товаров.

Как отмечают биржевые компании, первоначальный перечень биржевых товаров содержал практически  весь спектр стратегических товаров, производимых отечественными товаропроизводителями. Их обращение на товарных биржах позволяло  устанавливать справедливую цену спроса и предложения, препятствовало реализации этих товаров по демпинговым ценам, особенно при экспортных поставках. Прозрачность ценообразования, доступность  всех хозяйствующих субъектов к  результатам торгов, предоставление широкой информации о конъюнктуре  рынка – все это способствовало становлению цивилизованного рынка  биржевой торговли.

Однако, в настоящее время биржи фактически отстранены от участия в экономических  процессах страны, их деятельность практически свернута. Из 12 товарных бирж – членов Биржевого союза  Казахстана, членами которых являются:

  1. Международная Казахстанская агропромышленная биржа
  2. "АКТАУ"
  3. Агропромышленная биржа «СолУcтИк дала»
  4. Костанайская универсальная биржа « Астык»
  5. Южно-Казахстанская универсальная товарная биржа «Жибек-Жолы»
  6. Южно-Казахстанская нефтяная биржа
  7. АО «МТБК»
  8. Актюбинская агропромышленная товарно-сырьевая биржа "Кокжар"
  9. Универсальная товарная биржа «Окжетпес»
  10. Биржевой центр «Орлан»
  11. Центрально-Казахстанская товарная биржа «Кен Дала»
  12. Жесказганская межрегиоиальная товарная биржа «Сары-Арка»

Согласно  пункту 3 статьи 3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 07 апреля 1995 года № 2170 «О товарных биржах», перечень биржевых товаров и минимальный  размер представляемых партий, подлежащих реализации только через открытые товарные биржи, утверждаются Правительством Республики Казахстан.

В настоящее  время в перечне остались зерновые культуры, кожевенное сырье, хлопок - волокно, отходы хлопка, шерсть, масло подсолнечное хлопковое, живые животные и т.п. (Приложение)

Экономическими  предпосылками развития товарных бирж, осуществляющих организационную и  регулирующую деятельность по проведению биржевых торгов массовыми, стандартизированными товарами и контрактами является, прежде всего, высокая концентрация спроса и предложения на данный товар, а также заинтересованность хозяйствующих  субъектов в осуществлении торговых операций на товарной бирже.

В настоящее  время в республике товарами массового  производства являются зерно, металл, нефтепродукты и уголь, особых проблем  с приобретением и реализацией  которых по причине наличия годами налаженной схемы не наблюдается.

Вместе  с тем можно констатировать отсутствие открытого рыночного ценообразования  на данные товары (неоправданное повышение  цен ввиду наблюдаемых сговоров хозяйствующих субъектов, наличия  большого количества посредников и  т.д.), что, в свою очередь, оказывает  негативный мультипликационный эффект на всю экономику.

Относительно  вопроса об установлении биржевых цен  при совершении сделок - купли-продажи  сообщаем, что Правилами биржевой торговли устанавливаются порядок  котировки биржевых товаров, порядок  информирования участников биржевой торговли о ценах биржевых сделок и о  котировке цен биржевых товаров, меры по контролю над процессом ценообразования  на бирже. Бирже запрещается устанавливать  уровни и пределы на биржевой товар.

Учитывая  отсутствие единых концептуальных подходов по основополагающим вопросам функционирования и дальнейшего развития деятельности товарных бирж в Казахстане (обязательность перечня биржевых товаров, лицензирования деятельности товарных бирж и др.), Министерство индустрии и торговли (далее - Министерство) обратилось с просьбой об исключении законопроекта из плана, которая  была одобрена на 61 заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной  деятельности.

Министерством создается рабочая группа из числа  заинтересованных государственных  органов и представителей Биржевого  союза в целях выработки предложений  по развитию деятельности товарных бирж и совершенствования законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж в Республике Казахстан.

В соответствии с данным проектом распоряжения Рабочей  группе поручено выработать предложения  по развитию деятельности товарных бирж в Республике Казахстан.

Для того чтобы  развить биржевую торговли в РК, нужно следующие:

- поддерживать  развитие новых бирж в РК.

- проводить  ознакомительные мероприятия не  только потенциальных заказчиков  и поставщиков, но и простого  населения.

- обмениваться  опытом с зарубежными биржами,  для этого организовывать встречи  на международных уровнях.

- проводить  обучающие тренинги для работников  биржи и все желающих.

     По  итогам предварительных совещаний  с заинтересованными государственными органами и представителями Биржевого  союза Казахстана выработаны предварительные  предложения по развитию деятельности товарных бирж, которые будут учтены при формировании Концепции и  проекта Закона Республики Казахстан  «О товарных биржах» и подлежат рассмотрению в рамках заседаний Рабочей группы; участие государства в создании клиринговой палаты (капитализация  которой должна быть на уровне средних  банков второго уровня) совместно  с другими заинтересованными  сторонами для перехода от торговли наличным товаром к фьючерсному  рынку, как к апробированному  инструменту стабилизации цен на товарных рынках;

- введение  лицензирования деятельности товарных  бирж, учитывая ее специфичность,  а также необходимость разработки  ведомственного нормативного акта, предусматривающего квалификационные  требования к осуществлению деятельности  товарных бирж как на спотовом, так и на фьючерсном рынке;

- введение  квалификационных требований к  биржевым брокерам, дилерам.

Кроме того, в целях привлечения предпринимателей к торговле через товарные биржи  и стимулированию постепенного перехода товарных бирж к организации торговли производными биржевыми инструментами (фьючерсами, опционами и т.д.), предлагается:

1. создание  государственного реестра товарных  бирж, соответствующих квалификационным  требованиям, для осуществления  государственного закупа через  указанные биржи;

2. разработка  номенклатуры товаров, закупаемых  для нужд государства и подпадающих  под определение «биржевой товар»;

3. введение  обязательной регистрации фьючерсных  сделок с товарами, включенными  в номенклатуру товаров, закупаемых  для нужд государства.

В целях  оказания технической помощи Казахстану в рамках процесса вступления в ВТО  в виде международной экспертизы, привлекаются такие международные  организации, как Японское Агентство  Международного Сотрудничества (JIСА), Конференция по торговле и развитию (UNCTAD) и Агентство США по международному развитию (USAID).

Таким образом, выработка коллегиального решения на заседаниях рабочей группы, утверждение Концепции Советом  по экономической политике, и последующее  принятие Закона Республики Казахстан  «О товарных биржах» позволит преодолеть кризис товарной биржевой деятельности и определить основные направления  развития деятельности товарных бирж в республике.

Заключение

В учебнике Макконелла биржа упоминается "как высокоразвитый рынок, на котором покупатели и продавцы... акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом ". Биржа есть чисто конкурентный рынок, т.е. такой механизм, на котором можно наблюдать действие рынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконелл одним из 6 принципов и институтов опирается на пример функционирования биржи. Система цен или рыночная система наиболее выпукло проявляет себя именно здесь, на бирже. Не будь этого примера, сей принцип потерял бы большую часть своей убедительности.

Биржа в классическом понимании это:

1) место,  где регулярно в одно и тоже  время проводят торги по определенным  товарам;

2) объединение  торговцев и биржевых посредников,  которые сообща оплачивают расходы  по организации торгов, устанавливают  правила торговли, определяют санкции  за их нарушение; абсолютное  большинство бирж - это не прибыльные  организации, члены биржи получают  выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.

Информация о работе Развитие товарных бирж в Республике Казахстан